Гаранин К. В.2, Кошкарев Д. А.3, Лебедев Е. А.2,
Мараканова Е. Ю.4, Чернышев Г. Е.1, Головина Т. А.1
1 — УК «Полиметалл», 2 — УК «Полюс», 3 — АК «АЛРОСА», 4 — «СМТ-Консалтинг»
Введение
На ежегодно проводимом в г. Москве форуме и юбилейной 20-й выставке «Майнекс Россия — 2024» — ведущей отраслевой площадке, которая открывает возможности для развития бизнеса в геологической, горнодобывающей и металлургической отраслях, в рамках панельной сессии «Регулирование недропользования — повышение эффективности» состоялось обсуждение вопросов, связанных с развитием взаимоотношений недропользователей и государственных регулирующих органов.
Тематика сессии предопределила выступления в формате дискуссии, состоялся продуктивный обмен мнениями представителей государственных органов власти, ведущих горнорудных компаний и организаций, вовлечённых в сферу недропользования. Основной посыл выступлений — развитие взаимовыгодных отношений государства и недропользователей для повышения эффективности работ по геологическому изучению и освоению недр. Участники отметили важность заданных вопросов для дальнейшего определения стратегии развития и бизнес-моделей компаний, государственных институтов, частных и коммерческих организаций.
Заданная проблематика рассматривалась с разных точек зрения, но участники дискуссии призвали предопределять дальнейшую стратегию развития отрасли, концептуальные вызовы и отождествляющиеся возможности развития вместе с представителями государственных органов власти, при этом важнейшую роль в координации совместной деятельности отводя Федеральному агентству по недропользованию «Роснедра» (далее — Роснедра).
В целом содержание дискуссии можно распределить в три основных блока.
1. Интенсивность прогнозных и поисковых работ для развития МСБ. Было отмечено, что актуальными остаются вопросы точного и надёжного прогнозирования для развития геологоразведки, при этом существенных проблем с методиками поисковых работ в целом нет, это больше рабочие вопросы. Важнейшей составляющей геологоразведки остаётся выявление новых площадей для поисков с результативным прогнозом с целью дальнейшей разбраковки проектов по результатам геолого-разведочных работ (ГРР). Недропользователи и участники форума отмечали, что их деятельность ограничивают формальности и избыточные требования по документальному обеспечению работ. Важнейшим вызовом остаётся необходимость получения достоверной исходной информации, при этом требуется обеспечить её доступность. В связи с общей заинтересованностью всех участников взаимоотношений в сфере недропользования в повышении интенсивности и эффективности работ перед горнорудной отраслью стоят вызовы, связанные со снижением сроков реализации проектов, а для этого требуется устранение барьеров, влияющих на данный фактор. В процессе дискуссий недропользователями были представлены конкретные их примеры — перекрытие объектов поиска и оценки «бедными» россыпями, наличие «неактивных» лицензий и запасов, не вовлекаемых в отработку в связи с их низкой рентабельностью, и т. д.
2. Эффективное управление портфелем проектов геологического изучения недр. Участники сессии сошлись во мнении, что цель проектов геологического изучения недр — оперативный ввод месторождений в эксплуатацию. Поэтому участники процесса ГРР должны оптимально использовать срок, отведённый на выполнение работ. Недропользователь после получения лицензии на геологическое изучение недр должен как можно скорее приступить к физическому производству работ, а не тратить время на урегулирование вопросов, связанных с обеспечением доступа к участкам недр, решая проблемы с «очисткой» территорий от ограничивающих факторов — наличия ООПТ и охотничьих угодий, выполнения избыточных требований в сферах лесо- и землепользования и т. п. Геологи должны тратить время на применение имеющихся методик и внедрение новых методов, на оценку результатов работ, а не на борьбу с формальностями и преодоление воздвигнутых излишних ограничений.
3. Геологоразведка и эксплуатация месторождений. Был обозначен широкий перечень вопросов, в том числе проблемы ввода месторождений в эксплуатацию, связанные с необходимостью соблюдения формальностей при прирезке запасов месторождений, отработка коренных месторождений под россыпями, вовлечение в отработку или списание забалансовых и неподтверждённых протоколами экспертизы запасов, то есть все те барьеры, которые не позволяют участникам недропользования эффективно реализовать свою деятельность на основе принципа полноты освоения недр.
Основная часть. Выступление недропользователей и Роснедр
Компанией «Полиметалл» было отмечено, что сегодня запросы бизнеса исходят из необходимости быстро адаптироваться под постоянно меняющиеся экономические, технологические и прочие условия. Учитывая объективные ограничения в кадрах и возможностях привлечения инвестиций, очевидным направлением оптимизации является повышение производительности и эффективности. В то же время перед геологическими службами компаний стоит цель опережающего восполнения минерально-сырьевой базы действующих предприятий, базисом для которого является устойчиво и быстро эволюционирующий от поисковой до эксплуатационной стадии портфель проектов. Воплощая данную парадигму, «Полиметалл» столкнулся с необходимостью решения следующих задач:
1. Максимально быстрая разбраковка перспективных площадей.
2. Сокращение сроков проведения полевого этапа геолого-разведочных работ.
3. Сокращение сроков получения разрешительной документации.
Не беря во внимание финансовую составляющую, благодаря развитию технологий в инженерно-технической сфере и, самое главное, умелому применению данных технологий геологическими службами различных компаний задача по повышению скорости проведения полевых ГРР решается успешно. Однако время (в исчислении от прогнозных работ), затрачиваемое на ввод в эксплуатацию нового месторождения, стало определяться не размером объекта (для мелких/крупных), а скоростью получения разрешительной документации. При этом отдельно подчёркиваются преобладающие затраты по времени для получения различного рода разрешительной документации над временем, необходимым для непосредственных производственных задач.
Содержание выступления АЛРОСА было сфокусировано на проблематике устранения барьеров к освоению низкорентабельных и небольших по запасам месторождений, которые требуют от недропользователей и государственных регуляторов недропользования активного взаимоувязанного развития правовых и организационных решений.
Первое предложение связано с необходимостью вовлечения в эксплуатацию небольших и низкорентабельных месторождений, запасы которых подсчитаны, но не подкреплены соответствующим протоколом экспертизы уполномоченного государственного органа.
Вторым предложением по стимулированию вовлечения в отработку сырьевой базы является увеличение количества «прирезаемых» запасов месторождения с 20 до 30 %.
Третье предложение направлено на разработку механизма реализации (продажи) полезного ископаемого, полученного на этапе ГРР.
В основе вышеобозначенных инициатив АЛРОСА заложены принципы многогранного взаимодействия государства и бизнеса по освоению недр во благо сырьевой безопасности территорий и благополучия населения. АЛРОСА ведёт конструктивный диалог с участниками процесса недропользования, готова к обмену опытом и открытому общению с партнёрами по аналогичным кейсам (рис. 1).
Основной тезис выступления специалистов компании «Полюс» заключался в том, что стимулирование эффективного недропользования должно исходить из принципа взаимовыгодного развития отрасли, очевидного для всех участников возникающих в этой сфере взаимоотношений. Совокупные выгоды участников от повышения эффективности освоения недр всегда превышают доходы его отдельных субъектов. В основу критериев оценки необходимости изменения регулирующих механизмов в сфере недропользования можно заложить следующие принципы и подходы:
• повышение темпов освоения недр и развитие МСБ;
• дебюрократизация;
• снижение и устранение барьеров;
• поощрение инициатив и инвестиций;
• доступность данных.
Недропользователи, работающие в определённом «домашнем» регионе, постепенно изучают фланговые части «действующих» объектов, получают лицензии на сопредельные площади или «выкупают» их у других компаний. В результате формируется кластер лицензий и соответствующих проектов ГРР, которые требуют отдельного управления. С целью оптимизации предлагается разработка механизма объединения (укрупнения) проектов ГРР и лицензий на пользование недрами.
Запасы, учитываемые государственным балансом, но не проходившие экспертизу (нет протокола ГКЗ), требуют доизучения. «Остаточные» запасы могут блокировать доступ к перспективному рудному объекту, открытым остаётся вопрос квалификации подобных «запасов», которые сегодня являются скорее «ресурсами». В этой связи требуется системная актуализация государственного баланса запасов и ресурсов.
В настоящее время существует запрет на повторное лицензирование через заявительный принцип досрочно прекращённых лицензий на геологическое изучение недр. Для реактивации ГРР на таких площадях предлагается формирование рейтинга добросовестных недропользователей и предоставление возможности получения ими «замороженных» площадей при условии наличия у них действующих лицензий, а также «чистой истории» по условиям исполнения нормативных требований.
Геологическое изучение площадей осуществляется недропользователем на основании лицензии на пользование недрами, а также разработанной и согласованной проектной документации, существует сложность в актуализации проектов. При исполнении проектов накапливается большой объём геологической информации разного формата. Необходима возможность самостоятельной корректировки объёмов и видов работ в рамках первично согласованных проектов ГРР, а также предоставление недропользователю права сокращения первичных материалов при условии обеспечения их качественной документацией и формирования цифровой модели геологических фондов.
Для качественного прогнозирования, в том числе с возможностью применения передовых технологий, необходимо наличие наиболее полного массива исходных данных. Требуется разработка автоматизированных машинных методов для анализа и интерпретации исходных данных и прогнозирования перспективных объектов. Государственным органам и соответствующим организациям необходимо ускорить процесс оцифровки данных в геологических фондах и обеспечить доступ к исторической информации о результатах работ предшественников. Целесообразным представляется и возможное снятие грифа секретности или других ограничений по истечении, а также к картам работ относительно крупного масштаба 1:50 000.
Специалисты компании СМТ Consulting обозначили перечень направлений для возможной дальнейшей проработки с целью развития системы эффективного недропользования. Среди ключевых аспектов реализации горных проектов были выделены вопросы, связанные с корректным оформлением земельных участков и землепользованием, даны рекомендации по минимизации соответствующих рисков.
Как показывает практика горной отрасли, приобретение недропользователем лицензии на пользование недрами не является основанием для автоматического предоставления в пользование земель.
Данное условие осложняется тем, что требуемые земельные участки в зависимости от различных факторов могут иметь ряд ограничений, таких как:
• принадлежность земельного участка к объектам федеральной, муниципальной или частной собственности;
• наличие зон с особыми условиями использования (ЗОУИТ);
• несоответствие категории земельного участка и установленного вида разрешённого использования планируемым целям его использования;
• расположение на множестве мелкоконтурных участков;
• использование земель третьими сторонами без оформления права собственности: например, использование земель коренными малочисленными народами для выпаса скота, оленеводства, в целях собирательства.
С целью своевременного выявления возможных ограничений и рисков CMT Consulting рекомендует недропользователям проводить на этапе проработки стратегии или получения лицензии на пользование недрами так называемый скрининг аспектов землепользования, основными задачами которого являются:
• оценка правового статуса земель;
• выявление экологических и социальных ограничений, неразрывно связанных с вопросами землепользования;
• идентификация заинтересованных сторон проекта;
• анализ условий использования участка;
• определение необходимости в дополнительных согласованиях и разрешениях для дальнейшей эксплуатации участка.
Роснедра всегда подчёркивали важность обсуждения стратегических вопросов развития отечественной геологической отрасли, горнодобывающей и металлургической отраслей, так как горнодобывающая промышленность является опорой экономического развития страны, вносит огромный вклад в укрепление энергетического потенциала России и социально-экономическое процветание регионов.
Процесс нормативного регулирования в сфере недропользования активно развивается, так, в декабре 2023 года был принят ряд актов, которые существенно изменили законодательство Российской Федерации и, в частности, закон «О недрах». Регулирование использования недр было дополнено новыми механизмами, а часть прежних была преобразована по результатам анализа правоприменительной практики.
Роснедрами было обозначено, что на фоне постоянно возникающих внешних вызовов необходимо налаживать взаимодействие государства и бизнеса, в частности в рамках законотворческой деятельности, для достижения общей цели — стабильной и предсказуемой экономической ситуации в стране, достижение которой возможно только при динамичном развитии всех секторов промышленности, где горнодобывающей отрасли отведена одна из основных ролей.
Заключение
В результате состоявшейся дискуссии участники пришли к выводу, что недропользователи, представители государственной власти и профильные институты готовы к дальнейшей проработке озвученных недропользователями инициатив, а также к началу формулировки соответствующих нормативно-правовых актов для повышения эффективности недропользования.
С целью дальнейшей проработки высказанных инициатив было предложено обеспечить открытое взаимодействие между участниками процесса, которое может быть реализовано в формате круглого стола. При этом предлагается сформировать и ранжировать перечень предложений и инициатив, которые в дальнейшем могут быть учтены в соответствующих законодательных механизмах и позволят получить измеряемый положительный эффект от их реализации.
Таким образом может быть создан полезный инструментарий, позволяющий получить обратную связь, оценить потребности (проблематику) и сфокусироваться на конкретике, о которой говорили спикеры сессии. Совместная деятельность компетентных и профессиональных недропользователей в синергии с представителями государственных органов обеспечит достижение общих взаимовыгодных целей, основанных на принципах результативного сотрудничества в составе единой команды на благо нашего государства.