Дмитрий Чинякин, Ирина Костюкова, Ольга Кривощапова
Первой шахтой компании, на которой внедрили проект «Диспетчерская 2.0», была «Распадская-Коксовая». Сейчас этот цифровой проект тиражируется на другие предприятия компании.
Цифровой помощник уже облегчил работу горных диспетчеров на шахтах «Распадская-Коксовая» и «Алардинская», а также на центральной обогатительной фабрике «Кузнецкая».
Все процессы — как на ладони
«Мы в центре управления полетами?» — «Почти! В центре управления производством!» — отвечают на вопрос корреспондента специалисты шахты «Распадская-Коксовая». В диспетчерской «Распадской-Коксовой» на огромной видеостене видны все процессы: работа вентилятора главного проветривания, лавного конвейера, канатно-кресельной дороги, проходческого и добычного забоев. За компьютерами — несколько диспетчеров, у каждого своя задача.
Сегодня Владимир Бекешкин, горный диспетчер шахты «Распадская-Коксовая», спокойно может оставить компьютер на 5–10 минут и рассказать, как управлять производственным процессом на видеостене из 12 мониторов. Год назад его нельзя было отвлечь даже на минуту. Тогда он и его коллега — оператор АГК — вдвоем обрабатывали всю информацию, оперативно контролировали работу, составляли различные отчеты, отвечали на телефонные звонки.
Сейчас здесь, в обновленной диспетчерской, работает целая команда! Один диспетчер регулирует процессы добычи угля, другой отвечает за проходку, третий — за ремонты, четвертый курирует вопросы безопасности. У каждого свой круг специалистов в шахте, с которыми он на связи 24/7. А горный диспетчер — главный, он координирует работу подчиненных по направлениям.
Кстати, раньше диспетчерская была в маленьком кабинете. А теперь есть большое помещение, с хорошим ремонтом. У каждого диспетчера свое рабочее место — с отдельным столом и несколькими компьютерами. Здесь уютно, комфортно и светло.
Есть цифра — нет проблем
Руслан Ягудин, технический руководитель службы технико-технологического развития шахты «Распадская-Коксовая», рассказал, как все начиналось.
— Раньше один человек физически не успевал обрабатывать все данные, допускал ошибки. Мы проанализировали статистику и выяснили, что некоторые краткосрочные простои — от 5 до 10 минут — не учитывались. Стали фиксировать, нашли причину их возникновения, устранили. В результате только на проходке сэкономили около 3 млн рублей в месяц. Сейчас если диспетчеры видят простои оборудования, тут же связываются с участками, вызывают механиков. Среднее время передачи информации по отклонениям снизилось с 18 до 4–5 минут.
Мы пошли дальше: создали экосистему отчетности. Теперь информация с цифровых помощников консолидируется в единой программе — «Диспетчерская 2.0».
Цифровизация производства на «Алардинской»
На шахте «Алардинская» Распадской угольной компании проект «Диспетчерская 2.0» внедрили в июне 2023 года и уже успели оценить все его преимущества. В том числе и те, у кого опыт работы в диспетчерской просто колоссальный.
Александр Камышников работает на «Алардинской» с 1977 года, из них последние 20 лет — горным диспетчером. До старта цифрового проекта ему приходилось одновременно следить за добычей, проходкой, шахтным транспортом и энергоснабжением. Рядом был только оператор аэрогазового контроля (АГК). В своем деле он — магистр, которому постоянно выпадал сектор «Блиц». Теперь задачи разделили на пятерых.
И такое разделение действительно необходимо производственникам. Современная шахта все больше становится цифровой. Поэтому горный диспетчер ежедневно сталкивается с большим объемом информации. Но в силу человеческого фактора он, если работает в одиночку, может упустить какие-то важные сведения или увидеть их с опозданием.
Каждому направлению производства — больше внимания
«Диспетчерская 2.0» решает эту проблему. За счет отдельных кураторов, которые детально разбираются в процессах добычи, проходки, транспорта, энергоснабжения, аэрогазового контроля. У них свой круг специалистов в шахте, с которыми поддерживается постоянный контакт.
На «Алардинской» каждый из диспетчеров прошел обучение по своему направлению, изучил тонкости работы с программным обеспечением и документацией.
В обновленном помещении столы расставлены так, чтобы диспетчеры хорошо видели друг друга. Командное взаимодействие отлично помогает. За месяц работы «Диспетчерской 2.0» результаты уже есть.
После запуска «Диспетчерской 2.0» эффективность производства повысилась, стали четко фиксироваться все не учтенные ранее простои. И отчетности у диспетчера меньше: частично она заполняется автоматически. Программа сама выбирает нужные данные из различных информационных систем и с датчиков.
Новая диспетчерская обогатителей
Продолжается модернизация производства и на ЦОФ «Кузнецкая». Что же изменилось на предприятии? Новая диспетчерская — это усовершенствование не только формы, но и содержания. Теперь здесь все цифровое.
Раньше диспетчерская «Кузнецкой» располагалась в производственном здании. Теперь ее перевели в административно-бытовой комбинат. Отремонтировали светлое просторное помещение и оборудовали здесь комфортное рабочее место диспетчера. Установили видеостену из 15 мониторов, на них выводится информация с видеокамер, установленных в цехах.
Новая цифровая диспетчерская позволяет максимально оперативно реагировать на любые производственные ситуации. Диспетчер видит все показатели работы оборудования и может контролировать эти процессы, следит за соблюдением правил безопасности. Кроме того, именно диспетчер со своего пульта запускает конвейеры, грохоты и другое оборудование.
Павел Федченко, главный технолог ЦОФ «Кузнецкая»: «Современный онлайн-контроль новой диспетчерской повышает производительность, снижает энергопотребление и обеспечивает повышенную безопасность на участках фабрики».
Внедрение проекта «Диспетчерская 2.0» на предприятиях Распадской угольной компании продолжается. На очереди другие шахты компании.