Машиностроительный завод «ТОНАР» представил опытный образец собственного шарнирно-сочлененного самосвала. Уже в следующем году он пойдёт в серийное производство.
До сих пор ни один завод в нашей стране или в других странах СНГ так и не смог освоить производство трёхосных шарнирно-сочленённых самосвалов: потребность в них десятилетиями покрывается за счёт импорта. Хотя за создание таких самосвалов брались многие, ведь, казалось бы, опыта разработки и производства техники для бездорожья нам не занимать! Но все попытки заканчивались в лучшем случае постройкой опытного экземпляра – в серию не пошёл ни один. Почему? Потому что, с учётом жесточайших условий эксплуатации и немалой стоимости шарнирно-сочленённых самосвалов заказчики предъявляют к ним высочайшие требования. Которые, увы, оказывались невыполнимы.
Впрочем, невыполнимы такие требования не для всех: за создание собственного шарнирно-сочленённого самосвала взялся Машиностроительный завод «ТОНАР». Сказано – сделано, причём сделано очень быстро: у предприятия есть хорошая традиция разрабатывать принципиально новую для себя технику в короткие сроки и на очень высоком уровне. И не только разрабатывать, но и внедрять в серию. Не случайно по итогам 2020 года машиностроительный завод «ТОНАР» вышел в российские лидеры по выпуску прицепной техники – это было бы невозможно без создания и активного внедрения большого числа ее современных конкурентоспособных моделей.
Итак, что же за шарнирно-сочленённый самосвал разработан под маркой ТОНАР?
Машина, получившая заводское обозначение Т-35 и отраслевой индекс 7507, выполнена по классической схеме: передняя рама, на которой размещены силовой агрегат и кабина, посредством гидрофицированного механизма шарнирного сочленения связана с задней рамой, на которую установлен опрокидываемый назад кузов, вместимость которого с «шапкой» составляет 20 кубов. Обладая снаряжённой массой 30 тонн, в этом кузове самосвал может перевозить до 35 тонн сыпучих грузов.
У трехосного ТОНАР Т-35 – внушительные размеры: длина 11,5 м, ширина 3,2 м, высота 3,8 м. Но «ломающаяся» рама обеспечивает ему отменную маневренность. А также – высочайшую проходимость. Кроме того, на повышение проходимости работают полноприводная трансмиссия, дорожный просвет в 450 мм, а также наличие механизмов блокировки межколесных и межосевых дифференциалов. На самом деле шарнирно-сочлененные машины по праву считаются наиболее проходимыми среди всех типов колесной техники, поэтому их используют там, где невозможно применение никаких других. Например, при вскрыше залежей полезных ископаемых, при подготовке площадок будущих мест добычи нефти или газа, при строительстве дорог, трубопроводов и других объектов в удаленной труднопроходимой местности. Именно по причине удаленности мест применения от таких самосвалов требуется максимальная надежность: в случае возникновения неисправности до них как правило очень долго и сложно добираться и доставлять запасные части.
Под капотом первого ТОНАР Т-35 установлен рядный 6-цилиндровый 13-литровый дизель Cummins QSZ13 максимальной мощностью 450 л.с. В качестве альтернативы заказчикам предложен V-образный 8-цилиндровый ЯМЗ-6585 рабочим объемом 15 л и максимальной мощностью 420 л.с. – это современная модификация проверенного временем ЯМЗ-238. Альтернативы автоматической гидромеханической коробке передач для таких машин нет: в паре с двигателем у ТОНАР Т-35 агрегатирована ГМП Allison 4500. Передняя подвеска самосвала полунезависимая, с А-образной схемой рычагов, а задняя – зависимая балансирная с реактивными штангами. Главная ее особенность – в применении редких для нашего автотранспортного машиностроения резиновых упругих элементов, одновременно надежных и недорогих в эксплуатации. И пусть не смущает их простота: на технологических карьерных самосвалах, которые Машиностроительный завод ТОНАР выпускает уже несколько лет, а также на целом ряде тяжелых полуприцепов, такая подвеска зарекомендовала себя с самой наилучшей стороны, показав более высокие надежность и долговечность в сравнении с классическими рессорами. Тормоза у ТОНАР Т-35 – так называемого мокрого типа: колесные тормозные диски погружены в масляные ванны. Герметичность системы и стабильность рабочей температуры делает такой тормозной механизм очень долговечным, высоко эффективным и позволяет обходиться без трансмиссионного тормоза.
Понятно, что двигатели и автоматические коробки передач для ТОНАР Т-35 будут закупаться у сторонних производителей. Но вот остальные наиболее важные комплектующие завод планирует изготавливать самостоятельно. Речь идет не только о передней и задней рамах, механизме сочленения, самосвальной платформе и кабине, которая, кстати, будучи не защищена козырьком кузова, выполнена более прочной, чем кабины технологических самосвалов. Не удивляйтесь, но предприятие уже занимается подбором и установкой оборудования для производства у себя раздаточной коробки с алюминиевым корпусом и ведущих мостов, которые впоследствии планируется применять также на других тяжелых самосвалах и тягачах марки ТОНАР.
В мае шарнирно-сочленённый самосвал ТОНАР Т-35 впервые продемонстрировали потенциальным заказчикам. Теперь машине предстоят испытания в реальных условиях – она отправится в песчаный карьер. По результатам этих испытаний, после внесения в конструкцию всех необходимых доработок, ТОНАР Т-35 пойдёт в серийное производство. Случится это, как уже говорилось, совсем скоро, в 2022 году: у самосвала уже есть несколько потенциальных заказчиков.