Татьяна Хамзина, аспирант ИГД им. Чинакала СО РАН, главный технолог ООО «Сибгипрошахт», Михаил Камышанов, директор по производству ООО «Сибгипрошахт»
В настоящее время полное проектирование углеобогатительных фабрик с использованием информационных систем моделирования (BIM) — это ещё технологии будущего. Технологии информационного моделирования — это инновационный подход к циклу «проектирование — строительство — эксплуатация». Разработка информационной модели позволяет повысить как скорость, так и экономическую эффективность создания сложных объектов.
BIM на сегодняшний день — это не просто новый метод проектирования, но и иной подход к строительству, оснащению, обеспечению эксплуатации, реконструкции, ремонту, управлению. Но не надо заблуждаться в том, что компьютер все решает и делает за человека — нет, это не так. Компьютер не обладает разумом, и в данной технологии все решения по проектированию, технологиям, материалам принимает сам человек. Данный подход помогает ему весь имеющийся материал сгруппировать, собрать в единую систему и выдать на основе полученных данных тот самый готовый продукт информационного моделирования.
Поэтому руководству проектных организаций, решивших пе-рейти на BIM-технологию проектирования, надо сразу четко понять, что BIM — это не готовый результат, который сразу в 100 тысяч раз увеличит скорость и эффективность проектирования, BIM — это процесс, который может дать, а может и не дать результаты в виде отдачи.
BIM-программы действительно умеют оптимизировать выполнение некоторых рутинных операций. Например, те же разрезы или спецификации можно получить нажатием пары кнопок, и в любой презентации, популяризирующей технологию, обязательно будут эффектные кадры, демонстрирующие подобные действия.
Внедрение BIM меняет и требования к персоналу проектной организации: технология не может существовать без специалиста и требует от него высокого, может, даже большего, чем при традиционных методах проектирования, профессионализма, лучшего, комплексного понимания созидательного процесса проектирования и большей ответственности в работе. При всем этом BIM делает работу специалиста более эффективной и производительной, увеличивая ее интеллектуальную составляющую, освобождая от рутинного труда и оберегая от ошибок. Человеческий фактор остается на первом месте. За проектировщика не будет думать ни одна программа.
Внедрение BIM при проектировании углеобогатительных фабрик — процесс затратный во всех отношениях, в который нужно вкладывать время, деньги и силы. И при неблагоприятном развитии событий при грамотном подходе и привлечении компетентных специалистов с опытом в этой сфере и должном подходе к обучению своих специалистов вложенные усилия могут начать давать свои плоды в относительно короткой перспективе. Если не повезёт, то можно, наоборот, вызвать обратный эффект и отторжение у конечных исполнителей проектов. Основные этапы внедрения ВIM отражены в табл. 1.
В процессе оценки проектная организация должна определить свою позицию по следующим трем вопросам: 1. Целесообразно ли внедрять? 2. Какие конкретные особенности пилотного проекта привели к его успеху (или неудаче)? 3. Какие проекты или подразделения в организации могли бы получить выгоду от использования средств?
Результатом пилотного проекта является документ, в котором обсуждаются его результаты и детализируются решения по внедрению.
Возможны четыре категории результатов пилотного проекта (см. табл. 2).
Внедрение информационного моделирования при проектировании углеобогатительных фабрик — многоступенчатый долгосрочный процесс. Переход на BIM займет около пяти лет: обучение персонала, закупка программ и оборудования, дополнительно рабочее место BIM-менеджера.
Среди сегодняшних пользователей BIM, затрагивающих при обсуждении только положительную сторону вопроса, вряд ли кто реально проработал весь проект, а также представляет, насколько вырастет цена проектирования смежных разделов (ОВ, ВК, ЭО), — ни один заказчик не готов платить за это удорожание проекта.
Кажется, не все правильно представляют применение BIM-системы при проектировании. Некоторые наглядные примеры внедрения больше похожи на принцип командной работы (Teamwork), в которой работает команда архитекторов, а инженеры-технологи заняты на отдельных планах, в своих программах. А вот BIM-система — это процесс информационного моделирования объекта одновременной работы всех разделов, где ключевым фактором являются не только несущие здания углеобогатительной фабрики, но и вся инженерная начинка оборудования. Эта система эффективно будет работать в проектных организациях с наличием всех профильных инженерных специалистов классического образования с творческим мышлением, техническим и нормативным представлением. В итоге комплексный подход действительно ускоряет процесс проектирования, а также повышает его качество, но только в случае использования BIM на всех уровнях и этапах проектирования, что на сегодняшний день себе не может позволить ни один из проектировщиков на рынке. Таким образом, нужно признать, что при большом количестве преимуществ, которые даёт BIM, и том неоспоримом факте, что за подобными технологиями будущее, с которым нужно считаться уже сегодня, все же на сегодняшний день развитие этого направления для проектирующих организаций пока ещё является лишь инвестицией в цифровое будущее отрасли.