Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Гарант бесперебойной угледобычи. Завод РГТО

Диана Андреева

В состав акционерного общества «Узбекуголь» входят 11 предприятий производственного и вспомогательного характера, при этом важнейшим в плане обеспечения бесперебойной добычи угля является филиал «Завод по ремонту горно-транспортного оборудования» — РГТО. Завод РГТО предназначен для проведения капитальных и текущих ремонтов горно-транспортного и горно-шахтного оборудования: карьерных экскаваторов, подвижного состава, погрузочных агрегатов, электрооборудования, конвейерных установок, изготовления нестандартного оборудования и металлоконструкций, запасных частей к карьерным экскаваторам и другим видам тяжелого горного транспорта, производства газообразного кислорода для проведения резательно-сварочных работ.

Мараджап Турсунов, директор завода РГТО

Страничка истории завод РГТО

В 1943 году была организована ремонтно-прокатная база (РПБ), где производился ремонт шахтных вагонеток, электродвигателей, насосов и другого горного оборудования. В 1946 году РПБ была преобразована в Центральные электромеханические мастерские (ЦЭММ) треста «Средазшахтострой», в состав которых входили механический и слесарный цеха, электроцех и сети подстанций. В 1948 году здесь был освоен выпуск цветного литья, в 1949 году производился ремонт локомотивов на паровой тяге и экскаваторов.

В 1954 году предприятие получило название ЦРЗ (Центральный ремонтный завод). Были построены новые здания механического, электрического, бульдозерного и экскаваторного цехов, литейного цеха со сталеплавильной печью и печью цветного литья. Цеха оснащались металлообрабатывающим, грузоподъемным и литейным оборудованием. Завод приступил к ремонту сложной горной техники и выпуску запчастей к ней.

В 70-е годы ЦРЗ переименован в Центральные электромеханические мастерские (ЦЭММ). Здесь производились капитальные ремонты карьерных экскаваторов и ковшей к ним, выпускались запчасти к их узлам, выполнялись капремонты электрических машин и генераторов, кузовов вагонов-самосвалов — думпкаров, производилось стальное и цветное литье, изготавливалось нестандартное оборудование. Всего в номенклатуре было около 400 наименований деталей и узлов.

В ходе реконструкции разреза «Ангренский» было решено построить новое ремонтное предприятие — завод РГТО. Строительство завода было начато в 1982 году трестом «Узбекшахтострой». В 1985 году завод был построен и сдан в эксплуатацию. В 1994 году Ангренские центральные электромеханические мастерские переименованы в завод РГТО.

Слово — директору

— Завод РГТО, будучи структурным подразделением АО «Узбекуголь», имеет огромное значение для предприятий отрасли. Здесь производится достаточное количество комплектов запчастей для полноценного обеспечения ими угольных предприятий. Имеются нововведения в организации поставок продукции потребителям, — рассказывает директор предприятия Мараджап Турсунов, который трудится здесь более сорока пяти лет. — Коллектив завода — более 300 человек, большинство из которых — представители молодежи в возрасте до 30 лет. Я, например, начинал свою трудовую деятельность простым токарем. Потом стал бригадиром, начальником цеха, и уже более тридцати лет руковожу заводом. Заводчане проводят ремонтные мероприятия не только во всех структурных подразделениях отрасли, но и, согласно заявкам, на других предприятиях. Сегодня, кроме АО «Узбекуголь», завод РГТО обслуживает крупную теплоэлектроцентраль региона — Ангренскую ТЭС, городское отделение «Водоканал», осуществляет ремонт экскаваторного парка двух крупнейших производственных гигантов республики — Алмалыкского и Навоийского горно-металлургических комбинатов.

В заводских цехах РГТО в Караганде

Цех по ремонту карьерных экскаваторов, механический цех, цех по ремонту подвижного состава, электроцех, участок ЦПТ (циклично-поточной технологии), УНО (участок нестандартного оборудования) и КНС (кислородно-наполнительная станция) составляют структуру завода РГТО.

Наиболее сложным является ремонт шагающих и гусеничных экскаваторов, самых габаритных мобильных агрегатов, работающих в котловине разреза. Один ковш такого гиганта достигает размеров автомобильного гаража и весит десятки тонн. Поэтому, наверное, самым крупным цехом на заводе РГТО является цех по ремонту карьерных экскаваторов. Во время активной работы в карьере при ударах о землю экскаваторные ковши нередко лишаются стальных зубьев, которые потом обнаруживаются с помощью электромагнита в добытом угле или породе. Полости этих мощных ковшей от ЭШ и ЭКГ, прежде чем попасть «на прием» к заводским сварщикам, предварительно чистятся от налипшей горной породы. Перед накладкой сварочных швов поврежденные места зачищаются с помощью пилы-болгарки.

В цеху по ремонту электрооборудования тоже имеются очень габаритные объекты — экскаваторные генераторы. Один такой генератор весит десять тонн, что, однако, не составляет труда для машинистов мостового крана (а все они, между прочим, женщины!) выгрузить с железнодорожной платформы и доставить в цех для ремонта многотонную махину.

Работа по восстановлению обмотки электрооборудования в основном ручная, уровень механизации сравнительно невысокий. Мастера по обмотке электрических машин и электромонтеры изоляции имеют дело с десятками метров медной проволоки. На плечах рабочих электроремонтного участка лежит ответственность за сборку, разборку, изоляцию редукторов и электродвигателей. Бригада участка УНО снабжает разрез «Ангренский» и шахту комплектами новых конвейерных роликов, токари, фрезеровщики и зуборезчики механического цеха обеспечивают все филиалы угольной отрасли необходимыми запчастями.

Цех по ремонту подвижного состава возвращает в строй по три-четыре железнодорожных локомотива на электрической или дизельной тяге ежегодно. Здесь также ремонтируются как обычные вагоны, так и думпкары, и хоппер-дозаторы — бункерные вагоны-самосвалы, незаменимые при перевозке и самопроизвольной разгрузке угля и вскрыши. Они действительно удобны в эксплуатации, так как разгружаются сами: открывается «брюхо» такого вагона, и содержимое его высыпается наружу.

С помощью мостового крана, который с лязгом ходит под потолком цеха, машинисты переносят огромные по размеру и тяжелые по весу детали. Такой кран может поднять и колесную пару, и кузов думпкара. Чаще всего поломке подвержены ходовая и тормозная системы колесных пар, ведь во время загрузки и транспортировки угля и вскрыши в механизмы колес попадают частички породы, угольная пыль и даже камни, что впоследствии и выводит их из строя. За обслуживание техники отвечают осмотрщики-ремонтники, практически постоянно требуется вмешательство сварщиков и токарей. Швы на кузовах вагонов сваривают, если вдруг где-нибудь обнаруживается брешь, сквозь которую могут просыпаться на пути уголь или порода.

Заводчане принимали участие в организации ремонта сортировочно-дробильного комплекса на одном из конвейерных участков разреза «Ангренский», провели серию сварочных и электромеханических работ, сдали в эксплуатацию локомотив на электрической тяге вместе с составом, который потерпел серьезную аварию в декабре 2021 года. Благодаря им на разрезе был введен в эксплуатацию Северный углеход — новая конвейерная ветка ЦПТ, позволяющая грузить уголь в вагоны прямо из забоев.

Проведение ремонтных мероприятий зависит от получения импортных дорогостоящих запчастей. Дело в том, что большой список номенклатуры приобретается заводом за валюту. Однако, кроме импорта, здесь существует собственная программа локализации. Опытные мастера-токари механического цеха по чертежам вытачивают детали высокой степени сложности. Налажена работа системы «наставник-ученик», согласно которой первому выплачивается надбавка к зарплате за работу с последними. В течение последних лет налицо увеличение номенклатурного списка изготовляемой продукции: более 500 наименований.

Фабрика кислорода

Так, без преувеличения, можно назвать один из важнейших участков филиала «Завод РГТО» — КНС, иначе кислородно-наполнительную станцию. По словам начальника станции Джамшида Турсунова, невозможно существовать без этого газа, дающего жизнь всему живому на планете. Джамшид — представитель большой трудовой династии Турсуновых, более двадцати лет работает в местной угольной отрасли, был на заводе РГТО мастером электромеханического цеха, с 2008 года — начальник КНС.

— Сжатый технический кислород широко применяется в металлообработке, теплоэнергетике, горнодобывающем производстве, химической промышленности, незаменим при газосварке, резке и пайке различных металлических конструкций. Чистый кислород весьма востребован в сфере медицины, — рассказывает он. — Трудовой коллектив КНС каждый день выполняет ответственную и далеко не безопасную работу, ведь кислород не только активно поддерживает процесс горения, но и легко взрывается, поэтому работать с ним следует очень осторожно. Мы пока обходимся сжатым газом, выделение жидкого кислорода требует дополнительных затрат. Чтобы превратить газ в жидкость, нужны очень низкая температура и целый перечень других условий.

В помещениях КНС основное место занимают кислородные генераторы. Это установки, позволяющие выделять кислород из окружающего воздуха, используя процесс адсорбции. Воздух засасывается компрессором через воздушный фильтр, который очищает его от частиц пыли и других примесей. Подготовленный кислород заключается в толстостенные стальные баллоны и перевозится специальными автомашинами. Структурным подразделениям АО «Узбекуголь» в сутки отпускается до 100 баллонов сжатого кислорода.

В 2017 году станция получила новую установку, предназначенную для производства кислорода и азота. Установка прошла успешные испытания, с ее размещением и наладкой помогли специалисты из Российской Федерации. В течение двухлетнего периода пандемии коронавируса работники участка КНС совершенно безвозмездно помогали медикам отдела реанимации и изолятора карантинной зоны Ангренской городской больницы. Резервуары, заключавшие в себе около 8 тысяч кубометров сжатого кислорода для аппаратов ИВЛ, доставлялись в больницу газовозами с завидной регулярностью…

Exit mobile version