Журнал "Глобус: геология и бизнес"

База «БелАЗа»: от экскаватора до углеприёмника

Диана Андреева

Если заглянуть в богатую событиями и фактами историю Ангрена, можно убедиться, что уголь в первые годы разработки местного месторождения добывали, что называется, примитивным способом и вывозили из карьера и шахты на телегах, запряжённых лошадьми. Одна лошадиная сила заменяла собой в те годы весь нынешний горный транспорт. Сейчас к услугам ангренских угольщиков — карьерные самосвалы, автопогрузчики, бульдозеры…

Филиал «Автомобильно-технологический транспорт» — «АТТ», входящий в состав АО «Узбекуголь», оказывает услуги, связанные с эксплуатацией и обслуживанием тяжёлой горной техники на колёсном и гусеничном ходу, занимается предоставлением соответствующих транспортных услуг с использованием грузового и пассажирского транспорта.

Автопредприятие «Автокумир» было создано как самостоятельное в 1951 году на базе автогаража хозрасчётной автобазы треста «Узбекуголь» для удовлетворения потребностей в перевозке вскрышных пород, строительных грузов и рабочих на удалённые от основных предприятий объекты.

В 1996 году автопредприятие преобразовано в АООТ «Автокумир», где числилась 131 единица подвижного состава, в том числе грузовых автомашин — 79, специальных — 9, легковых — 12, автобусов — 26. В мае 1997 года технологический парк машин — более 50 большегрузных самосвалов грузоподъёмностью от 30 до 110 тонн — вышел из состава АООТ «Автокумир», и была организована самостоятельная автобаза «Белазкумир», которая перевозила вскрышную породу в чашах разрезов «Ангренский» и «Апартак».

В настоящее время автопредприятие носит название филиал «Автомобильно-технологический транспорт» — «АТТ».

Основу предприятия составляют три автобазы. Первая представляет собой собственно базу «БелАЗа», именно здесь сконцентрирован весь цвет тяжёлой горной техники на колёсном ходу. Грузовой автомобильный транспорт меньшей грузоподъёмности, тракторно-бульдозерный парк, автобусный и легковой пассажирский транспорт составляют основу двух других автобаз.

База «БелАЗа»… Это родной дом и ремонтная мастерская для самых больших колёсных транспортных средств. Здесь насчитывается 15 самосвалов грузоподъёмностью 130 тонн, шесть 110-тонных, два «малыша» грузоподъёмностью 40 и 30 тонн, самосвалов марки «МАН» — 14 единиц. Обслуживают автопарк более чем 200 водителей.

Огромные машины заняты перевозкой угля по направлению «экскаватор — углеприёмник», а также вскрышных пород — от разреза к отвалу. Несведущему человеку кажется, что управлять такой машиной сложно, но это заблуждение. В этом деле белазистам помогает гидравлика, объединяющая рулевое управление и тормозную систему: благодаря ей легко поворачиваются огромные колёса. Но от водителей требуются чудеса ловкости и высшее мастерство, чтобы обеспечить безопасность тех, кто находится в прямом смысле слова под колёсами карьерных гигантов. Периметр вокруг самосвала контролируется с помощью системы камер кругового обзора. Специальные датчики предупреждают водителей о нахождении рядом человека или транспортного средства.

В чаше разреза «Ангренский» имеется сервисная ремонтная площадка, на территории которой действует переносной пост технического обслуживания тяжёлого горного транспорта. Не удаляясь далеко, что называется, от своего рабочего места, водители «БелАЗов», автокранов, машинисты бульдозеров и автопогрузчиков могут доверить свою технику рукам опытных мастеров по техническому диагностированию и ремонту. Но чтобы снять какую-либо деталь с такого «Ильи Муромца», как, например, «БелАЗ», требуется кран — автомобильный, мостовой или козловой.

Ремонтом занят целый штат рабочих, мотористов, сварщиков, механиков, слесарей, аккумуляторщиков, вулканизаторщиков, агрегатчиков, медников, автоэлектриков. Водители-белазисты — сами профессиональные ремонтники, умеют найти причину поломки и ликвидировать ее, дадут фору любому спецу-автослесарю.

Одна беда: кроме неба, над разрезом нет иной крыши, потому и технике, и обслуживающим её людям приходится стоически терпеть неудобства, вызванные погодными факторами. Потому что ремонтировать технику приходится и в дождь, и в снег, под порывами ветра и под палящим солнцем.

Бахром Насибалиев работает водителем карьерного самосвала более тридцати лет. Полный кавалер «Шахтёрской славы», обладатель множества государственных и производственных наград. Отличный наставник. За годы, которые он провёл за баранкой «БелАЗа», успел обучить десятка два классных водителей.

— Если кто-то думает, что самосвалы прибывают к нам, в Узбекистан, своим ходом, то это, конечно, заблуждение! — говорит исполняющий обязанности начальника филиала «АТТ» Рустам Кандахаров. — Представляете такую машину, высотой с трехэтажный дом, на проезжей части?! Каждый из самосвалов едет сюда в пяти железнодорожных вагонах и в разобранном виде. Чтобы процесс угледобычи продвигался вперёд, горнякам необходима современная техника. Начиная с прошлого года на предприятие стали поступать новые транспортные единицы на колёсном и гусеничном ходу.

На автобазу № 1 прибыли 44 самосвала «Коматцу» японского производства грузоподъёмностью 90 тонн. Вся партия этих машин уже прошла капитальную сборку и поступила в эксплуатацию на разрезы «Ангренский» и «Апартак». Приобретается новое горнодобывающее оборудование, для него закуплены запасные части и комплектующие. Проводится расширение и выравнивание бортов карьера, строятся технологические грунтовые дороги.

Автобазу № 2 составляет парк из более чем 60 единиц вспомогательного горного транспорта, необходимого для проведения дорожно-ремонтных и погрузочных работ на территории разреза «Ангренский» и других филиалов АО «Узбек-уголь». Технический парк автобазы № 2 пополнили три новые единицы шестикубовых автопогрузчиков, шесть мощных цепных бульдозеров на гусеничном ходу, одна единица дорожно-ремонтной техники — автогрейдер и два топливозаправщика. Ожидается поступление ещё четырёх импортных бульдозеров.

Основные функции, возложенные на машинистов бульдозеров и экскаваторов, автопогрузчиков и грейдеров, водителей автокранов, заключаются в выравнивании откосов отвалов, перемещении тяжёлых грузов, расчистке полотна грунтовых дорог в котловине разреза. С помощью техники проводится погрузка угля и вскрышных пород на линии ЦПТ (циклично-поточная технология) и в вагоны железнодорожных составов.

В цеху идёт работа по установке ходовой гусеничной ленты, предназначенной для большущего карьерного бульдозера. Скатку ленты, весом в тонну, легко поднимает мостовой кран, который с лязгом ходит под потолком цеха. Здесь на ремонте стоят бульдозеры импортного производства весом свыше 50 тонн. Один отвал у них высотой два с половиной метра и шириной в четыре. Бульдозеры на колёсном ходу легче гусеничных, и отвалы у них поменьше, универсальная землеройная техника, например тракторы, имеет и бульдозерный отвал, и экскаваторный ковш.

Филиал «АТТ» стал обладателем бензовоза-топливозаправщика марки «КАМАЗ», а также двух новеньких камазовских вахтовок, трёх внедорожников «УАЗ», ещё ожидается поступление современного междугородного автобуса, рассчитанного на 45 посадочных мест.

Автобус, вахтовка и «бомбовоз». Эти и другие средства передвижения составляют гараж легкового и хозяйственного транспорта — автобазу № 3. Автобаза — средоточие легковушек, автобусов, вахтовок, на которых осуществляется перевозка людей. Всего на автобазе насчитывается 46 единиц грузового и 60 единиц пассажирского транспорта. Старина гаража автобазы № 3 — «Икарус», венгерский автобус-междугородник 1990 года выпуска — находится на балансе филиала «Завод РГТО». С ремонтом автобуса имеются сложности: негде достать оригинальные запчасти, но выручают заводчане, которые получают заказы от водителей и ремонтников на производство запчастей.

На автобазе имеется и спецмашина марки «Урал», которую водители между собой величают торжественно — «бомбовоз». Экипаж «бомбовоза» занят транспортировкой «динамита» с СВМ (склада взрывчатых материалов). Без него невозможно снять вскрышу, обнажить угольный пласт. Горняки широко используют взрывчатку в своём производстве, она необходима при буровзрывных работах в котловине разреза и даже в шахте.

Exit mobile version