Оперативное перепланирование закупок на горнодобывающем предприятии, или когда MRP не нужно

Андрей Журко, генеральный директор компании «Мангазея Технолоджи»

Большинство современных систем управления предприятием имеют в своей основе методологию тянущего планирования – MRP (Material Requirements Planning). Это выражается даже в названии класса систем, которое менялось, но сохраняло наследственные корни: MRP — MRPII — ERP — ERP II.

Методология MRP делает акцент на производстве (в широком смысле) на заказ: планирование отталкивается от потребностей клиента. Ограничения закупок и мощностей при расчете являются вторичными: предполагается, что при необходимости закупки можно будет осуществить на условно свободном рынке, а недостаток мощностей (возможностей) решить с помощью субконтрактора. Безусловным плюсом MRP является возможность быстро перепланировать деятельность предприятия под изменяющиеся потребности.

mangazeya-tehnology-01-678x410

Особенности система управления MRP в горной добыче

Для предприятия горнодобывающей промышленности MRP и тянущие системы в целом неприменимы. Здесь основой является план и возможности добычи, а возможности — это маркер толкающего планирования. Планирование и пересмотр плана добычи и горного производства ведутся в специализированных системах для горных работ, системы учета класса ERP подключаются уже на последних стадиях расчета и расценки плана закупок. При неизменности выработки и условной неизменности потребностей при оперативном планировании стоит обращать внимание на возможности закупок, отслеживать изменение реалий и условий внешних поставок.

Выбор архитектуры решения

Основной подход при автоматизации горнодобывающей компании — это выбор центрального решения класса ERP с обязательным использованием производственного модуля. При этом планирование в нем не используется, этот модуль фактически нужен как калькулятор распределяемых затрат по введенным из внешних специализированных систем коэффициентам. Минусы такой архитектуры очевидны — избыточный функционал, который ведет к дополнительным затратам на реализацию, обучение, поддержку, а в дальнейшем — на модернизацию.

Альтернативный подход — это использование комплекса программ с минимально достаточным функционалом и разделение функций компании между ними.

Практический кейс на золоторудном предприятии

Перед нашей компанией стояла задача выстроить архитектурное решение оперативного перепланирования на золотодобывающих предприятиях «Мангазея Майнинг».

Стандартный функционал 1C:ERP имеет ряд ограничений в  многофакторном анализе. Это не позволяет выявлять конкретные причины изменений и соотносить фактические закупки с запланированной потребностью. Система не транслирует в оперативном режиме правки в сформированный заказ клиента на план потребления. Различия между планами потребления и фактическими планами закупок выявляются на основании план-факт отчетности.

Учитывая избыточность функционала ERP, мы сделали выбор в пользу использования сразу нескольких специализированных систем: 1С:Горно-добывающая промышленность (ГДП), 1С:Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР), 1С:Зарплата и управление персоналом (ЗУП) и в качестве консолидирующей системы — 1С:УТ.

При этом для 1С:УТ стояла задача расширить стандартный функционал и сформировать отдельное дополнение к программе. В нашем решении, которое мы предложили компании, планы закупок и последующие плановые документы обновляются по оперативным данным по шагам закупочной кампании. Это позволяет фактически в режиме онлайн формировать оперативные прогнозы по поставкам, планы платежей по закупочной деятельности, рассчитывать прогнозные складские запасы.

Процесс планирования системы управления MRP

В реализуемом решении глобально процесс планирования начинается с обновления программы горных работ и производственной программы в целом, перерасчета планов ТОиР, оплаты персоналу. Все эти показатели вместе с потребностями теперь передаются в 1С:УТ в виде планов потребления. На их основании, а также на данных прогнозных остатков и применяемых профилей оплаты в 1С:УТ рассчитывается план закупок, БДДС и плановые балансовые показатели запасов. Дебиторская и кредиторская задолженности тестируются по автоматическому формированию, соответственно пока имеется различие с бухгалтерией по договорам и сальдо.

Планы потребления по основной деятельности на предприятиях предполагаются в целом стабильными, пересмотр со стороны планов производства осуществляется только в общем цикле перепланирования, а вот планы закупок и последующие документы в процессе оперативной работы меняются.

Обновленные функции MRP системы

Что же конкретно происходит в 1С:УТ при различных ситуациях в результате закупочной деятельности?

•           Задержка поставки (в том числе по причине задержки процесса согласования) — происходит изменение дат в плане поставок (с учетом изменения в датах поставок имеется возможность сформировать обновленный график оплат) и, соответственно, планируется формировать автоматически прогнозы платежей.

•           В процессе реализации функционал «Изменение цен — пересчета стоимостных показателей планов».

•           Происходит перезакуп (в том числе по причине кратности поставок) — излишне закупленная часть остается на складе как свободный запас, используется для уменьшения закупок по последующим поставкам.

•           Приходит внеплановая заявка на закупки — пользователю предлагается воспользоваться имеющимися свободными запасами (с учетом аналогов), при этом планируется проводить автоматическое обновление плана закупок и, соответственно, плана платежей (при условии заполнения спецификации формируется новый график оплат).

Конечно, данное решение выявило и проблемы:

•           Существенно возросли требования к справочнику номенклатуры. Все, что требуется запланировать, должно быть включено в справочник и связано с возможными аналогами. Нет связи — и в системе дублируется потребность, фактически задваиваются ожидаемые поставки.

•           Процедура обновления планов усложнилась, появился дополнительный шаг — синхронизация пересчитанного по новым производственным вводным и оперативного плана закупок: нужно принять решение, какие закупки перенести, от каких отказаться, а какие уже принять как излишний закуп. Впрочем, фактически данный процесс был и ранее, но он был менее формализованным и растянутым во времени.

Вторичные проблемы решаются в процессе эксплуатации. Мы получаем обратную связь, выявляем и формируем проблемные точки, формируем новые отчеты. Параллельно бизнес решает вопросы с организацией процессов, закрывает выявленные ресурсные проблемы, вычищает данные. В результате будет сформирована работающая система с высокой степенью прогноза по закупочным и связанным с ними данным на месяц и потенциалом расширения на больший горизонт.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку