Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Как СПГ помогает горнодобывающим компаниям снижать затраты

cropped-rmk-mgok04-678x452

Беседовала Наталья Демшина

Первым горнодобывающим предприятием в России, которое приступило к замещению дизельного топлива на СПГ на горной технике, стал Михеевский ГОК (входит в Группу РМК). Всего в мире можно насчитать не больше 7–8 комбинатов, которые успешно миновали этап тестирования и уже несколько лет эффективно работают с использованием двухтопливной системы.

Алексей Топчиев, заместитель генерального директора по финансам и экономике АО «Михеевский ГОК»

«За счет замещения дизельного топлива сжиженным природным газом на карьерных самосвалах в тестовом режиме нам удалось сократить расход дизеля на 30 %», — подчеркивает заместитель генерального директора по финансам и экономике АО «Михеевский ГОК» Алексей Топчиев. В июне 2021 года на комбинате начался перевод горной техники на двухтопливную систему «СПГ/дизтопливо».

— Алексей Рафаэльевич, почему в компании было принято решение переоборудовать горнодобывающую технику на двухтопливную систему, позволяющую использовать и дизтопливо, и сжиженный природный газ?

— В первую очередь потому, что стоимость СПГ ориентировочно в два раза ниже цены дизельного топлива. Кроме того, природный газ при сжигании дает меньше выбросов. Соответственно, перевод горной техники на СПГ позволяет оптимизировать затраты и улучшить экологические показатели производства.

Новая техника не закупалась: было принято решение переоборудовать имеющуюся. Сейчас оборудование работает в тестовом режиме. Дизельное топливо постепенно замещается СПГ.

— Какую именно технику на предприятии целесообразно переоборудовать на сжиженный природный газ?

— В горной отрасли используется спецтехника двух видов — машины, работающие непосредственно на добыче руды, и магистральные тягачи для транспортировки продукции потребителю.

Целесообразно переводить карьерные экскаваторы и самосвалы с расходом дизельного топлива свыше 150 литров в час на двухтопливную систему — СПГ и дизтопливо. Эффективность применения сжиженного природного газа определяется логистикой и горно-геологическими условиями. Экономически выгодно доставлять газ на расстояние не более 500 км.

Магистральные тягачи перемещаются по дорогам общего пользования. А поскольку инфраструктура заправочных станций СПГ в России пока не развита, приходится использовать дизтопливо.

Например, в Китае, который лидирует в области производства и применения СПГ, выпускаются тягачи, работающие только на сжиженном природном газе. Одной заправки хватает на 1 200 км пробега. Там есть соответствующая инфраструктура. В Европе пока производят только опытные образцы подобной техники.

На Михеевском ГОКе магистральные тягачи в производственных процессах не используются.

— Сколько единиц техники на МГОКе уже переведено на двухтопливную систему?

— С июня 2021 года переоборудовано 12 самосвалов Komatsu 730Е. В тестовом режиме удалось заместить дизельное топливо сжиженным природным газом на 30 %.

— По каким критериям руководство комбината выбирало оборудование для внедрения двухтопливной системы?

— Мы ориентировались на основные показатели — надежность, репутацию фирмы-изготовителя и собственный опыт эксплуатации оборудования.

Сегодня в этой сфере лидируют разработчики США. Проанализировав различные предложения, мы остановились на продукции компании GFS. Их можно назвать родоначальниками технологии использования СПГ: предприятие разрабатывает и внедряет такое оборудование начиная с 2009 года.

Система данного производителя EVO-MT® представляет собой интегрированное решение и включает все необходимые элементы для перевода горного транспорта на СПГ.

Компоненты и узлы устанавливаются в двигательный отсек, шасси и кабину оператора самосвала. Монтаж выполняется на месте работы машины и не требует значительно менять конструкцию самосвала или двигателя.

Установкой занимались сотрудники компании «ИСТК» — официального дилера Komatsu и GFS. Стандартные сроки монтажа на один самосвал с привлечением бригады из четырех человек, работающей в одну смену, — пять-семь суток. Для каждой машины индивидуально прописывалось программное обеспечение.

— Как действует система EVO-MT®?

— Оборудование позволяет самосвалу работать как полностью на дизельном топливе, так и на смеси дизтоплива с СПГ. Система спроектирована таким образом, что сжиженный природный газ используется автоматически, если он доступен. Можно настраивать ручной режим выбора горючего.

Если бортовой запас газа израсходован, система автоматически переводит двигатель самосвала на дизтопливо. И это не зависит от того, в каком режиме функционирует техника и насколько она загружена. Оператору не требуется предпринимать никаких действий, чтобы переключиться на подачу дизельного топлива.

Как только запас природного газа восполнен, система автоматически переводит двигатель в режим «СПГ + дизтопливо». При работе в режиме NG + D® показатели производительности, эффективности и надежности переоборудованного самосвала соответствуют или превышают заявленные производителем.

— Какие преимущества даёт двухтопливная система при добыче полезных ископаемых?

— За счёт применения двухтопливной системы расходы на эксплуатацию техники уменьшаются примерно на 40–50 %, полностью исключаются выбросы серы, а объёмы выбросов СО2 снижаются на 30 %.

Кроме того, модифицировать двигатель требуется минимально, переделывать базовые модели машин практически не нужно. Двигатель самосвала работает так же, как до переоборудования. Выходная мощность остаётся неизменной. Срок службы двигателя увеличивается, интервалы между ТО тоже. Повышается безопасность труда оператора.

— Усложнилась ли работа операторов горных машин с переоборудованием спецтехники на двухтопливную систему? Пришлось ли дополнительно обучать сотрудников?

— На операторах, которые управляют самосвалами, переход на новые технологии никак не отразился. В большей степени нагрузка легла на плечи механиков и сотрудников сервисного подразделения дилера, которые отслеживают работу техники.

— Можно ли уже сейчас говорить о результатах тестирования самосвалов с двухтопливной системой?

— Система EVO-MT7300 установлена на 12 карьерных самосвалах Komatsu 730E. Пять машин работают в тестовом режиме с показателями замещения дизельного топлива сжиженным газом 25–30 %.

На семи самосвалах система EVO-MT7300 установлена, проведено тестирование в статике (на стенде дается нагрузка на двигатель): достигнуты результаты замещения 35–45 %.

Сейчас инженеры GFS готовят технологическое решение для переоснащения двух экскаваторов Komatsu РС4000D и трех фронтальных погрузчиков Komatsu WA900.

— Когда планируется включить переоборудованные машины в технологическую цепочку?

— Мы намерены сделать это в декабре 2021 года. Сроки сдвигаются в связи с пандемией: представители производителя системы не могут приехать в Россию.

— Как доставляется СПГ для самосвалов?

— На территорию комбината сжиженный газ поставляется в криоцистернах производителя — ООО «Газэнергосеть Пермь», с завода «НОВАТЭК» в Магнитогорске. Объем одной такой емкости — 45 м³ (19 т). Газ перекачивается из цистерны в мобильный заправочный комплекс, откуда раздается самосвалам в карьере. Заправочный комплекс размещается на борту карьера, в безопасной зоне.

— Рассматривает ли руководство компании в перспективе покупку горной спецтехники, работающей исключительно на газе?

— Да, такая возможность рассматривается. Но сейчас основной производитель техники, работающей на СПГ, — американская Caterpillar. Из-за курса цена оборудования значительно возросла. Это на несколько лет отодвигает сроки окупаемости. Все будет зависеть от динамики курса и общей конъюнктуры мирового рынка меди.

Exit mobile version