С. Ковалев, отраслевой эксперт направления «Добыча» ПАО «Ростелеком»
В этой статье расскажем о том, какие общие технические требования к МФСБ угольных разрезов, и какие требования к ее проектированию и эксплуатации включены в разрабатываемый национальный стандарт ГОСТ Р «Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности открытых горных работ. Общие технические требования».
Чем интересен стандарт (чего не было в ГОСТ на МФСБ по шахтам и фабрикам)
ГОСТ Р «Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности открытых горных работ. Общие технические требования» завершает серию стандартов на общие технические требования к многофункциональным системам безопасности опасных производственных объектов угольной промышленности.
Ранее для ОПО угольной отрасли такие стандарты уже были разработаны:
- по угольным шахтам: ГОСТ Р 55154-2012 «Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных шахт. Общие технические требования», актуальная версия которого ГОСТ Р 55154-2019 (утв. Приказом Росстандарта от 08.11.2019 № 1272-ст);
- по угольным обогатительным фабрикам: ПНСТ 801-2022 Оборудование горно-обогатительное. Многофункциональные системы безопасности углеобогатительных фабрик. Общие технические требования (утв. Приказом Росстандарта от 19.12.2022 № 139-пнст).
Сразу бросается в глаза то, как назван стандарт, и можно заметить, что формулировкой «Многофункциональные системы безопасности открытых горных работ». Разработчики стандарта – АО «УК «Кузбассразрезуголь» и НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» расширили область действия технических требований к МФСБ, хотя можно было указать только угольные разрезы, например, как в ГОСТ Р 71002-2023. «Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных разрезов. Системы дистанционного контроля опасных производственных объектов».
Таким образом, существенным отличием от ГОСТ Р 55154-2019 и ПНСТ 801-2022 можно считать то, что область действия стандарта допускает применение МФСБ не только на угольных разрезах (МФСБ УР), но и вообще на всех ОПО, где ведется разработка месторождений открытым способом (МФСБ ОГР).
В проекте стандарта большое внимание уделено архитектуре МФСБ, как архитектуре автоматизированной иерархически сложной системы с входящими в ее состав техническими системами и средствами, объединяемыми информационной системой. Кроме выделения функциональных подсистем, ранее указанных в Правилах безопасности, перечислены и приведены общие требования к подсистемам обеспечения.
Интересным является положение стандарта о задачах МФСБ, куда, наряду с функциями диспетчерского управления, включая мониторинг, прогнозирование и предупреждение опасных производственных ситуаций, функцией оперативного оповещения сотрудников и ответственных лиц, функциями поддержки принятия решений в случае возникновения происшествий, указана функция обеспечения планирования и контроля проведения мероприятий производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Таким образом, речь уже идет не только о автоматизированном мониторинге, как о получении сигналов и значений параметров от источников данных, но и об автоматизированном контроле процессов, в частности, производственного контроля за состоянием промышленной безопасности.
Приятной особенностью стал большой интерес к проекту стандарта со стороны всего научно-технического сообщества. На первую редакцию проекта национального стандарта «Оборудование горношахтное. Многофункциональные системы безопасности открытых горных работ. Общие технические требования» сводка отзывов с замечаниями и предложениями превысила 110 листов. Такая заинтересованность недропользователей, научных и проектных организаций, производителей оборудования и интеграторов говорит о высокой значимости данного стандарта для отрасли, и важности и роли стандартизации в вопросе технологического развития и применения новых перспективных технологий.
«Действующие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработки угольных месторождений открытым способом устанавливают требования, которые должны обеспечить промышленную безопасность на угольном предприятии. При этом требования непосредственно к оборудованию и техническим устройствам, к проектированию систем безопасности, в соответствии с современными регуляторными направлениями закреплено за техническим регулированием, а именно за национальными стандартами. Для опасных производственных объектов нормативно-правовые акты в области промышленной безопасности и технического регулирования – два взаимосвязанных направлений нормирования. В соответствии с ФЗ-162 «О стандартизации» нормативно правовые акты могут содержать ссылки на утвержденные стандарты, которые обеспечивают выполнение технических и функциональных требований.
Национальный стандарт, созданный при совместном участии в разработке и широком обсуждении заинтересованных сторон, является общепризнанной нормативно-технической базой. При этом экспертная площадка технического комитета «Горное дело» максимально обеспечивает учет мнений заинтересованных лиц при разработке стандартов, что в целом способствует принятию достижимых и устанавливающих технических барьеров нормативных требований к объекту стандартизации. Заинтересованность и участие представителей организаций и бизнес сообществ в формировании технических и функциональных требований к монофункциональным системам безопасности угольных разрезов показывает актуальность и важность для отрасли создания единых отраслевых требований в национальном стандарте. Уверен, что полученные отзывы и предложения позволят создать качественный и востребованный потребителями на различных уровнях национальных стандарт, который будет способствовать устойчивости и промышленной безопасности на угольных разрезах».
Малахов Юрий Валентинович, к.т.н., эксперт по стандартизации, председатель технического комитета «Горное дело» (ТК 269) Росстандарта, член ISO TС82 «Мining»
Обзор проекта ГОСТа:
Общие положения, назначение, архитектура, структура
Итак, раздел «Общие положения» описывает цели создания и эксплуатации МФСБ ОГР и МФСБ УР, назначение, задачи и архитектуру (как состав, структуру и иерархию системы).
Назначение МФСБ во второй редакции стандарта согласовано с определением промышленной безопасности по Указу Президента РФ от 06.05.2018 г. № 198 “Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу”, а также определением чрезвычайной ситуации по Федеральному закону от 21.12.1994 г.№ 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, и теперь сформулировано так:
«Назначением МФСБ, в общем случае, является обеспечение состояния комплексной защищенности ОПО, характеризуемой исключением (сведением к минимуму) угрозы возникновения инцидента, аварии, несчастного случая и чрезвычайной ситуации, а в случае их возникновения – сохранением здоровья людей, снижением размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь».
Во вторую редакцию проекта стандарта добавлено положение, в соответствии с которым в рамках мониторинга (контроля) параметров безопасности МФСБ должен обеспечиваться учет, анализ и оценка опасностей, хранение обработанной информации о выявленных критических изменениях контролируемых параметров безопасности ОПО и срабатывании систем противоаварийной защиты», что фактически повторяет требования из «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436, однако в ФНП не указывалось в явном виде, что это должно обеспечиваться именно многофункциональной системой безопасности.
Дистанционный контроль с функцией учета, анализа и оценки опасностей реализуется в СДК ПБ (ГОСТ Р 71002-2023. «Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных разрезов. Системы дистанционного контроля опасных производственных объектов»), что в очередной раз подчеркивает связь МФСБ и СДК ПБ друг с другом, как «системы» и «подсистемы».
В соответствии с Приказом Ростехнадзора №436 от 10 ноября 2020 года по п. 558 комплексы объектовых систем объединяются в МФСБ в целях обеспечения условий безопасной эксплуатации технических устройств, осуществления оперативного управления производственными технологическими процессами, недопущения развития и реализации опасных производственных ситуаций.
Формулировка предполагает наличие комплекса технических, технологических, инженерных и информационных систем, имеющих в отдельности свое назначение, и объединяемых в МФСБ. Для структурирования требований к МФСБ с одной стороны, и желания сделать их более понятными с другой, во второй редакции стандарта появилось явное выделение в структуре МФСБ информационной системы (ИС МФСБ) и комплекса технических средств (КТС МФСБ) с приведением определений:
- Информационная система многофункциональной системы безопасности (ИС МФСБ): совокупность информационных технологий и технических средств, обеспечивающих обработку информации, получаемой от КТС МФСБ.
- Комплекс технических средств многофункциональной системы безопасности (КТС МФСБ): комплексы технических, технологических, инженерных, информационных и иных систем, объединяемые в МФСБ, а также, дополнительные технические средства, не входящие в состав систем, но необходимые для локального сбора данных о состоянии контролируемых источников опасности.
Выделены уровни иерархии МФСБ, состоящей минимум из трех уровней:
– уровня сбора и первичной обработки информации (нижнего уровня);
– уровня передачи информации (среднего уровня);
– уровня обработки, хранения и анализа информации (верхнего уровня).
Однако, здесь стоит заметить, что такая иерархия чаще описывает структуру «классических» автоматизированных систем, находящихся в одном логическом контуре (решающих определенную или несколько бизнес-задач).
Говоря о уровнях иерархии МФСБ, как системы, объединяющей другие системы, смысл выделения трехуровневой иерархии сложно применим, если в проекте будут такие особенности, как:
- наличие датчиков и средств измерений – источников данных как для МФСБ, так и для систем, передающих данные в МФСБ после их обработки;
- наличие сложной, сегментированной системы передачи данных, обеспечивающей передачу данных в МФСБ с разных уровней, контуров и сегментов;
- наличие централизованной подсистемы обработки, хранения и анализа информации с одновременной реализацией указанных функций обработки и хранения в каждой функциональной подсистеме из состава КТС МФСБ.
Таким образом, трехуровневое иерархическое представление МФСБ в данных случаях можно будет использовать, скорее, для дополнения описания архитектуры системы.
Состав МФСБ по проекту стандарта включает обязательные системы, предусмотренные, также, и ФНП:
- система контроля состояния ведения открытых горных работ в соответствии с проектными решениями и календарным планом развития горных работ;
- система контроля работы основного горнотранспортного оборудования;
- система контроля геомеханических и сейсмических процессов;
- системы оповещения и определения местоположения оборудования и персонала;
- системы связи, в том числе два независимых канала связи с подразделением ПАСС(Ф), обслуживающим ОПО.
При необходимости, могут включаться дополнительные системы, определенные проектом с учетом рисков аварий на конкретном ОПО, например, системы предотвращения столкновений горных машин.
Достойным внимания представляется положение проекта ГОСТ, согласно которому МФСБ может взаимодействовать с техническими и информационными системами, применяемыми на ОПО, в зависимости от ТЗ на создание МФСБ. Фактически это означает, что МФСБ должна обеспечивать функции безопасности, но может ими не ограничиваться. Положение по своей сути допускает создание более сложной и более комплексной системы управления производством на основе МФСБ.
Приведем перечень систем, потенциально входящих в список взаимодействующих с МФСБ:
- средства и системы управления технологическими процессами (АСУТП, SCADA);
- системы управления производственными процессами (MES);
- геоинформационные и навигационные системы и средства;
- информационные системы в области охраны труда (наряд-допускные системы, системы контроля проверки знаний, системы контроля здоровья и т.д.);
- системы безопасности (интегрированные телесистемы охраны, системы объектовой и периметральной сигнализации, системы контроля доступа и т.д.);
- системы пожарной безопасности (автоматическая пожарная сигнализация, системы пожаротушения, системы противопожарного водоснабжения, и т.д.);
- системы и средства связи и оповещения (системы радиосвязи, системы проводной связи, системы громкоговорящего оповещения и т.д.);
- средства обеспечения информационной безопасности;
- средства управления основными фондами предприятия (EAM);
- средства финансового менеджмента, управления активами и трудовыми ресурсами (ERP);
- средства электронного документооборота (EDMS);
- средства управления ИТ-службой, ИТ-инфраструктурой и ИТ-активами;
- средства обработки и анализа геологических и геофизических данных;
- средства управления основными данными (MDM / НСИ);
- средства поиска информации, базы знаний;
- средства анализа данных.
Непосредственно требованиям к архитектуре уделено одно положение, в соответствии с которым проект архитектуры разрабатывается на стадии разработки концепции МФСБ по ГОСТ Р 59793.
По ГОСТ Р 59793-2021 разработка концепции идет до этапа технического задания, но после обследования объекта и формирования требований. Перечень опасностей и угроз проектировщик должен прорабатывать в ТЗ, но, чаще бывает, что проектировщик получает ТЗ от заказчика без этих данных. На основе проанализированных опасностей и угроз определяются контролируемые параметры, и, после этого, источники данных для организации информационного взаимодействия между ИС МФСБ и системой из состава КТС МФСБ.
Определенность в объеме и составе получаемых данных от КТС МФСБ, и понимание возможностей и ограничений информационного взаимодействия на первом этапе являются важнейшими при проработке архитектуры системы, а, поскольку этих данных еще нет, то архитектура вынужденно будет строиться ради обеспечения «подключения» с последующим анализом, какую информацию из сопрягаемой системы вообще можно использовать для настройки показателей безопасности. Таким образом, архитектура, разработанная на этапе концепции МФСБ должна корректироваться на этапе ТЗ и окончательно оформляться на этапе проектной и рабочей документации.
Требования к проектированию
Приведенные в проекте ГОСТ Р требования к проектированию включают требования и рекомендации к этапам выполнения работ, включая проведение предпроектного обследования, подготовку технического задания, и, непосредственно, разработку проектной документации.
Требования к проектной и рабочей документации МФСБ устанавливаются по ГОСТ 21.101, стадии и этапы создания МФСБ по ГОСТ Р 59793, управление качеством по ГОСТ Р ИСО 10006, анализ проектных требований и ограничений по ГОСТ Р МЭК 61160.
Согласно проекту стандарта, результаты обследования используются для подготовки ТЗ, на основе которого выполняется проектирование, а само обследование проводится с целью определения комплекса мероприятий по обеспечению задач промышленной безопасности на основе обоснованных технических решений.
На практике предприятие чаще самостоятельно готовит техническое задание на проектирование или на внедрение МФСБ, организует закупочную процедуру, а потенциальных исполнителей приглашает на «обследование» для выработки технического и коммерческого предложения, подаваемого в рамках конкурса.
Выработать на этапе такого конкурсного обследования полный комплекс мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, не представляется возможным, поэтому полноценное обследование территории в границах горного отвода, отвалов, промплощадки, зданий и сооружений (ЗиС), производственных и технологических процессов, технических систем и устройств, организационного, правового и документационного обеспечения производственной деятельности зачастую выполняется уже в процессе проектных работ.
Для целей разработки проектной документации исполнитель запрашивает у предприятия необходимые сведения.
«ПАО «Ростелеком» в партнерстве с другими компаниями осуществляет полный спектр услуг по созданию многофункциональных систем безопасности (МФСБ) на угольных шахтах, использующих открытый способ добычи. Для составления технического предложения мы, как правило, либо запрашиваем исходные данные в виде документации, либо предлагаем заполнить специальный опросный лист. Это значительно ускоряет процесс подготовки предложения, и на первой встрече с потенциальными заказчиками мы уже можем обсудить конкретные рабочие вопросы».
Кретинин М.В., Директор направления «Добыча» ПАО «Ростелеком»
Для того, чтобы получить перечень исходных данных и опросный лист, заполните форму на нашем сайте Ростелеком “Территория”
Обследование же проводится в целях уточнения (верификации) информации, предоставленной в составе исходных данных для проектирования МФСБ.
На качество проводимого обследования, технического задания и проекта в целом сильно влияет желание и участие технических специалистов со стороны заказчика. Желательно заблаговременное создание рабочей группы из числа руководителей и специалистов эксплуатирующей ОПО организации (по направлениям), с проведением обследования объекта представителями проектной организации совместно с представителями ОПО.
В соответствии с п.558 Приказа Ростехнадзора №436 от 10 ноября 2020 года, состав систем, объединенных в МФСБ, должен быть определен на основании проекта МФСБ с учетом рисков аварий на конкретном угольном разрезе. Выбор выбора этапа работ, на котором должен проводиться анализ опасностей и угроз, рисков аварий, вызвал настоящую полемику.
Проектные организации предложили включать актуальный перечень опасностей и угроз, действующих на предприятии на основе ранее проведенного анализа рисков, в ТЗ на проектирование МФСБ. При этом, уточнять возможные последствия опасных событий и вероятность их возникновения для заданных условий ОПО непосредственно при проектировании МФСБ.
Позиция обосновывается тем, что в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2022 г. №387, анализ риска рекомендуется проводить при разработке:
- проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО;
- документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;
- декларации промышленной безопасности ОПО;
- обоснования безопасности ОПО;
- плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
- плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления и аудита промышленной безопасности.
Таким образом, последствия опасных событий и вероятность их возникновения (по сути, матрица риска), должна быть составлена на предприятии еще до разработки проекта МФСБ.
Позиция недропользователей свелась к предложению включать проведение анализа опасностей и рисков на ОПО в качестве обязательного условия при проектировании МФСБ, а реализацию мероприятий, учитывающих эти риски, подвергать технико-экономическому обоснованию.
На наш взгляд, минимальный объем рисков аварий, который требуется учитывать в техническом задании, и, впоследствии, в проектных решениях, содержится в Плане ликвидации аварий (ПЛА). Поэтому в техническом задании на МФСБ УР мы рекомендуем ссылаться на актуальный ПЛА, а также, включать из него актуальный перечень опасностей и угроз, действующих на предприятии. В проект технического перевооружения в части внедрения МФСБ желательно включать решения, сводящие к минимуму угрозы возникновения аварии, пожаров, взрывов, несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций, отраженный в аварийных сценариях ПЛА. Рекомендуется также предусматривать проектные решения, способствующие выявлению в процессе эксплуатации МФСБ УР незадокументированных опасностей и угроз, возможных запроектных аварий.
Проект стандарта содержит перечень обязательных разделов ТЗ:
- технические требования к МФСБ с учетом особенностей конкретного ОПО;
- технические требования к системам, подсистемам, техническим средствам МФСБ;
- перечень угроз, о которых должна оповещать МФСБ;
- перечень событий, фиксируемых МФСБ,
Мы рекомендуем дополнять техническое задание на МФСБ требованиями к проектной и сметной документации, описанием этапов внедрения МФСБ, особыми условиями и требованиями в тех случаях, когда заказчик хочет выйти за рамки только обязательных требований к МФСБ по Правилам безопасности.
«При получении запросов на проектирование МФСБ мы довольно часто сталкивались с техническими заданиями, подготовленными формально. Если опираться на такие ТЗ, проектные решения также станут формальными. Такой подход создает сложности на этапе реализации проекта. Для того чтобы проектные решения были верными, необходимо применять корректный и системный подход при подготовке технического задания, учитывающего все условия объекта. У нас уже создан и активно используется типовой шаблон ТЗ для проектирования МФСБ, которым мы делимся с потенциальными заказчиками. А благодаря нашему присутствию во всех регионах, мы можем проводить как ознакомительный осмотр, так и полноценное предпроектное обследование, результаты которого помогают дополнить техническое задание».
Кретинин М.В., Директор направления «Добыча» ПАО «Ростелеком»
Проект на создание МФСБ УР обычно оформляется в качестве проекта на техническое перевооружение опасного производственного объекта в части внедрения многофункциональной системы безопасности с последующим проведением экспертизы промышленной безопасности проектной документации.
Проектом стандарта на этапе проектирования рекомендуется определение:
- источников опасности (объектов контроля, как субъектов опасности);
- людей, материальных активов, объектов окружающей среды (объектов контроля, как объектов опасности);
- контролируемых параметров источников опасности;
- видов событий в привязке к источнику опасности;
- последовательности событий, приводящих к угрозам происшествий;
- опережающих и запаздывающих показателей по видам безопасности;
- рисков аварийных событий на ОПО при возможности определения вероятности наступления негативного события статистическим или экспертным методом.
Субъекты опасности при определенных инициирующих факторах и инициирующих условиях несут угрозу нежелательного события (происшествия). Например, откос отвала может являться субъектом опасности (обрушения), причем угроза обрушения возрастает, если нарушено его напряженно-деформированное состояние (условие), и произойдет сейсмическое событие (фактор).
Чтобы как-то охарактеризовать состояние источников опасности, необходимо с одной стороны, определить параметры их «технического» состояния, которые возможно контролировать (измерять), и с другой стороны, показатели безопасности, характеризующие возможность происшествия или нарушение обязательных требований безопасности.
Риски аварийных событий рассчитываются и применяются достаточно широко, но при работе МФСБ и ее подсистемы СДК ПБ, есть достаточно спорные моменты в плане их интерпретации и использования для наблюдения и контроля состояния безопасности. Риск является произведением вероятности наступления события на величину ущерба. Если вероятность 0,5%, а ущерб 5 000 000 рублей, то риск 25 000 рублей. Если вероятность 1%, а ущерб 2 500 000 рублей, то риск тоже 25 000 рублей. Каким образом оператор системы будет принимать решения по таким одинаковым рискам, не вполне понятно. Поэтому для оперативного контроля такой показатель, как «риск», скорее, должен применяться на этапе проектирования и определения источников опасностей, параметров и показателей, а не для оценки безопасности в рамках оперативно-диспетчерского управления.
По проекту стандарта, рабочая документация на МФСБ УР должна содержать:
- пояснительную записку с общими данными;
- общие структурные схемы МФСБ с условными обозначениями, структурно-функциональные схемы технических систем и подсистем;
- чертежи общего вида на комплектные изделия;
- схемы электрические принципиальные, соединённые, внешних проводок и подключений;
- планы расположения оборудования, технических средств;
- спецификацию оборудования, изделий и материалов;
- требование к программному обеспечению МФСБ;
- строительные задания: на выделение площади для размещения оборудования МФСБ, на обеспечение силовым электропитанием и защитным заземлением оборудования МФСБ, на подключение МФСБ к ЛВС объекта и организацию канала связи, на сопряжения с КТС МФСБ; ведомость объёмов работ МФСБ
Также, на наш взгляд, целесообразно включать в рабочую документацию кабельный журнал, ведомость объёмов работ МФСБ и прилагать материалы, подтверждающие аккредитацию исполнителя на выполнение работ, сертификаты на технические устройства, применяемые в проекте.
Ведомость объёмов работ требуется, наряду с ведомостью оборудования и материалов в качестве исходных данных для разработки смет. Разработку сметной документации на выполнение работ по вводу в действие МФСБ УР следует проводить в соответствии с федеральными, региональными методиками и/или территориальными нормами ценообразования.
Контекст проекта ОПО накладывает ограничения на архитектуру МФСБ УР. При разработке технических требований на МФСБ УР должны быть определены ограничения, накладываемые на технические средства МФСБ УР схемой размещения ОПО, интерфейсами с оборудованием ОПО и событиями вне МФСБ УР. Рассмотрим приведенные в проекте ГОСТ Р ограничения и приведем описания основных примеров для каждого:
1 | Ограничения, связанные с необходимостью адаптации проекта МФСБ УР под состав эксплуатируемых технических систем и средств | На каждом предприятии разный состав технических устройств, разная степень автоматизации производственных и технологических процессов. Необходимо провести полное обследование технических систем, включая инфраструктуру связи, не только их фактическое состояние, но и то, как эти системы были спроектированы. Поскольку проект МФСБ подлежит экспертизе промышленной безопасности, на существующие системы должна быть утвержденная документация, а технические средства должны иметь разрешительные документы в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании». |
2 | Границы между техническими средствами МФСБ УР и прочими техническими системами и средствами ОПО | Границы важно устанавливать для организации эксплуатации МФСБ. Для МФСБ, как автоматизированной системы, должно разрабатываться организационное, правовое, документационное обеспечение. Персонал МФСБ, отвечающий за эксплуатацию и поддержание надлежащего технического состояния, должен понимать, какие границы систем по техническим устройствам есть, чтобы избежать сложностей взаимодействия с коллегами и проблем с гарантийными обязательствами интеграторов. |
3 | Функциональные границы каждой из подсистем МФСБ УР | Важное ограничение, накладываемое, скорее со стороны КТС МФСБ. Большинство технических систем из состава КТС по своей сути являются локальными системами, реализующими хранение данных, отображение, аналитические функции. Функциональные границы каждой системы из состава КТС, а также ИС МФСБ важны для проектирования и реализации основных сценариев использования МФСБ конкретными пользователями |
4 | Основные варианты использования МФСБ УР для достижения пользовательских целей, ограничение дублирования одновременного использования интерфейсов подсистем МФСБ УР и интерфейса ИС МФСБ УР | Показателен пример журналирования событий, который есть практически в каждой системе управления и диспетчеризации. Если пользователю приходит событие, на которое он должен отреагировать (квитировать, создать на основе события задание, оповестить о событии и проч.), при этом этот функционал есть в нескольких системах, то пользователь должен понимать в интерфейсе какой системы он выполняет задачи, иначе дублирования не избежать. |
5 | Ограничения по использованию, связанные с отсутствием достаточного организационно – правового обеспечения МФСБ УР | Производственные процессы на опасных производственных объектов регламентируются организационно-распорядительными документами. Работа МФСБ не является исключением. Должна быть продумана система предоставления прав доступа в соответствии с ролевой моделью, а само предоставление функциональности иметь правовое основание. |
6 | Ограничения, связанные с сетевой и информационной безопасностью | Данные ограничения выступают, как ответ на реальные угрозы со стороны сетевой инфраструктуры и угрозы информационной безопасности. Речь может идти как о внешних, так и о внутренних угрозах. |
7 | Ограничения возможности использования существующих проводных и беспроводных каналов связи и строительства новых | После анализа технических устройств и систем, выступающих источниками данных, определяются требования к составу данных, частоте передачи и протоколам взаимодействия. Использование существующих каналов связи может ограничивать телеметрию данных по какому-то из признаков. Прорабатываются либо альтернативные решения по сбору данных, либо обеспечиваются новые способы передачи. |
8 | Ограничения по заземлению и распределению электропитания | Чаще это ограничение связано с возможностью размещения оборудования, необходимостью преобразовывать электроэнергию до значений, требуемых устройством-потребителем. В свою очередь, все это рассматривается вкупе с местом расположения технических средств, необходимостью и возможность обслуживания, требованиями к обеспечению автономной работы. |
9 | Ограничения, накладываемые ведением производственного процесса | Опыт показывает, что подавляющее большинство руководителей не спешат вносить изменения в производственный и технологический процесс. Соответственно, данное ограничение, по сути, означает разработку таких решений и вариантов использования функционала МФСБ, которые максимально вписываются в текущие процессы, благодаря чему не возникает необходимости их тотального изменения и переобучения сотрудников. |
10 | Внешние и внутренние опасности для технических средств МФСБ УР | Для технических средств определяются ограничения по исполнению, накладываемые параметрами эксплуатационной среды, местами размещения технических средств, включая степень защиты IP, по климатическому исполнению, взрывозащищенности и т.д. |
11 | Протоколы взаимодействия и согласованность интерфейсов между подсистемами и оборудованием МФСБ и системами ОПО | Речь идет как о физических интерфейсах: проводные и беспроводные линии связи, так и о протоколах обмена данными, начиная от общеизвестных стандартов и протоколов промышленной автоматизации, и, заканчивая обменом данными посредством шин данных, брокеров сообщений, API и т.д. |
12 | Ограничения, связанные с неполнотой или недостаточностью требований, статистических и иных исходных данных | Допущения, которые вынужденно делаются на этапе проектирования, образуют технический долг, платить по которому приходится в лучшем случае на этапе ввода в действие, а в худшем в процессе эксплуатации. Ограничения данного плана учитываются, как проектные риски. |
В процессе реализации проекта МФСБ на объекте следует проводить авторский надзор в соответствии с СП 246.1325800.
Требования к эксплуатации
Проектом стандарта предусмотрены следующие основные мероприятия по эксплуатации МФСБ:
- организация и проведение планового, непланового технического обслуживания планово-предупредительных ремонтов, текущих ремонтов;
- содержание обменного фонда, организацию и содержание помещений для хранения, рабочих мест для проведения ремонтов;
- проведение постоянного технического надзора за состоянием технических подсистем, списание и утилизацию пришедших в негодность;
- проведение периодических технических осмотров контрольных зон с установленными техническими средствами подсистем;
- техническое освидетельствование/переосвидетельствование подсистем по результатам эксплуатации, после чрезвычайной ситуации, в случае временной приостановки действия;
- ведение эксплуатационной документации;
- проведение статистического анализа по результатам эксплуатации технических средств подсистем.
Перечень охватывает работу персонала МФСБ, то есть тех специалистов, которые отвечают за техническое состояние систем, однако указано, что для конкретных условий эксплуатации объекта перечень мероприятий может быть дополнен.
К сожалению, в стандарт не попали требования к порядку и результатам эксплуатации при выполнении повседневных задач, заявленных в основных положениях в качестве функций МФСБ, то есть требования к использованию системы:
- планирования и контроля проведения мероприятий производственного контроля за соблюдением требований ПБ;
- диспетчерского управления и мониторинга опасных ситуаций;
- оперативного оповещения в случае угрозы происшествия или его реализации.
Эти требования не являются обязательными для стандартизации, оставляя заказчикам возможность выбора из множества решений, выполняющих возложенные на систему и пользователей задачи. Для каждого предприятия требования будут отличаться в зависимости от наличия и объема уже эксплуатируемых технических систем, принятых проектных решений МФСБ, организационной структуры и других особенностей, при этом способ фиксации подобных требований к эксплуатации может быть общим и последовательным:
- формализация бизнес-требований;
- формализация пользовательских требований (например, в формате текстовых описаний вариантов использования (use case) или BPMN диаграмм);
- формализация функциональных требований.
В проекте ГОСТ Р кратко, но отмечена важность разработки организационного и правового документального обеспечения МФСБ. Отдельно стоит отметить, что для разработки организационного и правового обеспечения может потребоваться:
- провести анализ и оценка текущей организационной структуры угольного разреза и разработать новую;
- разработать методологию эксплуатации МФСБ, в соответствии с которой определяются роли пользователей, их обязанности и взаимосвязи, цели использования и показатели для контроля результатов использования системы;
- разработать должностные инструкции и регламенты по эксплуатации, обслуживанию и сопровождению МФСБ на основе НПА и эксплуатационной документации;
- обеспечить регламентацию взаимодействия между внутренними и внешними участниками процесса эксплуатации МФСБ угольного разреза в соответствии с принятыми структурными уровнями (ОПО, предприятие, объединение) и Территориальным подразделением Ростехнадзора.
Приведено в проекте стандарта и положение по эксплуатационной документации, в частности, что ЭД технических средств подсистем МФСБ должна соответствовать ГОСТ 2.601, однако этот ГОСТ содержит требования к содержанию и оформлению, а не к конкретному перечню эксплуатационной документации.
На наш взгляд, достаточным перечнем ЭД на МФСБ является:
- Эксплуатационная документация на систему
- ведомость эксплуатационных документов;
- массив входных данных;
- состав выходных данных;
- руководство пользователя;
- инструкция по эксплуатации комплекса технических средств;
- паспорта, руководства, техническая документация на изделия;
- ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей.
- Эксплуатационная документация на системы, объединенные МФСБ
- руководство пользователя;
- инструкция по эксплуатации комплекса технических средств;
- паспорта, руководства, техническая документация на изделия;
- ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей.
- Эксплуатационная документация на информационную систему
- соглашение об информационном обмене (между предприятием и внешним получателем данных);
- регламенты действий пользователей;
- соглашение об уровне обслуживания (SLA);
- соглашение о полномочиях (RACI – матрица);
- схемы информационного взаимодействия;
- схемы сетевой организации;
- схемы функциональной организации;
- схема лицензирования.
- Эксплуатационная документация на программное обеспечение МФСБ:
- руководство по установке;
- руководство оператора;
- руководство системного программиста;
В качестве итога обзора основных требований, уже включенных в проект ГОСТ Р можно сказать, что они уже создают достаточную базу, как минимум, для проектирования МФСБ угольных разрезов. С течением времени опыт эксплуатации систем позволит оценить качественно и количественно эффекты от внедрения. и, возможно через какое-то время, общие технические требования к МФСБ УР и МФСБ ОГР будут пересмотрены и обновлены, как это было сделано по МФСБ шахт.
Реклама ПАО «Ростелеком» ИНН: 7707049388 erid:2SDnje2QSfV