Наталья Бектемирова; фото Геннадия Дробца
В Богатырском погрузочно-транспортном управлении сделали важный шаг для обеспечения безопасности движения составов — применили в работе систему дистанционного видеоконтроля (СДВ) при движении локомотивосостава вагонами вперед.
Система позволяет в режиме реального времени контролировать процесс движения железнодорожного транспорта вагонами вперед и оперативно реагировать на непредвиденные ситуации. Она схожа с камерой заднего вида на автомобилях, которая передает данные в онлайн-режиме. Оборудование, установленное на хвостовом вагоне локомотивосостава, позволяет видеть происходящее на железнодорожных путях на расстоянии более 100 метров. Полученное изображение передается на монитор машинисту. Камера высокого разрешения с привычным для машиниста углом обзора способна работать в темное время суток и в плохую погоду. Благодаря этому машинист может визуально оценивать и контролировать поездную обстановку: свободны ли пути перед хвостовым вагоном, нет ли негабарита по ходу движения, состояние контактной сети, стрелочных переводов, показания светофоров, расстояние до объектов.
![bogatyr-komir-01-678x359](https://www.vnedra.ru/wp-content/uploads/2024/05/bogatyr-komir-01-678x359.jpg)
Оборудование будет использоваться при транспортировке вскрышных пород. Здесь один состав объединяет 13 думпкаров, каждый длиной 14 метров. Соответственно, до первого по ходу движения вагона порядка 300 метров, а при частых поворотах и вовсе теряется обзор происходящего впереди. На сегодняшний день система установлена на трех локомотивосоставах, в мае планируется оснастить камерами еще 12 локомотивосоставов. Это позволит полностью охватить все «вертушки» Богатырского комплекса видеоконтролем.
![bogatyr-komir-02-678x250](https://www.vnedra.ru/wp-content/uploads/2024/05/bogatyr-komir-02-678x250.jpg)
Блоки системы контроля локомотивов
Система состоит из двух блоков: мобильного и локомотивного.
Мобильный блок видеоконтроля (МБВ):
— корпус для установки навесной аппаратуры на автосцепное устройство СА-3 — данная конфигурация корпуса необходима для обеспечения надежной фиксации в зеве большого и малого зуба автосцепного устройства, без применения фиксирующих устройств или дополнительного крепления, и не нарушает габарит подвижного состава;
— видеокамера со сверхсветосильными объективами с EXIR-подсветкой для минимизации деградации передаваемого видеоряда в условиях недостаточной освещенности;
— дуплексный модем;
— антенна всенаправленная;
— наличие аккумуляторной батареи для возможности работать в автономном питании непрерывно до 6 часов.
Локомотивное оборудование:
— промышленный планшетный компьютер;
— преобразователи питания;
— антенна всенаправленная;
— дуплексный модем.
![bogatyr-komir-03-678x452](https://www.vnedra.ru/wp-content/uploads/2024/05/bogatyr-komir-03-678x452.jpg)
На изображение, выводимое на экран промышленного планшетного компьютера для оценки расстояния до объектов, есть техническая возможность наложения сетки условных расстояний.
На мониторе отображается информация:
— уровень заряда аккумуляторной батареи (визуально);
— разрыв постоянного питания от локомотивосостава на мобильный блок (МБВ) (визуально);
— подача звукового сигнала в случае приближения к препятствию на расстояние 10 и менее метров (подобие парктроника в автомобиле).
Пассивная помощь локомотивной бригаде:
— дальность контроля свободности пути более 100 метров;
— зона визуального контроля не ограничена по профилю и плану пути;
— работа при сложном плане и профиле пути до 40 %;
— угол обзора соответствует привычному для машиниста, что облегчает определение расстояний, оценку поездной обстановки и привязку к маршруту следования;
— трансляция ведется с пути движения в режиме онлайн, что уменьшает количество информации для машиниста;
— повышение безопасности движения за счет снижения риска недостаточно быстрой реакции машиниста на возникающие события при движении вагонами вперед.
Посмотреть видео о системе дистанционного видеоконтроля:
![bogatyr-komir-qrcode-video](https://www.vnedra.ru/wp-content/uploads/2024/05/bogatyr-komir-qrcode-video.jpg)