БЕЛАЗ реализует идеи по созданию экологичного транспорта

Насковец Александр Михайлович, заместитель главного конструктора — начальник отдела

На предприятии собраны и проходят испытания несколько «зелёных» самосвалов, в том числе дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-7530Е. Для испытания машины был создан полигон с контактной троллейной линией общей протяжённостью более 400 м, 33 опорами и тяговой подстанцией мощностью 1,8 МВт. Собрана сама машина на базе карьерного самосвала БЕЛАЗ-75306.

belaz1-678x485

Основной и, наверное, самой запоминающейся частью дизель-троллейвоза является пантограф (токосъемник).

Оборудование становится активным, когда самосвал подъезжает к воздушной сети. В этот момент механизм поднимается и своей верхней частью касается провода. Напряжение от троллей через шкаф управления поступает на электродвигатели редукторов мотор-колес, и 220 т груза едут вверх. Преодолев самую высокую точку трассы, самосвал опускает пантограф и едет на спуск, но уже на дизельном двигателе.

Генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Сергей Никифорович:

«Выпуск таких машин — это перспективное направление развития карьерной техники БЕЛАЗ, учитывающее мировые тенденции по использованию альтернативных источников энергии. Эксплуатация дизель-троллейвоза способствует сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшению экологической обстановки в карьерах и прилегающих регионах. Мы предлагаем комплексные решения по организации всей необходимой инфраструктуры. И верим, что именно такой подход поможет нашим потребителям увеличивать производительность и снижать стоимость перевозок»

belaz2-678x542

Благодаря этому мы получаем целый ряд полезных эффектов:

— в 1,8–2 раза увеличивается скорость движения самосвала на самом сложном участке карьерной трассы — подъеме, что дает возможность повысить производительность и нарастить объем перевозок;

— экономится до 80 % топлива на троллейном участке, благодаря чему те капиталовложения, которые необходимы при возведении инфраструктуры, окупаются довольно быстро;

— увеличивается производственная мощность горного предприятия;

— снижаются затраты на техническое обслуживание машины;

— увеличивается жизненный цикл дизельного двигателя;

— и самое главное, улучшается экология в карьере и на прилегающей к нему территории.

Сегодня с ростом стоимости дизельного топлива актуальность использования дизель-троллейвозного транспорта растет, особенно в тех регионах, где дешевая электроэнергия, например в Южной Африке. Или в регионах с низкой температурой, таких как Якутия (здесь решается проблема с хранением топлива).

belaz3

На предприятии идет работа над тем, чтобы переоборудовать под дизель-троллейвозы парк уже имеющихся машин у потребителя с переменно-постоянным током.

Для переоборудования машины необходимы:

— установка шкафа управления для обеспечения работы под троллейной линией;

— установка фермы для размещения пантографа;

— доработка гидравлики привода пантографа;

— установка пантографа с системой управления;

— установка вводного электротехнического оборудования;

— перекомпоновка системы вентиляции привода;

— установка дополнительных приборов контроля и органов управления в кабине оператора.

Вместе с поставкой дизель-троллейвозной техники БЕЛАЗ предлагает комплексные решения:

1) строительство троллейной трассы с управляющей подстанцией, дорожного покрытия, обустройство необходимой инфраструктуры в руднике совместно с партнерами;

2) подготовка расчета проекта экономической эффективности по использованию троллейной техники.

Наши дилеры готовы обеспечить сервисную поддержку дизель-троллейвозов в процессе их работы, а также быстрый монтаж и обслуживание необходимого оборудования.

belaz4
Шкаф управления 75306Е, установленный на палубе дизель-троллейвоза
belaz5-678x452
belaz6-678x576

Дальнейшее развитие дизель-троллейвозного транспорта выглядит ещё более привлекательным. И связано оно с применением в составе машины накопителей на базе аккумуляторов или конденсаторов вместо дизеля. Что позволит вести разговор о полностью «зелёном» транспорте, свободном от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске за счёт рекуперации. При увеличении удельной ёмкости аккумуляторных батарей и количества их циклов заряда-разряда в несколько раз есть все основания полагать, что такое техническое решение станет востребованным.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку