ГК «Цифра»: роботизация горных производств в России

Без участия человека теперь работают самосвалы-роботы на карьерах СУЭК в Хакасии. Роботизированная система перевозок, разработанная и внедренная специалистами группы компаний «Цифра», позволила значительно повысить уровень безопасности и эффективность работы предприятия. Другой амбициозный проект запущен в Перу для компании Cosapi Mineria: компьютерная система управляет загрузкой самосвалов.

«Хотя цифровые технологии в России внедряются существенно медленнее, чем в странах с развитой горной добычей, в ближайшие годы мы можем преодолеть отставание, повышая уровень компетенции руководителей горнодобывающих компаний и системы переподготовки кадров, а также при помощи поддержки государства», — считает управляющий директор ГК «Цифра» Павел Растопшин.

cifra-rastoropshin
Павел Растопшин,
управляющий директор ГК «Цифра»

— Павел, цифровизация горнодобывающей отрасли набирает обороты. Скажите, какие шаги в этом направлении сделаны в 2019 году?

— Важным этапом цифровизации можно назвать активное вовлечение Минэнерго и угольной отрасли в процессы цифровизации. Сформулирована концепция цифровизации ТЭК, ключевые угледобытчики начали формировать свои стратегии цифровизации производства. Компания «Норильский никель» ведет работы по запуску системы АСУ ГР на рудниках Заполярного филиала, что позволит цифровизировать ключевые производственные процессы.

Уровень автоматизации производственных процессов в крупнейших горнодобывающих компаниях России позволяет внедрять процессы управления производственным процессом, планирования и прогнозирования производства на основе современных цифровых технологий. Это повышает эффективность и снижает себестоимость процессов добычи и обогащения полезных ископаемых.

Одним из ключевых результатов цифровизации горнодобывающей отрасли в России можно назвать работы по запуску в промышленную эксплуатацию роботизированных самосвалов в СУЭК Хакасия, а также пилотные испытания роботизированного бурового станка Epiroc на разрезе «Тугнуйский». Это знаковые проекты для активного развития роботизированных технологий добычи и транспортировки полезных ископаемых в России и СНГ.

— Какие услуги по цифровизации пользуются наибольшим спросом у горнодобывающих компаний?

— Несмотря на активное увеличение цитируемости и популяризацию темы цифровизации в горнодобывающей отрасли, по-прежнему наиболее востребованными являются услуги и системы, направленные на оптимизацию базовых технологических процессов бурения, экскавации и транспортировки, обогащения. На эти работы приходятся основные операционные затраты горнодобывающих предприятий.

Из систем можно выделить диспетчеризацию горнотранспортного комплекса, управление буровзрывными работами (БВР) на основе высокоточной навигации, управление рудопотоком, технического обслуживания и ремонта (ТОиР), горно-геологического планирования, диагностики и контроля параметров технологических проектов, MES-системы.

— Какие новые продукты готов предложить цифровой рынок добывающим предприятиям в 2020 году?

— С учетом развития технологий роботизации, анализа больших данных и видеоизображения можно выделить следующие новые продукты для горнодобывающей отрасли: роботизированные грузоперевозки, роботизированное бурение, применение систем анализа видеоизображений для контроля фракционного состава породы после буровзрывных работ, системы противодействия столкновений, системы контроля усталости и контроля бодрствования для водителей карьерных самосвалов, системы контроля устойчивости бортов и уступов на основе радарных систем, системы прогнозной аналитики для оптимизации параметров технологических процессов, системы самодиагностики карьерной техники, APC-системы для оптимизации работы обогатительных фабрик, динамическое планирование стоимости владения карьерной техникой на основе RCM и оптимизационных моделей работы техники.

— Как вы оцениваете темпы внедрения цифровых технологий в России по сравнению с зарубежными добывающими компаниями?

— В России цифровые технологии внедряются существенно медленнее, чем в странах с развитой горной добычей, таких как Австралия, США, Канада, ЮАР. В целом отставание компаний в России от мировых лидеров во внедрении технологий цифровизации составляет примерно 3-10 лет. Оно будет сокращаться с учетом развития компетенций руководителей горнодобывающих компаний, развития программ переподготовки кадров в ключевых образовательных учреждениях (Санкт-Петербургский горный университет, МИСИС, КУЗГТУ, Магнитогорский технический университет и др.).

Еще один сдерживающий фактор внедрения цифровых технологий — готовность к риску и апробации инновационных технологий, созданных компаниями в России. Катализатором повышения готовности внедрения инновационных технологий в горнодобывающей отрасли могут стать поддержка государства, налоговые льготы горнодобываю-щим компаниям, запуск программ переподготовки кадров в области цифровых технологий, создание и утверждение стратегий цифровой трансформации горнодобывающих предприятий.

— Расскажите, пожалуйста, о самом интересом или сложном проекте по внедрению технологий на горном предприятии в 2019 году.

— Самый сложный и амбициозный проект по внедрению цифровых технологий для компании «Цифра» в горной отрасли — проект в сфере роботизированных грузоперевозок в СУЭК Хакасия. В этом году проект получил награду Вest Solution For Business Transformation на мировом конгрессе IoT Solutions в Барселоне.

Если сравнивать с внедрением роботов в Австралии, в России компания сталкивается со сложными инженерно-техническими вызовами и исследовательскими задачами. Это проскальзывание колес при движении на участках дороги со льдом, разгрузка за бровку, динамическое изменение рельефа местности на площадках погрузки, где при перемене места расположения экскаватора приходится оперативно переснимать зону погрузки для оптимизации скоростных режимов работы роботизированных самосвалов. Вопросы, связанные с безопасной эксплуатацией, изменением технологических процессов ведения горных работ, также приходится решать впервые.

— Ваша компания работает на международном рынке. Как вы оцениваете конкурентоспособность российских разработчиков горного ПО?

— Довольно высоко. Один из примеров — внедрение системы «Карьер» в Перу, Индии, Марокко.

В Перу мы запустили систему управления горным производством «Карьер» на разрезе Shougang Hierro Peru рядом с городом Маркона в регионе Ика (Перу) для компании Cosapi Mineria. Система помогает управлять загрузкой самосвалов, а также контролировать водителей, выявляя нарушения. Программа распознает опасные операции, такие как превышение скорости, необоснованные простои, а также оценивает работу водителей и операторов во течение смены. Инвестиции в проект составили 750 тыс. долл. США.

Совместно с индийским партнером Thriveni Earthmovers Private Limited «ВИСТ Групп» автоматизирует систему управления буровзрывными работами и транспортной системой разреза, а также внедряет прогнозную аналитику на угольном разрезе «Пакри Барвади» (Pakri Barwadih Coal Mining Project) в Индии.

Эти проекты — пример того, как конкуренция происходит не с осознанием менеджером необходимости технологий, а с крупными технологическими компаниями, такими как Hexagon, Caterpillar, Wenco и др.

— Какие меры необходимы для защиты информации предприятия и предотвращения внешних атак на информационные системы?

— Горнодобывающее производство — комплекс непрерывных процессов. От качества и надежности каждого зависит итоговый результат работы. Поэтому в большинстве компаний внедрение цифровых технологий для горных работ обычно сопутствует высокому анализу рисков и степени влияния на производственный и финансовый результат компании. В связи с этим компании стараются обеспечить минимизацию как технологических, так и ИТ-рисков при внедрении технологий. Тем не менее рост числа автоматизированных систем, увеличение числа сотрудников, имеющих прямой или удаленный доступ к АСУ ТП, а также появление новых и новых коммуникационных каналов мониторинга и  удаленного контроля ранее независимых объектов приводит к большему количеству возможностей для реализации атаки.

Второй особенностью, обуславливающей тревожную тенденцию на рост числа проникновений в промышленные ИТ-системы, является глубокое проникновение высоких технологий в промышленный сегмент, что увеличивает количество потенциальных векторов атак. Также к числу угроз следует отнести достаточно слабую подготовленность ИТ-специалистов на производстве к профилактике и борьбе с реализованными угрозами, что связано с относительно небольшим количеством инцидентов и сложившимся мнением, что замкнутые системы (без выхода в глобальную сеть) практически не подвержены рискам.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку