Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Есть ли шанс у гидростатики потеснить гидромеханику на бульдозере?

Анна Кислицына

Часто гидростатическую и гидромеханическую трансмиссии сравнивают, пытаясь разобраться, что же выгоднее, надежнее, производительнее. Директор по маркетингу компании «ЧЕТРА» Денис Куваев считает, что это все равно, что сравнивать, например, беговые и охотничьи лыжи. Первые быстрее, но при условии, если проложена лыжня, поверхность накатана, а сами лыжи смазаны, вторые — пройдут не один километр без смазки в местах, где снега по колено, но пробежать на них с такой же скоростью уже вряд ли получится. Так в чем же разница двух видов трансмиссии?

Денис Куваев, директор по маркетингу компании «ЧЕТРА»

Технические решения

Гидростатическая трансмиссия — капризная система, требовательная к условиям эксплуатации, сервису и климату (не любит низкую и высокую температуру). Гидромеханическая умеет прощать ошибки эксплуатации, более неприхотлива, в том числе способна сохранять высокий ресурс в сложных условиях.

При производстве гидростатической трансмиссии могут применяться узлы разных производителей, преимущественно зарубежного производства. В гидромеханике же при компоновке используются узлы одного производителя (как правило, собственного производства завода — изготовителя трактора), что исключает проблемы со снабжением запасными частями в течение всего срока службы машины.

В бульдозерах с гидростатической трансмиссией бесступенчатое переключение передач, что хорошо. Но и в машинах с гидромеханикой тоже можно установить автоматическое переключение передач.

Производительность

По производительности бульдозеры с гидростатической трансмиссией близки к современной гидромеханической с блокировкой ГТР и автоматическим переключением передач. При этом бульдозеры с ГСТ имеют более низкий КПД (0,7÷0,76) по сравнению с гидромеханической (0,8÷0,86) передачей.

Условия эксплуатации

Гидростатическая трансмиссия требовательна к специальным решениям для подготовки к запуску и эксплуатации при низких температурах (прогрев масла и фильтров, использование низкотемпературных гидравлических жидкостей). Здесь нужно трепетно соблюдать ритуал прогрева, ей также страшны частые остановки двигателя на час-другой. Если агрегаты с ГСТ не прогреть в сильный мороз, а завести и сразу начать движение, то можно повредить сальники на валах насоса и мотора, гидрошланги и т. д.

Кроме того, при эксплуатации бульдозера с гидростатической трансмиссией в сложных условиях придется относиться к машине с большой осторожностью или вовсе нельзя будет использовать эту технику. Например, если речь о работе на горячем шлаке, то ходовой мотор может просто загореться вместе со всеми горючими жидкостями, которые он прокачивает.

Агрегаты с гидротрансформатором отличаются более высокой общей надежностью техники в сложных условиях: они будут трудиться без помех, полностью отрабатывая свой ресурс. В работе при низких температурах гидромеханической трансмиссии также нужно меньше времени для подготовки к работе.

Ремонтопригодность

К сожалению, гидростатическую трансмиссию проблематично отремонтировать своими силами — необходимо не только специализированное оборудование, но и обязательная отладка программного обеспечения после ремонта. Кроме того, довольно высока стоимость узлов, которые используются в гидростатике, и в целом они непригодны для капитального ремонта и восстановления. С гидромеханикой все проще: ремонт в полевых условиях, неприхотливость к маслам, доступная стоимость содержания, возможность восстановления узлов.

Подытоживая, можно сказать, что применение гидростатической трансмиссии может быть рассмотрено на бульдозерах легкого тягового класса, которые двигаются в стесненном пространстве, там, где необходима маневренность, либо на несложных работах в коммунальной сфере.

Если же машина эксплуатируется в условиях больших нагрузок, где требуется высокая тяга (тяжелая работа в горной промышленности и строительстве, в карьерах, на мерзлых грунтах, на рыхлении), а именно для таких целей и предназначена техника ЧЕТРА, то здесь однозначное решение — гидромеханическая трансмиссия. Это подтверждают и мировые лидеры — производители бульдозеров, которые отдают предпочтение гидромеханической трансмиссии, особенно в машинах среднего и тяжелого класса. К примеру, в последние годы Komatsu, Caterpillar поставляли в Россию бульдозеры девятого класса и выше только с гидромеханической трансмиссией.

428003, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Мира, д. 1, здание 4

тел.: +7 (8352) 388-488, 387-455, chetra@tplants.com, www.chetra.ru

Exit mobile version