Журнал "Глобус: геология и бизнес"

НЛМК. Как автоматизация меняет работу юридической службы

Анна Кислицына

О роботизации и автоматизации принято говорить в ключе производственных процессов. Однако эти современные возможности могут эффективно использоваться и во вспомогательных департаментах. Например, юридическая служба НЛМК успешно задействует роботизированные технологии в своей работе. Об опыте применения таких систем, их будущем развитии, а также об особенностях работы юристов металлургического холдинга мы поговорили с Еленой Красных, директором по правовым вопросам российских предприятий Группы НЛМК, призёром премии «Талантливая женщина в современной индустрии».

— Елена Викторовна, в чём состоит специфика работы юридической службы на металлургическом предприятии? Есть ли отличия от других отраслей?

— Как и во многих компаниях, вне зависимости от отрасли, задача нашей юридической службы — помощь подразделениям. Мы должны чётко и оперативно реагировать на запросы и конкретных сотрудников, и отделов. Как и в других крупных холдингах, большой блок наших задач связан с организацией договорной работы: это создание среды, позволяющей заключать максимальное количество типовых договоров, создание шаблонов документов, которые будут помогать сотрудникам самостоятельно, без обращения к юристам, сделать нужный им документ.

Если говорить о специфике работы в металлургии, то, в первую очередь, эта отрасль связана со строгими нормами безопасности и охраны труда на производственных объектах, соответственно, у нас довольно много процедур регулирования по этому направлению. Также юристы должны быть осведомлены и о возможных факторах риска эксплуатации производственных участков, и о действующих нормативных правилах в области ОТПБ.

Ещё один немаловажный момент — чем лучше и детальнее юрист знает производственные процессы, особенности обеспечения и продаж в металлургии, последовательность операций, тем проще ему будет в работе. Об этом мы предупреждаем всех молодых специалистов, которые приходят в нашу службу. Кстати, в подготовке новых сотрудников очень помогают коллеги из производственных подразделений — они рассказывают о технических деталях, специфике, знакомят с важными инвестпроектами и так далее. Конечно, у нас есть и адаптирующие программы, и методические материалы, которые помогают специалистам погрузиться в работу. Это касается уже не только специфики производства, но и регламентов работы юрслужбы, и руководства по работе со средствами автоматизации и специализированным ПО.

— Насколько высока степень автоматизации в вашей юридической службе?

— Конечно, развитие технологий приводит к тому, что компании на многих уровнях, не только на производственном, стремятся автоматизировать однотипные операции. Это позволяет разгрузить сотрудников для работы над более сложными проектами, требующими нестандартных подходов, опыта, компетенций и, соответственно, большего времени. Уровень автоматизации напрямую влияет и на эффективность, и на оперативность работы юридического подразделения.

Сейчас, например, у нас автоматизировано много процедур — это предъявление ряда типовых претензий в рамках определённых условий контрактов, например, по отгрузке продукции, по дебиторской задолженности и прочее. Это достаточно простые операции, которые, тем не менее, при использовании ручного труда занимают много времени.

Отдельно мне хотелось бы выделить даже не столько автоматизацию, сколько роботизацию. Мы достаточно активно используем этот инструмент: роботы ведут у нас сбор данных из различных источников правовой информации, делают сводки для сотрудников, создают машиночитаемые доверенности, ведут парсинг информации из крупных документов и внешних открытых источников для отчётности. Также роботизированные системы ведут учёт и анализ загруженности наших юристов, что позволяет нам своевременно перераспределять задачи внутри подразделения.

— Интересные возможности. А планируется ли их развитие?

— Конечно, мы всегда заинтересованы в том, чтобы использовать современные технологии по максимуму. Сейчас в работе проект, который позволит создать сервис на основе ИИ для работы с типовыми договорами, — его задачей станет анализ документа на предмет различий с шаблонами. ИИ для проверки потребуется всего пара минут.

Нам также хочется создать систему, которая поможет сотрудникам с ответами на простые юридические вопросы. Такой сервис, например, консультировал бы по вопросам составления договоров, использования типовых форм договорных документов и предъявления претензий без участия живого юриста. Речь идёт, конечно, о тех вопросах, которые поступают в нашу службу по несколько раз за день.

— Дефицит кадров — один из наиболее актуальных вопросов промышленности. А как обстоят дела со специалистами в области юриспруденции?

— Не могу сказать, что нас не коснулся кадровый голод. Играет свою роль и специфика: адаптация нового юриста занимает много времени. Впрочем, мы справляемся. Например, у нас действует программа стажировки совместно с некоторыми вузами, которые готовят юридические кадры. В её рамках мы можем посмотреть на работу выпускников, оценить их навыки, выделить наиболее талантливых ребят, которых хотелось бы видеть в нашей компании. Это достаточно важный для нас проект. В свою очередь, во время стажировки молодой специалист изучает наши системы и, по сути, уже готов к полноценной работе сразу по окончании института.

Конечно, кадры мало «приманить» — нужно ещё и удержать. И особое значение, по моему мнению, здесь играет забота о сотрудниках — человек должен чувствовать себя живым, вовлечённым в дела компании. Если сотрудник чувствует внимательное отношение со стороны своего руководителя, чувствует, что его собственные проблемы важны, что руководитель заинтересован в том, чтобы помочь, то его отношение к компании будет более тёплым.

— Кажется, благодаря такому подходу вы и вошли в число призёров в номинации «Вдохновляющий лидер» на премии «Талантливая женщина в современной индустрии».

— Честно? Это заслуга прежде всего моей команды. Я задумывалась об участии в премии, но всегда казалось, что это больше для тех женщин, которые заняты непосредственно на производстве. Однако мои коллеги решили иначе и подали заявку за меня — я ничего не знала до самого финала.

Мне очень хотелось бы поблагодарить их за этот опыт! Конечно, безумно приятно знать, что они ценят меня как руководителя. И мне было очень интересно побывать на премии: я была восхищена тем, сколько замечательных, талантливых женщин из разных регионов, разных отраслей реализуют свои проекты. Это был настоящий праздник и огромная мотивация для того, чтобы двигаться дальше.

Exit mobile version