Журнал "Глобус: геология и бизнес"

RopeCon® — эффективная альтернатива карьерным самосвалам

cropped-doppelmayr3-678x452

Хольгер Кромер

90° — под таким углом могут транспортироваться сыпучие материалы со дна карьера наверх с помощью канатной системы RopeCon® поверх дорог, строений и других объектов.

Но зачем что-то менять в привычных механизмах подъема материала из карьера? Экскаваторы и грузовики используются при отработке карьеров давно и хорошо справляются со своими обязанностями. Однако этот метод добычи требует высоких затрат. Нужно закупать дизельное топливо, тратить деньги на техобслуживание, оплату труда персонала и его размещение, командировочные расходы. К тому же присутствуют высокие риски в плане безопасности. На работу горного автотранспорта влияют и погода, и человеческий фактор. Вдобавок окружающая среда испытывает большие нагрузки в виде выбросов CO2 и шумовой эмиссии.

При значительном угле наклона борта карьера (до 70°) дороги для грузового транспорта прокладываются на слабонаклонных уступах — бермах. И это еще одна серьезная статья затрат.

Система транспортировки сыпучих материалов RopeCon® позволяет исключить расходы на обустройство дорог по борту карьера и дизтопливо, снизить затраты на персонал и радикально сократить объемы выбросов углекислого газа, уменьшить шум.

Рис. 1. Открытый карьер (фото Doppelmayr)

Конвейер на стальных канатах

RopeCon® — разработка специалистов компании Doppelmayr Transport Technology, подходит для перемещения сыпучих грузов разных видов. Этот «конвейер на стальных канатах» предназначен для доставки сыпучих материалов в сложной местности, где требуется преодолевать масштабные препятствия: водоемы и строения, глубокие овраги и дороги, а также крутые участки с уклоном до 70°.

Материал транспортируется на конвейерной ленте с гофрированными бортами. Конфигурация гофробортов и плоской конвейерной ленты заимствована в подъемно-транспортной технике. Там технология используется уже несколько десятилетий.

Основной тяговый элемент — замкнутая лента, огибающая концевые барабаны: приводной и натяжной. На ней на одинаковом друг от друга расстоянии закреплены металлические оси. По обе стороны осей крепятся ходовые ролики, движущиеся по натянутым несущим канатам. Они направляют ленту. Стальные канаты с помощью опор подняты над землей.

Разгрузка в нескольких точках маршрута

Канатная несущая конструкция позволяет располагать опоры на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. В пролетах между опорами RopeCon® не соприкасается с земной поверхностью (см. рис. 1). То есть не мешает движущемуся под ним транспорту и другой инфраструктуре.

В соответствии со степенью крутизны трассы конвейерная лента RopeCon® оснащается поперечными захватами, грунтозацепами, чтобы обеспечить стабилизацию материала на ленте. Эти элементы помогают транспортировать грузы под углом до 90°. Разработчики позаимствовали их тоже из подъемно-транспортной техники (см. рис. 2).

Рис. 2. Захваты на ленте

RopeCon® можно удлинить по оси. С продвижением горных работ пункты погрузки и разгрузки возможно перемещать вдоль оси конвейера в соответствии с изменениями развивающегося карьера. При определенных условиях материал может разгружаться в нескольких точках маршрута.

Максимально возможная высота подъема зависит от производительности транспортировки, скорости перемещения, возможной и требуемой прочности конвейерной ленты. Как правило, скорость ограничена максимальным размером кусков.

Конвейерные ленты из высокопрочных стальных канатов с номинальной прочностью более 7 800 Н/мм соответствуют современному уровню развития техники. В нормах DIN 22101:2011-12 определены требуемые значения номинальной прочности для конвейерных лент. При низкой производительности и небольших размерах кусков горных пород перепад высот между точками системы может составлять 1 200 м.

Дополнительное преимущество — простота обслуживания RopeCon®. Движущиеся части закреплены на ленте и регулярно проходят станции, где легко провести их обслуживание. Для осмотра трассы RopeCon® может оснащаться ревизионной тележкой (см. рис. 3). Управление оборудованием и его ТО требует небольшого числа сотрудников.

Рис. 3. Ревизионная тележка (Doppelmayr)

Сегодня, когда многие горнодобывающие предприятия мира стремятся снизить воздействие на экологию, используя ресурсосберегающие методы добычи полезных ископаемых, RopeCon® предлагает альтернативное решение для транспортировки сыпучих материалов.

Пример использования системы RopeCon® при открытой разработке одного из карьеров

В приведенном примере требуемая производительность составляет 5 000 т руды в час: от станции загрузки на дне карьера до станции разгрузки, расположенной на борту карьера. RopeCon® пересекает террасовидную конструкцию открытого карьера на протяжении 486 м и перепад высот в 350 м лишь одним канатным пролетом (см. рис. 4). Бермы не затрагиваются конвейером и остаются свободными для передвижения уже существующего автотранспорта.

Рис. 4. Пример трассы RopeCon® в открытом карьере

Маршрут прямой и может быть проложен между любыми опорными точками на земле, независимо от геологических условий. Разгрузка и погрузка материала на системах RopeCon® осуществляется так же, как на ленточных конвейерах, например с помощью лотков.

Привод RopeCon® расположен за пределами карьера (см. на рис. 4 справа). В данном примере плечо транспортировки автотранспортом составляет 5,1 км. Для обеспечения требуемой производительности при максимальной загрузке 363 т требуется 15 большегрузных самосвалов. RopeCon® позволяет достичь такой же производительности транспортировки при затратах всего в 60 %.

Doppelmayr Transport Technology GmbH

Konrad-Doppelmayr-Str. 1

6922 Wolfurt / Österreich

T +43 5574 604 1207

F +43 5574 604 1209

dtt@doppelmayr.com

www.doppelmayr-mts.com

Exit mobile version