Железнодорожный транспорт промышленных предприятий выполняет связующую роль в процессе перемещения готовой продукции от продавца к покупателю. Эффективно выстроенная транспортная логистика способствует бесперебойной доставке груза потребителю, минимизируя такие риски, как простой вагонов, превышение нормативов хранения, отсутствие информации о передвижениях и др.
Задачу эффективной логистики способна решать микропроцессорная централизация стрелок и светофоров МПЦ СО «УРАЛ».
Стоит отметить, что на многих предприятиях используются устаревшие релейные системы, внедрение которых началось в далеких 60-х годах ХХ века. Громоздкость и отсутствие цифровых технологий несут в себе ряд существенных недостатков:
• отсутствие резервирования элементов, что приводит к остановкам перевозочного процесса при неисправностях;
• невозможность интеграции с современными информационными системами;
• большие занимаемые площади, вплоть до капитального строительства зданий;
• высокие эксплуатационные затраты на всем жизненном цикле оборудования и др.
Таким образом, станционные релейные устройства являются слабым звеном, архаизмом в цепочке транспортировки продукции.
В предыдущем выпуске журнала были описаны преимущества внедрения микропроцессорной централизации, такие как:
• сокращение времени погрузки-выгрузки;
• уменьшение количества смен операторов;
• онлайн-информация о передвижениях подвижного состава.
В этой статье рассмотрены технические характеристики микропроцессорной централизации МПЦ СО «УРАЛ»: современная структура построения, уровни управления, передовые решения в области автоматизации.
Структура МПЦ представляет собой распределенную систему управления. Это означает, что МПЦ состоит из нескольких контроллеров и модулей ввода/вывода, разнесенных по шкафам управления, каждый из которых не зависит от остальных, но взаимодействует с ними для управления объектами.
Шкафы управления размещаются на любом рас-стоянии друг от друга, связанные между собой локальной вычислительной сетью Ethernet.
Подключение рабочих мест возможно как по стандарту Ethernet, так и по волоконно-оптической линии связи ВОЛС. Также МПЦ подключается к внешним информационным сетям: внутренняя сеть предприятия, интернет.
Для обеспечения заданного уровня надежности предусматривается резервирование таких компонентов, как рабочие места оператора, контроллеры, соединение «резервируемое кольцо» и др.
Повышенный уровень интеграции устройств способствует контролю, измерению и изменению параметров с помощью программных приложений, используя технологию «интернет вещей» (IoT).
Уровни структуры МПЦ СО «УРАЛ»
1. Уровень рабочих мест
Рабочее место оператора предназначено для автоматизированного управления и контроля объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (стрелки, светофоры, переезды и др.). Рабочие места размещаются непосредственно на станции либо подключаются удаленно по стандарту Ethernet.
Рабочее место инженера предназначено для контроля технического состояния устройств МПЦ и внесения корректирующих параметров инженером. Выявление и локализация неисправностей происходит за малый промежуток времени.
Рабочее место главного диспетчера предназначено для координации действий большого количества операторов. К рабочему месту стекается актуальная информация о поездной ситуации с железнодорожных станций предприятия.
2. Уровень контроллеров
Задача данного уровня заключается в сборе информации с подсистем, выполнении логических и арифметических операций, выдаче команд управления и обмене информацией с уровнем рабочих мест.
Контроллер МПЦ является ядром микропроцессорной системы управления, в котором исполняется программа взаимозависимостей объектов автоматизации. Контроллер содержит расширенную диагностику, которая помогает локализовать и оповестить персонал о неисправностях.
Контроллер счета осей предназначен для опроса датчиков счета осей, предварительной обработки (расшифровки) информации и пересылки обработанных данных в контроллер МПЦ для принятия решения о свободности участков пути.
Контроллер стрелок предназначен для опроса удаленных модулей о положении остряков стрелок (контроль стрелок), выдачи команд управления на реверсивные пускатели (бесконтактный перевод стрелок) и обмена данными с контроллером МПЦ.
3. Уровень объектов управления и контроля
Интегрированная система счета осей представляет собой множество пунктов счета (ПС), подключенных параллельно к линии связи. При построении линии связи применяется топология «общая шина», которая предполагает использование одного кабеля (витая пара) стандарта RS485. Пункты счета способны с помощью расширенной диагностики указывать направление движения состава, скорость, температуру и прочее.
Бесконтактный перевод стрелок осуществляется реверсивными пускателями, количество переключений которых практически не ограничено. Пускатели имеют малые габариты, что позволяет с помощью одного шкафа управлять 30 железнодорожными стрелками. Стоит отметить, что пускатели представляют собой интеллектуальные устройства и помогают инженеру контролировать широкий спектр параметров: измерение тока каждой фазы, перегрев, наличие подключения к двигателю и прочее.
Устройства ввода и вывода предназначены для управления и контроля типовых железнодорожных объектов (светофоры, ж.-д. переезды, контроль схода подвижного состава и др.) с помощью релейного интерфейса.
В заключение стоит добавить, что архитектура СТА МПЦ СО «УРАЛ» способна объединить множество станций предприятия в единый автоматизированный центр управления перевозками. Это решение помогает контролировать цикл погрузки-выгрузки на подключенных станциях в режиме онлайн.
Крупнейший проектный институт России ЗАО «ГИПРОУГОЛЬ» является бизнес-партнером инженерного центра «ЛОГИКА» по вопросам проектирования и продвижения микропроцессорной системы железнодорожной автоматики. Направление института — комплексное проектирование предприятий добывающей промышленности. Также институт способен принять на себя функции генерального подрядчика в строительстве, обеспечивая неразрывный процесс проектирования, согласования, строительства и сдачи объекта под ключ.