Автор: Вислинский Марк Дмитриевич – специалист 1-й категории отдела маркетинга (Vislinskiy_MD@umbr.ru), Неволин Владислав Валерьевич – начальник отдела маркетинга (nevolin_vv@umbr.ru), ОАО «Уралмеханобр», г. Екатеринбург.
Аннотация: данная статья посвящена обзору проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации экологически особо опасных объектов)». На основании указанных изменений проводится анализ новых аспектов деятельности подразделений проектных институтов и промышленных предприятий.
Ключевые слова: экологическая экспертиза, проектный институт, охрана окружающей среды, закон, право.
_________________________________________________________________
На официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации экологически особо опасных объектов)».
Основными целями проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации экологически особо опасных объектов)» является уточнение понятия экологической экспертизы, его новая интерпретация; расширение перечня объектов экспертизы; изменения в порядок проведения экспертизы, а также некоторые изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Закон стал результатом многолетней работы по совершенствованию норм экологического законодательства с неотъемлемым анализом. Обладая знаниями о существующем законодательстве и имея все необходимые компетенции, каждый гражданин сможет обосновывать и принимать решения в пределах своих должностных обязанностей и совершать все необходимые действия, связанные с реализацией эколого-правовых норм. Каждый человек должен понимать, что он имеет право на достойные природные условия, право на благоприятную окружающую среду и, следовательно, все его права и свободы должны быть соблюдены, вне зависимости от того, расположено ли вблизи его места жительства промышленное предприятие.
Изменения повлекли за собой появление новых аспектов деятельности промышленного предприятия и совершенствование функций и задач прошлых лет. Возможно, что на протяжении следующих десятилетий произойдет еще
множество изменений в экологическом законодательстве для достижения допустимого качества состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В соответствии с проектом расширено понятие «экологическая экспертиза», а также ее назначение. Назначение экологической экспертизы сосредоточено не только в установлении соответствия документов (документации) требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, но и в оценке достаточности мероприятий по охране окружающей среды и определении допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду.
Следует отметить, что для проектных институтов и промышленных предприятий наиболее актуальной является информация о расширении перечня объектов государственной экологической экспертизы. Объекты ГЭЭ федерального уровня предлагается дополнить проектной документацией экологически особо опасных объектов, а также технически сложных объектов капитального строительства и реконструкции, определенных в соответствии с законодательством об охране окружающей среды (п. 7.3). Действующим законодательством не предусмотрено понятие «экологически особо опасных объектов». В связи с этим проектом предусматривается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 4 ст. 69).
После того как указанные изменения вступят в силу, многие объекты проектирования будут подлежать сдаче на государственную экологическую экспертизу перед прохождением государственной экспертизы проектной документации. Таким образом, для заказчика станет необходимым учитывать и просчитывать заранее риски сдвижения сроков реализации проекта на более долгий период. Увеличение сроков реализации проекта обуславливается следующими факторами:
– процедура проведения ГЭЭ в части сроков регламентирована и не может занимать менее чем 2 месяца;
– процедура проведения ГЭЭ предусматривается до подачи проектной документации в ГГЭ, что делает невозможным их параллельное прохождение;
– отсутствие опыта прохождения ГЭЭ проектной документации у подавляющего числа предприятий и проектных организаций повлечет огромное количество отрицательных заключений и отказов в приеме документации на экспертизу по формальным признакам;
– в связи с увеличением числа объектов, для которых ГЭЭ становится обязательной, возрастет количество проводимых общественных слушаний. Роль общественных слушаний сегодня довольно велика. При этом стоит отметить возможность манипуляций общественным мнением со стороны различных сторон, не заинтересованных в реализации проекта, будь то конкуренты либо просто фанатично убежденные гражданские лица;
– изменение заказчиком или инвестором концепции проекта на стадии его реализации, что встречается довольно часто, повлечет за собой в новых реалиях еще более серьезные сроки сдвига графика влево. Прежде всего необходимостью повторной процедуры проведения как ГГЭ, так и ГЭЭ.
Таким образом, экологическое законодательство, направленное прежде всего на рациональное использование природных ресурсов для сохранения допустимого состояния окружающей природной среды, совершенствуясь, возводит все новые бюрократические барьеры и «тормозы» для реализации инвестиционных проектов в РФ, что неминуемо возымеет отрицательное влияние на макроэкономические показатели нашей страны.
Согласно изменениям, перечень видов экологически особо опасных объектов, в отношении которых меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (в том числе ГЭЭ) осуществляются органами государственной власти РФ, определяется Правительством РФ.
Также предусмотрены критерии отнесения объектов хозяйственной и иной деятельности к видам экологически особо опасных объектов. Это вид хозяйственной и иной деятельности, характеризующийся на основе интегральных показателей совокупного воздействия на окружающую среду значительными уровнями и (или) объемами воздействия на окружающую среду; значительные объемы производства продукции для данного вида хозяйственной и иной деятельности; использование в процессе производства и/или содержание в выбросах, сбросах, отходах производства и потребления химических веществ с радиоактивными, канцерогенными и мутагенными свойствами.
Не исключено, что виды экологически особо опасных объектов могут быть определены, опираясь на Федеральный закон от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Гражданский кодекс Российской Федерации.
В проекте не пояснено, что понимается под «интегральными показателями совокупного воздействия на окружающую среду», не установлено, в каком порядке и кем определяются «интегральные показатели». Также не определено, какие уровни и объемы воздействия необходимо считать «значительными», каковы критерии такой «значительности». В
отсутствие разъясняющих (уточняющих) подзаконных актов данный критерий можно охарактеризовать как непроработанный. Без дальнейшей проработки применение указанного критерия может привести к отнесению к экологически особо опасным объектам объектов, которые таковыми не являются.
Важно отметить, что в проекте не установлено, кто уполномочен определять, относится ли конкретный объект к экологически особо опасным объектам или нет. Если решение данного вопроса в дальнейшем планируется оставить на усмотрение органов государственной власти и природопользователей, то неизбежно возникновение судебных споров между ними.
Важно отметить, что в соответствии с проектом не предусмотрен срок действия положительного заключения ГЭЭ, т. е. оно является бессрочным.
Исключается такое основание утраты юридической силы положительного заключения ГЭЭ, как изменение условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Указанное изменение означает, что при вступлении в силу изменений законодательства, связанных с использованием земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха и животного мира после даты получения положительного заключения ГЭЭ, согласно установленным законодательством нормам положительное заключение ГГЭ не теряет юридическую силу.
Также планируется исключить норму, согласно которой заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, общественную экологическую экспертизу смогут, как и ранее, проводить официально зарегистрированные организации в установленном законом порядке, и изменилось лишь основание установления юридической силы. По-прежнему результаты общественной экологической экспертизы носят рекомендательный характер для передачи в органы местного самоуправления, органы государственной власти, органы государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации, средства массовой информации и другим заинтересованным лицам, имеющим прямое или косвенное отношение к предполагаемому проекту.
В части изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации предлагается установить, что для утверждения проектной документации застройщиком или заказчиком необходимо наличие не только положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в предусмотренных ГрК случаях, но и положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии с проектом ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулирует также проведение государственной экспертизы проектной документации и результаты инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы проектной документации экологически особо опасных объектов. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте экологически особо опасных объектов кроме
государственного строительного надзора предусмотрено проведение государственного экологического контроля. В части указанных изменений на Градостроительный кодекс возложены полномочия по регулированию проведения инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации. Таким образом, правовое регулирование будет вынесено также за пределы головного закона об экологической экспертизе, тем самым нормы, которые определяют порядок и условия проведения, конкретизированы в общем и отраслевом законодательстве.
Указанные изменения несут в себе более приоритетную направленность в области охраны окружающей среды. Направленные на более узкий подход к предотвращению негативного воздействия, включают в себя элементы развитого общества со строящейся системой экологического эффективного законодательства. Таким образом, можно сделать вывод о возрастании значимости проведения мероприятий в области охраны окружающей среды для промышленных предприятий Российской Федерации.
Рассмотрены наиболее значимые изменения законодательства о государственной экологической экспертизе, как сложится практика его применения – покажет время.
Список использованных источников и литературы
1. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации экологически особо опасных объектов)»
2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. №