Оценка правомерности отказов в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны

В соответствии с п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222, далее – Правила) санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

zharov-01-678x478

В соответствии с п. 3 Правил решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

zharov-02-678x391

Критерием необходимости установления или изменения санитарно-защитной зоны является факт формирования за контурами объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования:

· 1 ПДК, установленные СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2);

· 1 ПДУ, установленные СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2).

В соответствии с п. 13 Правил заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в п. 14 Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пп. 6, 7, 9 и 10 Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.

Согласно п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Требования к проекту санитарно-защитной зоны определены п. 16 Правил. Указанный проект должен содержать:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с п. 5 Правил;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подп. «б» п. 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Таким образом, размер и границы санитарно-защитной зоны устанавливаются с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны установлен п. 27 Правил. Такими основаниями являются:

а) отсутствие документов, указанных в п. 14 Правил, или отсутствие сведений, предусмотренных п. 16 Правил;

б) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным п. 5 Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных подп. «б» п. 5 Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Отказы ЦА Роспотребнадзора в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны зачастую являются неправомерными и противоречат требованиям законодательства, регулирующего вопросы установления санитарно-защитных зон в силу следующих обстоятельств.

1. Оценка риска для здоровья населения. В соответствии с требованиями п. 16 Правил проект СЗЗ не содержит отчет «Оценка риска для здоровья населения от химического загрязнения атмосферного воздуха выбросами».

2. Из формулировки п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что объективные данные, свидетельствующие о действительном уменьшении уровня негативного воздействия на среду обитания необходимы именно для уменьшения ранее установленного размера санитарно-защитной зоны для действующих промышленных объектов. При этом необходимость проведения указанных лабораторных наблюдений в рамках первоначального установления санитарно-защитной зоны отсутствует.

3. Предприятия соблюдают требования п. 71 СанПиН 2.1.3684-21, на нарушение которых указывает орган.

Действующее законодательство требует соблюдения уровней воздействия, не превышающих 1 ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных в п. 70 СанПиН 2.1.3684-21 территориях, но не на границе промышленной площадки.

Также отсутствует нарушение требований подп. «в» п. 16 Правил, согласно которому проект СЗЗ содержит обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.

4. Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Роспотребнадзором. Такой порядок в настоящее время отсутствует.

Поскольку требования к выбору мест наблюдений, их количеству и периодичности проведения наблюдений не установлены, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определить количество точек на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, в жилой застройке, а также периодичность проведения наблюдений.

Согласно позиции Роспотребнадзора, необходимо установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.

5. Указание в проекте СЗЗ перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в полном соответствии с формулировкой, приведенной в п. 5 Правил, является нарушением подп. «д» п. 16 Правил и не входит в перечень оснований для отказа в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны согласно п. 27 Правил.

6. Устранение замечаний Роспотребнадзора потребует внесения изменений в утвержденный проект санитарно-защитной зоны, что, в свою очередь, повлечет необходимость повторного получения экспертного и санитарно-эпидемиологического заключений о соответствии указанного проекта санитарным правилам.

Обоснование отказа Роспотребнадзора в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны для предприятия не соответствует действующему законодательству на основании следующего.

1. В экспертном заключении оценка риска не отражена, что является нарушением подп. «б» п. 14 Правил.

Приведенный подп. «б» п. 14 Правил устанавливает необходимость приложения к заявлению об установлении СЗЗ экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны, но не требования к составу и содержанию указанного заключения.

Проект санитарно-защитной зоны должен соответствовать следующим требованиям:

·          СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция с изменениями);

·          Раздел III СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

·          Раздел I, раздел V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

При этом в соответствии с требованиями п. 16 Правил представленный на экспертизу проект СЗЗ должен содержать отчет «Оценка риска для здоровья населения от химического загрязнения атмосферного воздуха выбросами», выполненный специалистами ФГУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья».

Таким образом, замечание Роспотребнадзора об отсутствии в экспертном заключении оценки риска, а также нарушений требований подп. «б» п. 14 Правил неправомерно.

2. Размер СЗЗ может быть уменьшен при соблюдении требований п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Размер СЗЗ сокращается по всем сторонам света, при этом программой натурных исследований атмосферного воздуха и уровней физического воздействия не предусмотрены контрольные точки по всем направлениям, по которым сокращается СЗЗ, что объективно не доказывает достаточность предлагаемых к установлению размеров СЗЗ и является нарушением пп. 4.1, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и подп. «в» п. 16 Правил.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) обладают меньшей юридической силой, чем Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ) и Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222), ввиду чего подлежат применению исключительно в части, не противоречащей Федеральному закону № 342-ФЗ и Правилам.

Как указывалось выше, согласно Правилам, размер и границы санитарно-защитной зоны обосновываются в проекте санитарно-защитной зоны с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июня 2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».

В соответствии с разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.

Таким образом, размеры санитарно-защитных зон, предусмотренные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, являются ориентировочными.

При этом установление ориентировочных размеров санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств Правилами не предусмотрено.

В настоящее время санитарная классификация, предусмотренная разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не применяется для определения размеров санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений.

Как следует из данного замечания и буквального толкования положений п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, данный пункт СанПиНа применяется при уменьшении размера установленной санитарно-защитной зоны.

Так, согласно п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:

· объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;

· подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;

· уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанного с этими изменениями класса опасности;

· внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровня воздействия на среду обитания.

Таким образом, из вышеприведенных нормативных положений следует, что уменьшение санитарно-защитной зоны осуществляется в рамках пересмотра принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности.

При этом из формулировки данного пункта СанПиНа следует, что объективные данные, свидетельствующие о действительном уменьшении уровня негативного воздействия на среду обитания необходимы именно для уменьшения ранее установленного размера санитарно-защитной зоны для действующих промышленных объектов.

При этом необходимость проведения указанных лабораторных наблюдений в рамках первоначального установления санитарно-защитной зоны отсутствует.

Таким образом, отказ Роспотребнадзора в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны ввиду отсутствия подтверждения возможности сокращения указанной зоны фактически проведенными натурными исследованиями не соответствует действующему законодательству.

3. На нормируемых территориях выявлены превышения ПДУ звукового давления.

В соответствии с п. 3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

· В соответствии с п. 70 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3) (далее – СанПиН 2.1.3684-21) не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе:

· в жилой зоне – <= 1,0 ПДК (ОБУВ);

на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации – <= 0,8 ПДК (ОБУВ).

Роспотребнадзор указывает на нарушение п. 71 указанного нормативно-правового акта, согласно которому эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в п. 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.

При этом законодательство требует непревышения уровней воздействия, равных ПДК (ОБУВ), ПДУ, на границе санитарно-защитной зоны или на указанных в п. 70 СанПиН 2.1.3684-21 территориях, но не на границе промышленной площадки, в связи с чем данное замечание неправомерно.

4. При анализе расчетов рассеивания обнаружены вещества, не включенные в программу натурных исследований, являющиеся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, что является нарушением пп. 2.1, 4.1, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и подп. «в» п. 16 Правил.

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

В соответствии с Правилами СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с п. 8 Правил исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также согласно п. 12 Правил в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и абзацем первым п. 10 данных Правил, исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На основании изложенного исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Роспотребнадзором.

При этом в настоящее время такой порядок отсутствует.

В соответствии с п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.

На основании изложенного проведение исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений является необходимой процедурой установления размеров санитарно-защитной зоны.

Вместе с тем требования к выбору мест наблюдений, их количеству и периодичности проведения наблюдений не установлены.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определить количество точек на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, в жилой застройке, а также периодичность проведения наблюдений.

Более того, согласно письму Роспотребнадзора от 11 сентября 2020 г. № 09-14655-2020-19 «О рассмотрении обращения по вопросу установления санитарно-защитной зоны при отсутствии превышений нормативных показателей за контуром объекта» установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека. Указанные расчеты согласно п. 16 Правил являются частью проекта СЗЗ при обосновании размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Также, как указывалось выше, положения пункта 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применяются при уменьшении размеров СЗЗ, но не при ее установлении.

Таким образом, данное замечание Роспотребнадзора также неправомерно.

5. Представленный проект СЗЗ содержит перечень ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ согласно подп. «б» п. 5 Правил с указанием на возможность нарушения качества и безопасности лекарственных средств, сырья, воды и продукции. При этом проект СЗЗ не устанавливает точное наличие или отсутствие указанных нарушений. В случае если воздействие объекта приведет к указанным нарушениям, перечень ограничений должен быть указан согласно подп. «б» п. 5 Правил до слов «если». В ином случае необходимо представить обоснование возможности использования земельных участков в границах СЗЗ согласно подп. «д» п. 16 Правил.

Согласно п. 5 Правил в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;

б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Согласно п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны должен содержать обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подп. «б» п. 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

При этом указание в проекте СЗЗ перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в полном соответствии формулировкой, приведенной в п. 5 Правил, не является нарушением подп. «д» п. 16 Правил и не входит в перечень оснований для отказа в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны согласно п. 27 Правил.

Неправомерность отказа Роспотребнадзора в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны целесообразно обжаловать в судебном порядке.

Согласно чч. 3, 4 ст. 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.

При этом на основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку