Машиностроительный завод «ТОНАР» вывел на рынок новый самосвальный полуприцеп ТОНАР-952345: четырехосный, с алюминиевым кузовом, обеспечивающий перевозчику стабильный доход даже при работе без перегруза.
Можно ли заработать на перевозке сыпучих грузов строительного назначения, не выходя за рамки допустимых нагрузок на дороги общего пользования? Можно, если правильно подобрать автопоезд. До сих пор большинство российских перевозчиков ориентировались на так называемую европейскую сцепку: двухосный седельный тягач в паре с трехосным самосвальным полуприцепом. Но ни для кого не секрет, что при нынешних расценках заработать с помощью подобного автопоезда совсем непросто. Поэтому многие решаются на перегруз и попадают на штраф, который, напомним, для юридических лиц составляет от 450 до 500 тыс. руб. Так какой же выход?
Для тех, кто хочет работать и зарабатывать, не выходя за рамки весовых ограничений для движения по дорогам общего пользования, машиностроительный завод «ТОНАР» разработал и запустил в производство новый полуприцеп. Называется он ТОНАР-952345.
Во-первых, этот полуприцеп получил алюминиевый кузов, который, по сравнению с моделями со схожими по вместимости стальными кузовами, позволяет уменьшить снаряженную массу приблизительно на полторы тонны. А значит, на столько больше груза можно будет, не опасаясь последствий, засыпать в полуприцеп.
Во-вторых, ТОНАР-952345 выполнен четырехосным, а значит, в сцепке с двухосным седельным тягачом подобный шестиосный автопоезд, согласно дорожному законодательству, сможет без перегруза везти на четыре дополнительных тонны больше, чем пятиосный автопоезд в составе двухосного тягача и классического трехосного полуприцепа. Конечно, можно рассмотреть и вариант использования трехосного полуприцепа с трехосным седельным тягачом. Но не будем забывать, что такой тягач в сравнении с двухосным более дорогой, более тяжелый и менее экономичный.
Таким образом, новый самосвальный полуприцеп машиностроительного завода «ТОНАР» в сравнении с привычным трехосным полуприцепом схожей кубатуры за счет лишь выбранной концепции позволяет нагрузить в кузов дополнительные пару тонн груза без какой-либо опаски набрать штрафов за перегруз.
Кроме того, работа в рамках допустимых законодательством весовых характеристик — это улучшение управляемости и тормозных качеств автопоезда, а значит, повышение безопасности перевозок. Плюс сохранение высокого ресурса тягача и полуприцепа. Ну и возможность в расчетах рентабельности перевозок отказаться от непрогнозируемых штрафных потерь. Для тех, кто продолжает считать, что штрафы — наименьшее из зол, напомним, что согласно проекту Министерства транспорта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» количество умных весов для большегрузов на федеральных трассах в 2020 году планируется довести до 300, а в 2021 году — до 400. К 2024 году на федеральных трассах, а также автодорогах 75 субъектов Российской Федерации должны быть введены в эксплуатацию 387 новых пунктов весового контроля. Так что работа с перегрузом так или иначе заставит перевозчика тратить или дополнительные время и топливо на объезд этих пунктов, или дополнительные деньги на оплату штрафов. Не лучше ли действовать в рамках дорожного законодательства, да еще и гарантированно получать прибыль?
То, что заработать, используя четырехосный самосвальный полуприцеп с алюминиевым кузовом, в подобных условиях действительно возможно, наглядно доказал опыт транспортного подразделения машиностроительного завода «ТОНАР», в котором эксплуатируются самосвальные автопоезда. В настоящее время они главным образом задействованы на подвозе песка, применяемого на строительстве дорог в Московской области. Прошлым летом в состав парка упомянутого подразделения влились два седельника КамАЗ-5490 NEO в паре со снабженными алюминиевыми кузовами полуприцепами ТОНАР-952345. Затем количество таких автопоездов увеличилось до четырех. Что показал полугодовой опыт их эксплуатации?
Осуществляя перевозки песка на плече порядка 22 км, совершая до 14 рейсов в сутки или же транспортируя щебень на маршруте протяженностью в десять раз больше, упомянутые автопоезда в своих 23-кубовых кузовах транспортируют за один раз 29—29,5 т груза. Работая без превышения допустимых дорожных нагрузок, перевозчик не получил ни единого штрафа и при этом ни разу не вышел за пределы рентабельности, зарабатывая прибыль с каждого рейса!
Что важно: водитель может самостоятельно осуществлять контроль массы загружаемого в кузов груза. Для этого полуприцеп оборудован манометрами, определяющими давление в подвеске. На современных тягачах информация с них передается на помещенный в кабину монитор (при условии предусмотренной конструкцией возможности передачи информации с электронного блока АБС полуприцепа). В случае использования тягачей более ранних лет выпуска на раму полуприцепа приклеивается таблица, которая показывает зависимость нагрузки на оси от давления в подвеске. Таким образом, зная величину последнего, можно определить нагрузку на осевую тележку полуприцепа.
Более того, в ходе первых месяцев эксплуатации новых четырехосных полуприцепов с алюминиевыми кузовами специалисты машиностроительного завода «ТОНАР» сумели выявить и «вылечить» все основные «болячки», обнаруженные в их конструкции. Например, было зафиксировано разрушение тента из-за недостаточного крепления к трубе намотки — недочет исправлен. Обнаружился слишком быстрый износ шин на передней оси полуприцепа — причину устранили, установив вместо клапана с ручным управлением подъема оси клапан с электрическим управлением. При этом клавишу управления подъемной осью разместили в кабине тягача, что позволило поднимать и опускать эту ось на ходу, не покидая кабину. Более того, водителей проинструктировали опускать указанную ось только на магистралях.
И в завершение несколько слов о характеристиках ТОНАР-952345 с алюминиевым кузовом. Допустимая масса перевозимого им груза составляет 29 850 кг, при этом снаряженная масса полуприцепа относительно невысока — 6 600 кг. Таким образом, его полная масса не превышает 36 450 кг. Учитывая, что снаряженная масса большинства двухосных седельных тягачей, задействованных в перевозках строительных сыпучих грузов, составляет порядка 7 500 кг, получается, что сцепка вписывается в допустимые для дорог общего пользования 44 000 кг. Все четыре оси полуприцепа, включая первую подъемную, — собственного производства машиностроительного завода «ТОНАР», в модернизированном исполнении с увеличенными прочностью и ресурсом. Днище самосвального кузова по желанию заказчика может быть покрыто полимерным материалом, улучшающим сходимость груза в холодное время года, — это позволяет экономить время, поскольку водителю перед загрузкой песка, грунта или щебня не надо просыпать кузов солью, а при разгрузке сбивать налипшие куски. Таким образом, применение полимерного покрытия снижает общую продолжительность каждого рейса — за то же время их можно сделать больше, а значит, больше и заработать.