Обзор основных изменений в недропользовании

Жаров Евгений Викторович, адвокат по защите прав природопользователей, к. э. н., адвокатское бюро Zharov Group, www.zharov.eco

Представляем обзор изменений, касающихся недропользования, в части экологического надзора, негативного воздействия на окружающую среду, вторичных ресурсов и отходов производства и потребления, эксплуатации опасных производственных объектов, недр, водопользования, землепользования, лесопользования и прочих вопросов, отражающихся на деятельности природопользователей в процессе добычи и переработки полезных ископаемых. Ниже представлен обзор по разделам.

zakon-01-678x239

Учет изменений законодательства позволяет эффективнее управлять экологическими рисками в природопользовании и принимать правильные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовиться к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

Экологический надзор

  1. С 1 сентября 2022 года вступают в силу поправки в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах». Приказ Ростехнадзора от 07.04.2022 № 109 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утвержденные приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. № 507». Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2022 № 68634. Поправки внесены с целью исключения неоднозначных трактовок обязательных требований, установления области ответственности руководителей шахт, объединенных в одну вентиляционную систему, исключения необоснованных расходов угледобывающих организаций на временную изоляцию шахт и обеспечения безопасных условий поддержания жизнедеятельности таких шахт, исключения дополнительных расходов, связанных с обеспечением резервирования главных вентиляторных установок. Приказ действует до 1 января 2027 года.
  2. Подписан закон, направленный на обеспечение реализации государством полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов, а также предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Федеральный закон от 01.05.2022 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации». Поправками, в частности: уточнены используемые в Водном кодексе РФ понятия «водное хозяйство», «негативное воздействие вод»; скорректирован порядок осуществления водохозяйственных мероприятий; установлено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов полномочиями Российской Федерации в области водных отношений; уточнены мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий.
  3. Актуализированы полномочия Минприроды России. Постановление Правительства РФ от 11.05.2022 № 847 «О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации». Так, установлено, что министерство уполномочено принимать методику определения размера платы за создание искусственного земельного участка. Соответствующие изменения внесены в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 года № 1219.
  4. Уточнены функции и полномочия Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 888 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды». Предусмотрено, что комиссия осуществляет координацию действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных органов и организаций, в том числе по вопросам: выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а также организации работ по их ликвидации; изменения климата, адаптации к климатическим изменениям и их последствиям, а также ограничения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения экологическими системами, за исключением вопросов в этой сфере, связанных с обеспечением адаптации РФ к глобальному энергопереходу. Постановлением определены полномочия председателя, ответственного секретаря и членов комиссии и скорректирован порядок проведения заседаний комиссии. Так, установлено, что заседание комиссии по указанию председателя может провести один из его заместителей. На заседания комиссии могут приглашаться не входящие в состав комиссии представители государственных и муниципальных органов, представители научных и иных организаций, ученые, специалисты, общественные деятели и иные лица.
zakon-02-678x401

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

  1. Даны разъяснения по вопросу определения платежной базы на основе данных производственного экологического контроля. Письмо Минприроды России от 15.06.2022 № 12-47/22333 «О производственном экологическом контроле». Сообщается, в частности, что в соответствии со статьей 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платежная база для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных ПЭК. При этом такая платежная база определяется для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. В случае, если для выбрасываемых загрязняющих веществ не установлены предельно допустимые максимальные разовые концентрации, а установлены предельно допустимые среднесуточные концентрации или ориентировочно безопасные уровни воздействия, при составлении плана-графика контроля по проведению ПЭК допускается ориентироваться на установленные нормативы. Если по итогам последней инвентаризации выбросы от источника формируют приземные концентрации загрязняющих веществ (отдельно по каждому загрязняющему веществу) или группы суммации (группы веществ однонаправленного действия с эффектом суммации) в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК, то при ПЭК может использоваться расчетный метод контроля таких веществ.
  2. Уточнен порядок применения понижающих коэффициентов при перевозках каменного угля. Приказ ФАС России от 26.05.2022 № 408/22 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 10 декабря 2015 г. № 1226/15 и о неприменении отдельных коэффициентов на экспортные перевозки угля каменного, установленных постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. № 47-т/5». Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2022 № 68643. Установлено, в частности, что до 31 августа 2022 года в отношении платы за перевозки угля каменного (ЕТСНГ 161) в направлении сухопутных пограничных переходов и припортовых станций железных дорог РФ, имеющих экспортный код, не применяются следующие понижающие коэффициенты, установленные Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2): коэффициент 0,895 для угля каменного с кодами ЕТСНГ 161024, 161039, 161058, 161062, 161077, 161081, 161096, 161109, 161113, 161128, 161170, 161185, 161192, 161202, 161217, 161221, 161236, 161240, 161255 в строке «уголь каменный» таблицы № 4 «Дополнительные поправочные коэффициенты для ряда грузов» приложения 3 к разделу 2 части I Прейскуранта № 10-01; дополнительный коэффициент 0,4, указанный в подпункте 1.1 пункта 1 примечания к таблице № 4 «Дополнительные поправочные коэффициенты для ряда грузов» приложения 3 к разделу 2 части I Прейскуранта № 10-01. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июня 2022 года.
  3. С 1 сентября 2022 г. вступает в силу новый порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Государственный реестр состоит из: федерального государственного реестра; региональных государственных реестров. Ведение федерального реестра осуществляется: территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов, за исключением объектов, подведомственных ФСБ России; ФСБ России в отношении подведомственных ей объектов. Ведение региональных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения объектов. Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572. Постановление действует до 1 сентября 2028 г.
  4. Разъяснены новации вступающих в силу с 01.09.2022 актуализированных Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Информация Росприроднадзора «Утверждены новые Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830. Одновременно с 01.09.2022 признаются утрачивающими силу аналогичные правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572. Среди основных отличий новых Правил отмечается следующее: Росприроднадзор, как оператор государственного реестра, наделен полномочиями по осуществлению мониторинга за ведением органами исполнительной власти субъектов РФ региональных государственных реестров; сроки предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС (постановки объектов НВОС на государственный учет, актуализации сведений об объектах НВОС, снятия объектов НВОС с государственного учета) сократились до 5 рабочих дней; результатом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС является соответствующее свидетельство (о постановке объекта НВОС на государственный учет, об актуализации сведений об объекте НВОС, о снятии объекта НВОС с государственного учета), подготовленное в форме выписки из государственного реестра; появилась возможность корректировки учетных сведений об объектах НВОС по инициативе уполномоченного органа или по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Вторичные ресурсы и отходы

  1. Госдума в третьем чтении приняла закон об обращении с вторичными ресурсами и их вовлечением в хозяйственный оборот. Проект Федерального закона № 74417-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ). Законом, в числе прочего, вводятся новые понятия:

– вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;

– вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны обеспечивать их утилизацию самостоятельно либо передавать другим лицам в целях утилизации. Также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции. Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов. Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ. Вступление закона в силу предусматривается с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых устанавливаются иные сроки вступления в силу.

  • С 1 августа 2022 г. по 31 января 2023 г. включительно предлагается установить временный запрет на вывоз из РФ вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы. Проект Постановления Правительства РФ «О введении временного запрета на вывоз из Российской Федерации отходов и лома драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочих отходов и лома, содержащих драгоценные металлы или соединения драгоценных металлов, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов». Речь идет о товарах, классифицируемых кодами 7112, 8549 21 000 0 и 8549 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ. Предусматривается, что временный запрет будет распространяться на указанные товары, вывозимые из РФ с 1 августа 2022 года и выпущенные до 1 августа 2022 года в соответствии с таможенными процедурами, допускающими их вывоз с таможенной территории ЕАЭС, включая товары, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными статьями 115 «Неполное таможенное декларирование» и 116 «Периодическое таможенное декларирование» Таможенного кодекса ЕАЭС, или с особенностями, установленными законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
  • Утверждены новые формы предоставления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, накоплении, размещении твердых коммунальных отходов. Приказ Минприроды России от 19.04.2022 № 285 «Об утверждении форм предоставления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, накоплении, размещении твердых коммунальных отходов и отходов после обработки твердых коммунальных отходов». Всего документом утверждены три формы: форма предоставления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, накоплении, размещении ТКО и отходов после обработки ТКО с указаниями по ее заполнению и перечнем кодов Федерального классификационного каталога отходов; форма предоставления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, накоплении, размещении ТКО и отходов после обработки ТКО на территории субъекта РФ; форма предоставления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, накоплении, размещении ТКО и отходов после обработки ТКО на территории РФ. Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минприроды России от 2 сентября 2021 года № 623.
  • Утвержден порядок определения предельного объема затрат на реализацию проектов, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов. Приказ Минприроды России от 05.05.2022 № 321 «Об утверждении Порядка определения предельного объема затрат на реализацию проектов, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов, рассчитанного исходя из площади территории, на которой выявлен накопленный вред окружающей среде, объема (массы) отходов, размещенных на указанной территории, и удельных показателей стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде». Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2022 № 68572. Приведены формулы расчета предельного объема затрат на реализацию проектов, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов, в случае, если основным техническим решением указанных проектов является ликвидация несанкционированных свалок без транспортирования отходов на объекты размещения отходов, предельного объема затрат, в случае, если основным техническим решением проектов, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, является ликвидация несанкционированных свалок посредством транспортирования отходов на объекты размещения отходов, затрат на размещение отходов на объектах размещения отходов. В приложениях приведены удельные показатели стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

В России будет создана федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов. Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 № 913 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов». В информационную систему будут включаться, в том числе, сведения об источниках образования ТКО, о местах их накопления, об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, о заключенных договорах и тарифах в сфере обращения с ТКО. Функции оператора информационной системы будет осуществлять публично-правовая компания «Российский экологический оператор». Адрес официального сайта информационной системы в сети Интернет: https://utko.mnr.gov.ru.

Эксплуатация опасных объектов

  1. Уточнены полномочия Минприроды России и Росприроднадзора при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов. Постановление Правительства РФ от 30.06.2022 № 1173 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Минприроды России уполномочено самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты: форму и содержание акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, объектами размещения отходов I и II классов опасности; форму и содержание заключения о соответствии указанному плану мероприятий. Росприроднадзор же, в частности, уполномочен с 1 марта 2035 года осуществлять ведение реестра производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в соответствующий реестр, объектами размещения отходов I и II классов опасности. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
  2. С 1 марта 2023 года уточняется содержание заключения экспертизы о соответствии опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности. Приказ Ростехнадзора от 13.04.2022 № 120 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 г. № 420». Зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2022 № 68752. Из Правил проведения экспертизы промышленной безопасности исключено положение о возможности содержания в заключении экспертизы вывода о неполном соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и возможности его применения в процессе эксплуатации. Кроме того, предусмотрено, что при оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах допускается использование информации автоматизированных систем мониторинга их технического состояния. Приказ действует до 1 января 2027 года.
  3. С 1 сентября 2022 года вступают в силу поправки в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения». Приказ Ростехнадзора от 25.05.2022 № 171 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 декабря 2020 г. № 494». Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2022 № 68708. В частности, конкретизированы отдельные требования, понимание которых вызывает затруднения у поднадзорных организаций, и снижена нагрузка на них, в том числе за счет исключения согласования с Ростехнадзором программ подготовки персонала, упрощен порядок заполнения форм учета взрывчатых материалов. Приказ действует до 01.01.2027.
  4. Рассмотрен вопрос об отнесении водоводов и пульпопроводов к определенному классу гидротехнических сооружений. Письмо Ростехнадзора от 20.05.2022 № 10-00-09/1504 «О классификации гидротехнических сооружений». Сообщается, что указанные сооружения относятся к напорным ГТС и попадают под действие статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». В случаях, когда указанные ГТС входят в состав комплексов или систем, они классифицируются по классу основных сооружений. Как отдельные сооружения водоводы и пульпопроводы классифицируются по разделу IV Критериев классификации ГТС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1607 «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений».

Недропользование

  1. Президент РФ поручил реализовать комплекс мероприятий по формированию спроса на отечественные твердые полезные ископаемые в отдельных критически важных секторах экономики. «Перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента, направленных на развитие перспективной минерально-сырьевой базы» (утв. Президентом РФ 28.06.2022 № Пр-1130). Кроме того, в законодательство РФ необходимо внести изменения, предусматривающие: определение правового статуса и инструментов финансирования геолого-разведочных юниорных компаний с обеспечением защиты их инвестиций в поиск и оценку месторождений, в том числе за счет совершенствования механизмов лицензирования; установление порядка добычи полезных компонентов и ископаемых из отходов недропользования, а также связанных с ним производств, вовлечение в хозяйственный оборот вскрышных и вмещающих горных пород, золошлаков для целей ликвидации горных выработок; возможность размещения попутных вод в пластах горных пород в рамках лицензии на разведку и добычу подземных вод для извлечения из них полезных ископаемых.
  2. Подписан закон, направленный на стимулирование добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиска и разведки новых месторождений углеводородного сырья. Федеральный закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законом вносятся изменения в параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). В частности, предоставлена возможность применения НДД для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того, уточнены, в частности, перечень фактических расходов по добыче углеводородного сырья и порядок их учета для целей налогообложения, а также порядок применения коэффициента индексации убытка и др.
  3. Установлены формы сведений о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде, представляемых аффинажными организациями в Федеральную пробирную палату. Приказ Минфина России от 24.05.2022 № 91н «Об утверждении форм сведений о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде». Зарегистрирован в Минюсте России 28.06.2022 № 69043. Формы утверждены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
  4. Банкам могут предоставить возможность совершать сделки с обработанными природными алмазами. Проект Федерального закона № 50908-8 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статьи 5 и 15 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (текст ко второму чтению). В настоящее время на основании пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации наряду с банковскими операциями вправе совершать сделки с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов. Законопроект добавляет к числу разрешенных сделок также операции с обработанными природными алмазами. Кроме того, законопроект дополняет перечень действий, не являющихся манипулированием рынком: не будет являться манипулированием рынком действия клиента участника торгов, если такие действия направлены на поддержание цен или спроса на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются в соответствии с договором, сторонами которого являются эмитент или лицо, обязанное по ценным бумагам, и участник торгов.
  5. Подписан закон, устанавливающий запрет на пользование недрами иностранными юридическими лицами и гражданами. Федеральный закон от 28.06.2022 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах». Согласно тексту закона, пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами РФ, если иное не установлено федеральными законами. В связи с этим для пользователя недр, являющегося иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, установлен срок, в течение которого он обязан создать юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ, и определен порядок перехода права пользования участками недр к созданному юридическому лицу. Кроме этого, документом предусмотрено, что субъекты естественной монополии в области железнодорожного транспорта могут быть пользователями недр на участках местного значения. Право пользования участком недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, может быть предоставлено без проведения аукциона юридическим лицам, с которыми субъектом естественной монополии в области железнодорожного транспорта заключены гражданско-правовые договоры. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  6. До 7 лет увеличен срок пользования участками недр в Мурманской области для их геологического изучения. Федеральный закон от 28.06.2022 № 228-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации «О недрах». Кроме этого, с 5 до 7 лет увеличен также срок пользования участками недр, расположенными в границах отдельных территорий Республики Карелия, отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  7. До 31 декабря 2022 года упрощается процедура рассмотрения заявок на получение права пользования недрами в отношении заявителей, осуществивших в 2021 году добычу нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной суммарным объемом не менее 10 млн т. Постановление Правительства РФ от 07.06.2022 № 1038 «О внесении изменений в приложение N 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353». В период со дня вступления в силу настоящего документа до указанной даты не применяются положения отдельных актов Правительства РФ, касающихся, в том числе, предоставления права пользования участком недр, в части представления заявителем копии бухгалтерской (финансовой) отчетности. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
  8. Актуализирован порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр. Приказ Минприроды России от 27.12.2021 № 1011 «О внесении изменений в Порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 октября 2020 г. № 865». Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2022 № 68723. Установлен автоматизированный учет и ведение государственных реестров работ по геологическому изучению и участков недр, предоставленных в пользование, лицензий на пользование недрами. Уточнено наименование проектной документации, соответствующее положениям статьи 36.1 Закона РФ «О недрах» в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ. Сокращены сроки внесения в реестры сведений по лицензиям на пользование недрами (включая вопросы оформления, переоформления лицензий, а также прекращения права пользования участками недр по таким лицензиям).
  9. Актуализирован порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр. Приказ Минприроды России от 27.12.2021 № 1011 «О внесении изменений в Порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 октября 2020 г. № 865». Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2022 № 68723. Установлен автоматизированный учет и ведение государственных реестров работ по геологическому изучению и участков недр, предоставленных в пользование, лицензий на пользование недрами. Уточнено наименование проектной документации, соответствующее положениям статьи 36.1 Закона РФ «О недрах» в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ. Сокращены сроки внесения в реестры сведений по лицензиям на пользование недрами (включая вопросы оформления, переоформления лицензий, а также прекращения права пользования участками недр по таким лицензиям).
  10. Актуализированы критерии отнесения вопросов согласования технических проектов, связанных с пользованием недрами, к компетенции комиссии, создаваемой Роснедрами, и комиссий, создаваемых его территориальными органами. Приказ Минприроды России от 10.01.2022 № 4 «Об утверждении критериев отнесения вопросов согласования технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, к компетенции комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, и комиссий, создаваемых его территориальными органами». Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 № 68519. Передача полномочий по согласованию отдельных технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется по решению руководителя (заместителя руководителя) Роснедр. Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 13 мая 2010 г. № 154, которым регулируются аналогичные правоотношения. Приказ действует до 1 марта 2028 года включительно.
  11. В 2022 году сокращается перечень документов, необходимых для предоставления права пользования участками недр. Приказ Минприроды России № 312, Роснедр № 02 от 28.04.2022 «О неприменении отдельных положений приказов Минприроды России и Роснедр по вопросу предоставления права пользования участками недр». Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2022 № 68442. В отношении заявителей, являющихся пользователями недр, осуществившими в 2021 году добычу нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной суммарным объемом не менее 10 миллионов тонн, не применяются отдельные положения приказов Минприроды России и Роснедр о представлении ими копии бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  12. В 2022 году для отдельных категорий заявителей упрощается процедура рассмотрения заявок на получение права пользования недрами. Приказ Минприроды России от 05.05.2022 № 320 «О неприменении отдельного положения приказа Минприроды России от 21 декабря 2020 г. № 1092». Зарегистрирован в Минюсте России 11.05.2022 № 68443. Не применяется абзац второй подпункта 3 пункта 3 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 21.12.2020 № 1092, а именно не требуется представления копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности заявителями, являющимися пользователями недр, осуществившими в 2021 году добычу нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной суммарным объемом не менее 10 миллионов тонн.

Водопользование

  1. Продлены сроки завершения организациями, осуществляющими водоотведение, природоохранных мероприятий. Постановление Правительства РФ от 03.06.2022 № 1019 «О внесении изменения в приложение № 8 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353». Сроки завершения мероприятий, окончание которых предусмотрено планами мероприятий по охране окружающей среды, планами снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в период с 24 февраля 2022 г. по 31 декабря 2027 г., продлеваются на 12 месяцев. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
  2. С 1 сентября 2022 года уточняется порядок расчета нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Приказ Минприроды России от 18.05.2022 № 343 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 № 68689. Установлено, в частности, что если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объекта, то НДС принимается на уровне 1,3-кратного значения фактического сброса. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС и меньше норматива качества воды водного объекта, то НДС разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта. Также уточнены сроки актуальности расчетов НДС. Настоящий приказ действует по 31 августа 2024 года.
  3. С 1 сентября 2022 года устанавливается порядок выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты для объектов II и III категории. Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 886 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на временные сбросы». Временно разрешенные сбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов. Приводится, в числе прочего, порядок подачи заявки на получение разрешения на временные сбросы, перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке, порядок ее рассмотрения. Разрешение на временные сбросы выдается сроком на 1 год и ежегодно продлевается на 1 год в случае подачи заявки на продление разрешения, при условии выполнения предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды мероприятий за предыдущий год и достижения установленных планом показателей снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Продление разрешения на временные сбросы допускается исключительно в период, соответствующий сроку реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, который не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Постановление действует 6 лет.
  4. Определен порядок проведения аукциона в целях заключения предварительного договора поставки донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей РФ. Приказ Минтранса России от 01.02.2022 № 23 «Об утверждении Порядка проведения аукциона в целях заключения предварительного договора поставки донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений». Зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2022 № 68715. Предусмотрено, что аукцион на право заключения предварительного договора поставки донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей РФ, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений является открытым по составу участников и по форме подачи предложений о цене. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года.
  5. Утверждена новая типовая форма решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Приказ Минприроды России от 11.03.2022 № 177 «Об утверждении типовой формы решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование». Зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2022 № 68698. Признан утратившим силу приказ Минприроды России от 30 ноября 2012 г. № 410, которым была утверждена ранее действующая типовая форма.

Землепользование

  1. С 1 сентября 2022 года устанавливаются новые требования к оформлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Приказ Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2022 № 68695. Документом переутверждаются требования к подготовке схемы и к ее формату в форме электронного документа, а также форма схемы, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе. Приказ действует до 31 августа 2028 года.
  2. Росреестром определены требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута и содержанию обоснования необходимости его установления. Приказ Росреестра от 19.04.2022 № П/0150 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута». Зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2022 № 68672. Предусмотрено, что обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать, в частности, реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на инженерное сооружение, размещение которого предусмотрено на условиях публичного сервитута, в целях установления публичного сервитута в отношении существующего инженерного сооружения для его эксплуатации. Форма ходатайства об установлении публичного сервитута закреплена в приложениях к документу. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 31 августа 2028 года.
  3. С 1 сентября 2022 года устанавливаются новые требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Приказ Росреестра от 19.04.2022 № П/0151 «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и требований к их формату». Зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2022 № 68694. Установлены состав прилагаемых к ходатайству документов, порядок и способы подачи ходатайства и документов в форме электронных документов с использованием сети Интернет и требования к их формату. Приказ действует до 31 августа 2028 года.
  4. Предложен проект нового закона о землеустройстве. Проект Федерального закона «О землеустройстве» (не внесен в ГД ФС РФ). Проектом, в том числе, предусматривается: разработка землеустроительной карты (схемы); взаимосвязь документов по планированию рационального использования земель и их охраны с документами территориального планирования и документацией по планировке территории; сельскохозяйственное территориальное зонирование; разработка правил сельскохозяйственного землепользования. В части определения прав и обязанностей владельцев земельных участков проект выделяет сельскохозяйственный регламент и проект землеустройства. Существенным нововведением является непосредственная связь землеустроительных мероприятий с деятельностью в области стратегического планирования.

Лесопользование

  1. Установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, за исключением линейных объектов. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 № 1083-р «Об утверждении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции указанных в части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов». Согласно ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях, в том числе: осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; осуществления рекреационной, религиозной деятельности. В частности, установлено, что для строительства указанных объектов используются негорючие материалы, объекты обеспечиваются пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения.
  2. Утверждены новые правила осуществления лесовосстановления и лесоразведения. Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 № 897 «Об утверждении Правил осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 г. № 566 и внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Документом определен порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на землях иных категорий, за исключением земель лесного фонда, следующими лицами: использующими леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий. Лесовосстановление или лесоразведение осуществляется указанными лицами самостоятельно или с привлечением за свой счет иных лиц на предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения землях иных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Территории, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, определяются Рослесхозом на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение ими. Документом также определены порядок выбора территорий, предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения, порядок согласования выбранных территорий и составления проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения. Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 7 мая 2019 г. № 566, изданное для регламентации аналогичных правоотношений. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Правила, им утвержденные, действуют до 1 сентября 2028 года.

Территории опережающего развития

  1. Границы ТОР «Камчатка» будут расширены. Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 № 843 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 899». Также в новой редакции изложен перечень видов экономической деятельности, осуществляемых на территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка».
  2. Расширен перечень видов экономической деятельности, которыми могут заниматься резиденты ТОР «Находка». Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 № 844 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. № 272». В указанный перечень включены добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев, а также глины и каолина. В этой связи также расширены границы ТОР «Находка».

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку