Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Замещение приводной части подъемной машины в рамках уникальной реконструкции ШПУ

Анна Кислицына

В 2024 году ЗАО «Солигорский институт проблем ресурсосбережения с опытным производством», Республика Беларусь, г. Солигорск, и инжинирингово-производственная компания К5, г. Екатеринбург, в рамках научно-производственного альянса «Сфера» реализовали проект по поставке оборудования для реконструкции скиповой шахтной подъемной установки (далее — ШПУ) ствола № 3 рудника 4РУ ОАО «Беларуськалий».

Цель проекта — повышение производительности за счет увеличения загрузки скипа с 42 до 50 т руды и уменьшения времени цикла подъема за счет увеличения скорости до 14 м/с. Выполнение задачи усложнилось тем, что ШПУ должна быть установлена взамен старой на башенном копре на отметке +104,3 м с ограниченным размером монтажного проема для подъема крупногабаритных грузов.

Реализация проекта заняла 36 месяцев. Оборудование, непосредственно обеспечивающее кинематику подъема, расположено на оголовке башенного копра (отметка 104,3 м) и на отметке 79,15 м.

Перемещение сосудов обеспечивается за счет движения полиспастной статически уравновешенной системы. Движение осуществляется посредством вращения цилиндрического канатоведущего шкива с фрикционной футеровкой двумя электродвигателями консольного исполнения мощностью 4 450 кВт.

— Первоначальный проект ШПУ был рассчитан под электродвигатели и преобразователи частоты (ПЧ) производства Siemens, — рассказал Алексей Очкур, руководитель отдела автоматизации и электропривода компании К5. — В качестве ПЧ была предусмотрена парная работа Sinamics SM150 с равномерным делением нагрузки на силовых IGCT-ключах. IGCT-технология имеет MTBF (среднюю наработку на отказ) значительно выше, чем у ПЧ на базе IGBT и более целесообразна для применения в ШПУ. После ухода компаний Siemens и ABB с рынков России и Беларуси встала задача обеспечить реализацию проекта без понижения высоких требований к надежности и безопасности исходного проекта.

В проекте использовались тихоходные многополюсные электродвигатели, что позволило применить их без редукторов. Специалистами К5 был найден альтернативный производитель синхронных электродвигателей, с которым был разработан требуемый аналог с необходимыми параметрами для двухдвигательного, безредукторного электропривода ШПМ.

Синхронные двигатели электропривода питаются от двух преобразователей частоты серии MVK5, по 10 МВт каждый, работающих в паре («ведущий-ведомый») и способных функционировать в режиме рекуперации энергии. Нагрузка от вращающихся частей воспринимается парой самоустанавливающихся подшипников скольжения с гидродинамическим, гидростатическим контурами смазки и резервированием насосов. Фиксация ШПУ и аварийное торможение осуществляются посредством системы дискового тормоза.

Увеличение угла охвата головными канатами канатоведущего шкива осуществляется посредством отклоняющего шкива, выполненного разъемным по плоскости симметрии спиц для удобства монтажа в копре.

На отметке с отклоняющим шкивом расположено устройство подъемно-зажимное и технологические устройства для замены футеровки отклоняющего шкива и вывода канатов из отклоняющего шкива. Данные решения позволяют обеспечить высокие показатели по надежности и ремонтопригодности.

Реализованный проект показал эффективность слаженной работы по реконструкции ШПУ в рамках научно-производственного альянса и обеспечения заказчиков современными и надежными решениями.

ООО «ИПК К5» Реклама ИНН: 6686015802 ERID: 2SDnjewnPBY

620063 г. Екатеринбург, ул. Большакова 70

Тел.: +7 (343) 300-9-779

E-mail: info@k5-ipk.ru

www.k5-gr.ru

Exit mobile version