В. И. Котов
В российской нормативно-правовой практике отсутствуют специализированные Правила по охране труда для работников угольной отрасли и по другим опасным производственным объектам (ОПО), поднадзорным Ростехнадзору.
Насколько известно Ассоциации СИЗ, в целях совершенствования требований охраны труда в топливном энергетическом комплексе в рамках государственного задания для ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России на 2023 год в перечень работ включены работы по разработке научно-практических работ по регламентации требований в угольной и газовой отраслях.
На основании указанных работ в 2024 году Минтрудом России будут разработаны Правила по охране труда при добыче, транспортировке и хранении угля и Правила по охране труда при добыче, транспортировке и хранении газа.
До принятия этих правил охрана труда регулируется в угольной отрасли так же, как и в других отраслях промышленности. В данной статье мы расскажем о наиболее значимых изменениях законодательства в области условий и охраны труда, важных для угольной отрасли, которые уже вступили в силу с 1 января 2023 года или вступят в силу в течение этого года.
С 1 января 2023 года вступил в силу приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями». Напомним, что данный приказ изначально вступил в силу с 1 марта 2022 года. Но позднее приказом Минтруда России от 17 марта 2022 года № 140н его действие было приостановлено до 1 января 2023 года. Сделано это было регулятором в целях снижения нагрузки на бизнес, обусловленной необходимостью актуализации в соответствии с требованиями приказа имеющихся у работодателей правил и инструкций по охране труда, разработанных до его принятия. Что было особенно актуально прежде всего для крупного бизнеса, поскольку количество правил и инструкций по охране труда в одной организации может достигать нескольких сотен.
Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н введены в действие основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем. При этом работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Следует отметить, что перечень необходимых правил (стандартов) и инструкций по охране труда определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем, а инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником, то есть непосредственным исполнителем.
Обращаем внимание, что теперь нет установленной периодичности пересмотра разработанных работодателем правил (стандартов) и инструкций по охране труда, ранее такой срок был установлен — не реже одного раза в пять лет.
Сейчас же установлено, что указанные локальные акты работодателя должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям. А это значит, что пересматриваться они должны постоянно.
Ряд изменений законодательства в сфере охраны труда вступил в силу с 1 марта 2023 года. Среди них:
1) отдельные положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
С 1 марта вступили в силу положения, связанные с проверкой знания требований охраны труда отдельных категорий работников с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда, а также положения, связанные с функционированием реестра работодателей, проводящих обучение по охране труда своих работников самостоятельно (без привлечения обучающих организаций), и реестра обученных по охране лиц;
2) отдельные положения постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда».
Так, с 1 марта применяются положения данного постановления, связанные с прохождением проверки знания требований охраны труда с периодичностью один раз в три года на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в сети Интернет. Кроме того, с 1 марта приостановлена аккредитация тех организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, которые не подтвердили в Минтруде России соответствие требованиям данного постановления. В случае неподтверждения указанных требований до 1 сентября 2023 года такие организации будут исключены из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
3) приказ Минтруда России от 20 сентября 2022 года № 578н «Об утверждении единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе».
Теперь некоторые документы по охране труда можно будет оформлять в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. К ним относятся следующие:
• заявление работника об освобождении от работы для прохождения диспансеризации;
• заявление о замене молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой;
• заявление о замене компенсационной выплаты на молоко или другие равноценные пищевые продукты;
• заявление о замене выдачи молока на выдачу равноценных пищевых продуктов;
• заявление о замене выдачи равноценных пищевых продуктов на выдачу молока;
• согласие работника об информировании о результатах расследования несчастного случая, происшедшего с ним при выполнении работы по совместительству, работодателя по месту основной работы;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2022 года № 1206 «О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников».
Изменен порядок расследования и учета случаев профзаболеваний, одновременно признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».
С 1 сентября текущего года нас также ждут отдельные изменения законодательства в области условий и охраны труда, и связаны они в первую очередь с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. Вступают в силу два приказа Минтруда России:
1) приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (далее — Правила);
2) приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств» (далее — ЕТН).
Оба документа будут действовать до 1 сентября 2029 года.
Принятие приказов направлено на повышение безопасности работников, поскольку при обеспечении работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) и смывающими средствами будут учтены особенности работы, условия труда и профессиональные риски на конкретном рабочем месте (так называемый риск-ориентированный подход).
ЕТН заменят типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ по отраслям, согласно которым СИЗ выдаются в зависимости от должности или профессии работника.
При этом согласно Правилам обеспечивать работников СИЗ по действующим типовым отраслевым нормам можно будет в течение установленного переходного периода — до 31 декабря 2024 года. В этот период работодатель вправе самостоятельно решать, как он будет обеспечивать защиту своих работников — по типовым отраслевым нормам или по ЕТН.
С 1 января 2025 года обеспечение работников СИЗ согласно ТОН прекращается. Обеспечивать работников СИЗ работодатель обязан будет исключительно на основании ЕТН с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии), требований правил по охране труда, паспортов безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иных документов, содержащих информацию о необходимости применения СИЗ.