Мамлеев Владимир Алексеевич, технический специалист Micromine Alasti, ООО «Майкромайн Рус»
Мартышов Владимир Николаевич, главный горняк, дирекция по техническому развитию АО «Стойленский горно-обогатительный комбинат» (Группа НЛМК)
Колесников Илья Владимирович, специалист производственно-технического отдела (ПТО), АО «Стойленский горно-обогатительный комбинат» (Группа НЛМК)
Эффективное оперативное планирование открытых горных работ является важнейшим и во многом определяющим фактором успешной работы любого рудника. Планирование подготовительных, добычных и разгрузочных операций, оптимальное распределение ресурсов, прогнозирование возможных будущих проблем разработки и связанных с ними задержек, приводящих к последующему изменению планов подготовки и добычи, в настоящее время невозможно без использования системы планирования.
Основными задачами проекта по внедрению Micromine Alastri на Стойленский горнообогатительный комбинат являются повышение контроля качества добываемой руды, а также возможность оперативного изменения плана из-за возникновения непредвиденных факторов.
Основные этапы внедрения
• Первым этапом внедрения являлся анализ и обследование существующего состояния оперативного планирования на предприятии. Ранее планирование производилось при помощи программного обеспечения AutoCAD и Excel, что имело сравнительно низкую точность и невозможность гибкого пересчета плана при возникновении непредвиденных обстоятельств. На основе данных, переданных специалистами предприятия, был создан и протестирован демонстрационный проект. Демонстрационный проект позволил продемонстрировать возможности программного обеспечения и найти слабые стороны, которые необходимо устранить при внедрении. В проекте были учтены используемый на предприятии парк выемочно-погрузочного оборудования и техника, используемая для транспортировки горнорудной массы, а также — самое важное — в проекте удалось учесть качество добываемой руды и найти возможности по его усреднению в сменно-суточном планировании.
Основная сложность, которая была определена во время тестирования и анализа демонстрационного проекта, — контроль качества руды из-за специфики транспортировки руды через временные склады с относительно малой вместимостью.

• Второй этап включал в себя обучение базовому функционалу Micromine Alastri и совместную доработку демонстрационного проекта со специалистами предприятия. При доработке проекта было добавлено множество корректировок: правки по сортности руды, подаваемой на склады, и оптимизация качества подачи руды с возможностью регулирования в любой период планирования на каждом складе в отдельности, что уже на данном этапе позволило значительно улучшить качество добываемой руды.

• Третьим этапом стала подготовка модели TO BE («как будет»). Модель описывает новые бизнес-процессы и выявляет недостатки старой модели, а также содержит обновленную схему взаимодействия служб с учетом применения оперативного планирования в Micromine Alastri. На основе модели TO BE было разработано и проведено углубленное обучение специалистов, направленное на специфику работы предприятия.

• Четвертым этапом стал ввод системы оперативного планирования в промышленную эксплуатацию и осуществление технической поддержки на всем периоде работы с системой. Во время работы с данным этапом был доработан небольшой скрипт, позволяющий автоматически создавать сменные периоды планирования, а также были созданы отчеты, необходимые для анализа и передачи данных сменным службам на предприятии.

Итогами внедрения оперативного планирования Micromine Alastri стал созданный проект планирования горных работ, учитывающий специфику и изменчивость работы Стойленского горно-обогатительного комбината. Данный проект будет являться основой для планирования последующих периодов отработки, а его изменения будут заключаться в актуализации данных и интерактивном планировании экскаваторных заходок.

Проект по внедрению показал необходимость работы горных предприятий с системой оперативного планирования горных работ, так как при помощи таблиц Excel и программного обеспечения для создания чертежей сложно, а порой невозможно учесть все задачи, возникающие при планировании отработки и транспортировки горнорудной массы.
Результатами внедрения являются увеличение оперативности создания плана, а также прозрачность планирования, что, в свою очередь, увеличило качество добываемой руды и соблюдение плановых направлений при отработке.