Анна Кислицына
В горнодобывающей отрасли, как и во многих других, события 2022 года положили начало новым тенденциям развития. Ряд из них, например возрастающая роль Дальнего Востока в минерально-сырьевом и промышленном комплексах страны, уже имели под собой прочный фундамент, а перемены лишь продемонстрировали необходимость воплощения в жизнь намеченной стратегии. Другие же тренды еще только начали свою трансформацию в конкретные предложения и получили мощный импульс к развитию. Побеседовав с представителями профессионального сообщества, наш журнал выделил несколько тенденций, которым предстоит сыграть важную роль в будущем горного дела.
МСБ: курс на воспроизводство запасов
Одним из наиболее очевидных трендов стало импортозамещение технологий и оборудования, используемых в процессах добычи и обогащения (см. № 5 (74) «Глобус», декабрь 2022 г.). Однако не менее важным является и направление обеспечения сырьевого суверенитета: так, к 2022 году вынужденный импорт по некоторым видам стратегических видов полезных ископаемых составлял 100 % (хром, марганец, титан, ниобий, цирконий, литий, разделенные РЗМ). Как отметил в ходе форума МАЙНЕКС Россия 2022 Сергей Горьков, генеральный директор АО «Росгеология», такая ситуация сложилась вследствие истощения поискового задела, вызванного сравнительно низкими объемами геолого-разведочных работ в последние 30 лет. «Период, когда обнаружение новых месторождений было делом быстрым и легким, закончился, — подчеркнул Сергей Николаевич. — В наши дни, чтобы найти одно перспективное месторождение, необходимо исследовать три-четыре объекта. К формированию новой минерально-сырьевой базы необходимо подходить комплексно: государство должно выделять инвестиции, юниорные компании — поддерживать, со своей стороны, процессы поиска и геологоразведки. Одновременно с этим должно идти развитие научных институтов для разработки новых технологий, а также подготовка кадров».
В 2021 году в целях снижения зависимости от импортных поставок АО «Росгеология» совместно с Минпромторгом РФ была разработана дополнительная госпрограмма ГРР «Воспроизводство и освоение минерально-сырьевой базы, развитие промышленности стратегических дефицитных видов полезных ископаемых и металлов «новой экономики» c вынужденным импортом на 2023–2028 годы». В ее рамках предусматриваются мероприятия по восполнению запасов и ресурсов следующих видов сырья:
• хром: проведение поиска и оценки на трех перспективных объектах, а также переоценка и исследование на Аганозерском месторождении для его вовлечения в эксплуатацию;
• литий: проведение поиска и оценки на двух перспективных объектах и промышленное освоение Колмозерского и Полмостундровского месторождений в Мурманской области;
• титан: проведение поисковых и оценочных работ на перспективных объектах, а также освоение Африкандовского месторождения;
• марганец: проведение поисковых и оценочных работ на перспективных объектах, проведение оценки в пределах Чуктуконского рудного поля (Красноярский край), разработка технологии получения металлического марганца и диоксида марганца электролитического сорта из шламов ПАО «Косогорский металлургический завод», а также проведение разведочных работ в границах Томторского рудного поля;
• уран с попутным золотом: добыча урана на шести объектах в пределах Эльконской площади (осуществляет ГК «Росатом») и проведение поисковых и оценочных работ месторождений урана, пригодных для отработки способом подземного выщелачивания, на территории РФ;
• вольфрам: проведение поисковых и оценочных работ на территории РФ, а также ввод в эксплуатацию Тырныаузского месторождения;
• глина для буровых растворов: проведение поисковых и оценочных работ на единственной в России площади, где имеются проявления сепиолитовых глин, с содержанием сепиолитов до 47–54 %;
• каолин и алюминиевое сырье: разведка, испытание сырья и ввод в эксплуатацию крупнейшего в России Коскольского месторождения высококачественных каолинов (Оренбургская область), запасы которого насчитывают 366,33 млн т. Также из каолина данного месторождения возможно получение глинозема для алюминиевой отрасли;
• редкоземельные металлы: оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край), комплексные разведочные работы в границах Томторского редкометалльного месторождения и др.;
• кобальт, цирконий, плавиковый шпат, алмазы, графит, йод, уголь особо ценных марок (ОС): проведение поисковых и оценочных работ на территории РФ.
Общая стоимость работ, предусмотренных программой, составит порядка 20,6 млрд руб. Запланированные мероприятия по каждому объекту АО «Росгеология» и Минпромторг обсуждали с представителями компаний, оценивая возможность и рентабельность добычи и переработки на том или ином участке, логистические особенности. В настоящий момент программа направлена для рассмотрения в Правительство РФ.
Путь к высоким технологиям
Особую роль в обеспечении сырьевого суверенитета играют редкие и редкоземельные металлы (РРЗМ), необходимые для развития ряда секторов промышленности — микроэлектроники, ядерной энергетики, авиастроения и пр. Согласно данным дорожной карты развития высокотехнологичной области «Технологии новых материалов и веществ», разработанной ГК «Росатом», не менее 40 % «критических технологий» нереализуемы без РРЗМ. Внутреннее потребление данных видов сырья демонстрирует тенденцию к росту как в связи с импортозамещением, так и с учетом общемирового тренда на развитие возобновляемых источников энергии, электротранспорта, супермагнитов, современных средств связи, компьютерных чипов. Важность развития данного сегмента хорошо осознают и в Правительстве РФ — помимо того, что редкоземельные металлы были учтены в упомянутой выше дополнительной программе ГРР, Минпромторг также включил меры по развитию РРЗМ в Стратегию развития металлургической отрасли до 2030 года.
Такое внимание к РРЗМ связано с острой необходимостью восстановления данного сектора промышленности: на данный момент в секторе добычи и в особенности глубокой переработки редких и редкоземельных металлов в стране не может быть обеспечен необходимый объем продукции для внутреннего спроса, а степень зависимости в разных видах РРЗМ оценивается от 80 до 100 %. «Россия обладает одними из крупнейших запасов редких и редкоземельных металлов в мире, — отмечает Андрей Тренин, генеральный директор АО «Аркминерал-Ресурс», руководитель рабочей группы по развитию редкометалльной отрасли комиссии по горнопромышленному комплексу РСПП. — Однако сегодня в стране добывается лишь небольшой их перечень, а конечная продукция чаще всего является низкопередельной, что не отвечает задачам развития высокотехнологичных сегментов промышленности. В итоге полуфабрикаты направляются на экспорт для дальнейшей переработки, а после мы импортируем высокопередельную продукцию по цене, на порядок превышающей стоимость экспортируемого сырья».
По данным Минпромторга, доля страны по разделенным РЗМ составляет 0,2 % от объемов мирового производства, а доля на мировом рынке по концентратам РЗМ — 1 %. Единственным промышленным производителем в стране РЗМ является Соликамский магниевый завод, получающий сырье с Ловозерского месторождения в Мурманской области и выпускающий коллективный концентрат РЗМ, а разделительные мощности для получения конечных РЗМ и их соединений отсутствуют. Учитывая необходимость скорейшего изменения сложившейся ситуации и развития сегмента РРЗМ, Минпромторгом была разработана дорожная карта, ближайшей целью которой является увеличение объема производства РЗМ в стране до 1 000 т и снижения импортозависимости до 50 % уже к 2024 году. Эти же показатели, согласно дорожной карте, к 2030 году должны составить 15 тыс. т и 0 % соответственно.
Заявленные Минпромторгом цели кажутся достаточно амбициозными, учитывая текущее положение, но тем не менее они достижимы. «С учетом перспектив новых геолого-разведочных работ Россия может обеспечить значительный прирост МСБ, — считает Андрей Тренин. — Стоит отметить, впрочем, что основные месторождения характеризуются, как правило, сравнительно низкими содержаниями полезных элементов и находятся в труднодоступных районах, без развитой инфраструктуры. Но есть и исключения — это, к примеру, титано-редкометалльное Африкандовское месторождение в Мурманской области, титано-цирконовое Туганское месторождение в Томской области. Именно на основе таких исключительных месторождений и следует начать новый этап в жизни отечественного сектора РРЗМ».
Среди первоочередных задач, необходимых для скорейшего изменения ситуации, Андрей Дмитриевич называет следующие:
• оперативные: разведка и ввод в эксплуатацию перспективных редкометалльных месторождений, строительство новых комбинатов по выпуску высокопередельной конечной продукции для отечественных потребителей, производство необходимого отечественного оборудования, разработка технологий, обучение и привлечение новой рабочей силы на предприятия;
• стратегические: развитие внутреннего спроса на отечественные РРЗМ, закупка РРЗМ у отечественных производителей со стороны государства по рыночным ценам, создание интегрированной отрасли, развитие логистических и товарных цепочек, поддержка экспорта РРЗМ для повышения доли участия на мировом рынке;
• совершенствование налогового законодательства в части предоставления эффективных льгот для производителей РРЗМ, стимулирование частных инвестиций и повышение конкурентоспособности данного сегмента рынка;
• совершенствование системы банковского проектного финансирования и создание долгосрочных и экономичных продуктов для сектора РРЗМ.
«Россия исторически обладает значительным научным заделом в редкометалльной отрасли, а также имеет опыт строительства вертикально интегрированных холдингов, от месторождения до высокопередельной продукции, — отметил Андрей Тренин. — Этот опыт необходимо применять на базе отработки собственных редкометалльных месторождений, встраивать их в товарные и логистические цепочки».
Консолидация и доверие — залог развития компетенций
В решении обозначенных задач принимают активное участие представители редкометалльной отрасли. «Профессиональное сообщество пришло к осознанию необходимости создания различных форм горизонтального объединения для решения общеотраслевых вопросов, — отмечает Андрей Тренин. — Так, в 2019 году была создана Ассоциация производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов, а в 2022 году при РСПП организована рабочая группа по развитию редкометалльного, в т. ч. редкоземельного сегмента. Эти два объединения, в которых участвуют значимые игроки рынка, сегодня ведут скоординированную и эффективную работу».
Например, в текущем году ассоциация ставит перед собой задачи продвижения изменений, в т. ч. проработку преференций для конечных потребителей редкометалльной продукции, продолжение работы по снижению НДПИ, проработку вопроса ускоренного выхода продукции РРЗМ на международный рынок. Также в предложения, выдвинутые ассоциацией, вошли снижение стартовой стоимости лицензии для месторождений РМ и РЗМ и обнуление ввозной пошлины на карбонат лития на период с 01.10.2022 по 31.03.2023.
Активно действует и рабочая группа при РСПП, участниками которой в минувшем году были разработаны предложения по развитию отрасли, направленные в правительство и нашедшие отражение в Стратегии развития металлургической промышленности до 2030 г.
Консолидация представителей профессионального сообщества наблюдается не только в области РРЗМ, но и во всей горнодобывающей промышленности. Так, Ассоциация НП «Горнопромышленники России» ставит одной из своих целей объединение представителей добывающих компаний, производителей оборудования, надзорных органов, специалистов министерств и ведомств. «Мы должны говорить на одном языке, действовать в одном направлении, — отмечает исполнительный директор НП «Горнопромышленники России» Анатолий Никитин. — Для распространения опыта наилучшей практики, обеспечения эффективного взаимодействия на всех уровнях необходимо вкладывать усилия в межотраслевое, внутриотраслевое сотрудничество. Доверие и консолидация — наш путь к развитию компетенций».
С коллегой соглашается и заместитель исполнительного директора ассоциации Сергей Кононенко: «Эксперты сходятся во мнении, что для формирования потребности в оборудовании и обеспечения перехода на отечественные технические решения будет эффективно создание единых площадок для конкретных секторов промышленности. Попыток создания такого рода баз данных и платформ сегодня много, но до выхода на реальный рынок пока никто не добрался. Считаю, что лидеры направлений могут взять на себя такие функции, а для этого необходима консолидированная позиция».
Сергей Кононенко отмечает, что в минувшем году был предпринят ряд важных шагов по развитию и укреплению сотрудничества в отрасли: «Год стал показательным: за 12 месяцев было подписано 12 меморандумов и соглашений о сотрудничестве, а также ассоциация вошла в экспертные советы и комитеты при профильных ФОИВ и Госдуме РФ». В подробностях о мерах, предпринимаемых ассоциацией, Сергей Юрьевич рассказал в интервью журналу «Глобус».
Предложения, разработанные рабочей группой при РСПП:
1. Гармонизация абзаца 4 пп. 4 п. 2 ст. 337 («Добытое полезное ископаемое») и абзаца 6 пп. 3 п. 2 ст. 342 («Налоговая ставка») Налогового кодекса России и дополнение перечня руд редких металлов в указанных статьях рудами следующих металлов: титан, вольфрам, молибден, цирконий.
2. Отмена рентного коэффициента 3,5 к ставке НДПИ и сохранение остальных стимулирующих коэффициентов для руд всех редких металлов, указанных в Налоговом кодексе РФ, а также гарантированное государством действие данных условий сроком на 15 лет.
3. Обеспечение долгосрочного (10–15 лет) и дешевого (3–5 % годовых) финансирования реализации проектов по отработке месторождений руд редких металлов через механизм проектного финансирования без дополнительного банковского обеспечения.
4. Включение действующих проектов по разработке месторождений руд редких металлов в Арктике в Перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в Арктической зоне Российской Федерации, поскольку более 70 % запасов российских РЗМ находятся в Арктике.
5. Обеспечение вертикальной (товарные цепочки от добычи и переработки редкометалльных руд и концентратов до предприятий — потребителей конечной продукции) и горизонтальной (инфраструктурная обеспеченность и логистические цепочки от районов добычи и переработки редкометалльных руд и концентратов до потребителей конечной продукции) кооперации предприятий при сохранении их независимости в целях конкурентоспособности всей редкометалльной отрасли.
6. Обеспечение поддержки экспорта российской высокопередельной редкометалльной продукции и товаров на ее основе на мировые рынки.
7. Разработка долгосрочной (на 15 лет) программы госзакупок (в т. ч. через Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)) редкометалльной продукции по рыночным ценам.
Восточный вектор
Примером эффективного объединения добывающих предприятий, транспортных организаций и представителей госорганов является Дальний Восток, в последние годы приобретающий стратегическое значение для горнодобывающей промышленности. В регионе сегодня реализуются важнейшие проекты: это разработка Эльгинского месторождения угля в Республике Саха, подготовка к освоению Малмыжского месторождения меди в Хабаровском крае, реализация добычи на Удокане (Забайкальский край), освоение месторождений предприятиями лидеров золотодобывающей отрасли — «Полюса», Highland Gold, АО «ПАВЛИК» и др. По уровню добычи алмазов, реализуемой компанией «АЛРОСА», Дальний Восток удерживает мировое первенство. Также региону предстоит сыграть не последнюю роль в развитии сектора РРЗМ: уже к концу года в Республике Саха должна стартовать добыча на одном из крупнейших в мире по запасам редкоземельных минералов Томторском месторождении.
Эти важнейшие проекты реализуются в достаточно сложных условиях, требующих как применения передовых технологий, так и тщательной организации работ. «Якутия — это суровый климат, вечномерзлые грунты, огромные пространства и удаленность от крупных городов и транспортных артерий, — рассказывает Сергей Барсуков, заместитель генерального директора АЛРОСА. — Такие условия диктуют жесткие требования к организации всех аспектов работы. Для непрерывного производства критически важное значение имеют стабильные поставки материально-технических ресурсов, эффективная логистика в любое время года, надежное энергоснабжение и ряд других факторов».
В структуре АЛРОСА есть десятки структурных подразделений и дочерних обществ, обеспечивающих логистику, энергоснабжение, стабильные поставки оборудования и других ресурсов. Передача этих жизненно важных функций в управление сторонним подрядчикам в свое время была признана нецелесообразной, поскольку создает существенные риски, и, как показало время, это было верное решение. В состав АЛРОСА входят авиакомпания, судоходная компания, подразделения, отвечающие за снабжение, строительство и ремонт промышленных объектов, дорог и инфраструктуры, энергогенерирующее предприятие и другие. Координация их работы требует значительных усилий и компетенций.
В подобных условиях для успешного развития проектов поддержка со стороны регионального и федерального правительства зачастую становится одним из ключевых факторов, способных обеспечить высокие темпы строительства и добычи. В России основную роль в реализации потенциала Дальнего Востока играют Минвостокразвития и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Ведомства создают эффективные экономические механизмы, а также способствуют разрешению логистических трудностей при реализации горнодобывающих проектов. «Если речь идет о масштабных и стратегически важных для республики и всего Дальнего Востока проектах, поддержка государства имеет важное значение, — подчеркивает Сергей Барсуков. — В качестве примера можно привести разработку Верхне-Мунского месторождения алмазов, расположенного в 150 км от обогатительных мощностей Удачнинского ГОКа. В 2016 году наша компания заключила инвестсоглашение с Минвостокразвития, а государство выделило субсидию на строительство технологического проезда от ГОКа до месторождения, что позволило уже спустя два года начать добычные работы. Еще один показательный пример — строительство нового рудника на знаменитом месторождении Мир. Инвестиции в этот проект оцениваются более чем в 120 млрд руб. В настоящее время прорабатывается вопрос государственной поддержки в формате регионального инвестиционного проекта. Однако для возможности поддержки таких долгосрочных проектов требуются изменения в налоговый кодекс».
Одним из популярных инструментов стало создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), где устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Сейчас на территории Дальнего Востока и Арктики действует 21 ТОР, в число резидентов входят порядка 800 компаний.
Со своей стороны горнодобывающие предприятия вносят огромный вклад в социально-экономическое, инфраструктурное, культурное развитие региона. «Мы уделяем большое значение реализации инфраструктурных проектов, — подтверждает Сергей Барсуков. — Например, в 2019 году в Мирном началось строительство нового современного аэропортового комплекса. Его стоимость — свыше 20 млрд руб., более половины из которых составят средства АЛРОСА. Открытие аэропорта, намеченное на 2024 год, будет иметь важное значение для Мирнинского района и всей Якутии».
Активно реализуют социальную политику и угледобывающая компания «Колмар», участвуя в программах благоустройства Нерюнгри и близлежащих поселков, и «Полюс», уделяющий большое внимание сохранению культурного наследия регионов присутствия.
Учитывая значение горнодобывающих предприятий для региона, одной из главных задач для Дальнего Востока сегодня становится подготовка квалифицированных кадров для отрасли. Так, в феврале при содействии КРДВ был создан консорциум «Лидеры горного образования — Дальний Восток», членами которого стали ведущие вузы Читы, Владивостока, Хабаровска, Якутска и Магадана. Его целью станет интеграция образовательных, научных организаций, заинтересованных компаний горной, энергетической и пр. отраслей с целью развития научных исследований и программ подготовки инженерных кадров для горнодобывающей промышленности Дальнего Востока с учетом задач ее инновационного развития.
Суверенный аудит
Еще одним важным изменением, ожидающим отрасль в ближайшие годы, является создание суверенной системы аудита запасов.
Согласно мнению генерального директора АНО «МЦПО» Веры Братковой, озвученному в ходе ГОРПРОМЭКСПО-2022, отсутствие суверенной системы ведет к ряду рисков:
• недружественное влияние на принятие инвестиционных решений;
• возможность внешнего давления на Россию (прекращение деятельности иностранных аудиторских компаний, компетентных лиц, аккредитованных в иностранных профессиональных сообществах);
• дублирование оценки запасов по российской и распространенным международным системам отчетности;
• отсутствие признания российских экспертов и компетентных лиц.
Планируется, что система будет базироваться на национальных подходах к оценке запасов и международных стандартах систем CRIRSCO с учетом гармонизации через РКООН. Еще в 2014 году был разработан российский Кодекс НАЭН, который имеет схожие функции с международной системой и должен приниматься большинством финансовых институтов (банками и биржами), а после ухода с российского рынка ряда компаний из недружественных стран вопрос формирования системы суверенного аудита приобрел особое значение. «Международные подходы к аудиту запасов отработаны годами, — подчеркнул Сергей Никишичев, эксперт, директор IMC Montan. — Первые кодексы отчетности приняты фактически 50 лет назад. Безусловно, при создании собственных систем необходимо учитывать этот всесторонний опыт. Эксперты в недропользовании прекрасно понимают, как действующие системы можно сделать более эффективными, какие недостатки и пробелы можно устранить как в плане российских подходов к вопросам рационального недропользования, так и в методологических вопросах». Более подробно о создании суверенной системы Сергей Никишичев рассказал в интервью журналу «Глобус».
Предполагается, что создание системы будет проводиться в два этапа. Первый из них будет осуществляться вплоть до 2024 года. В его рамках предусмотрено внесение изменений в российское законодательство в части введения суверенного аудита, механизма его взаимодействия с государственной экспертизой; внесение в НПА требований об оценке рентабельных/извлекаемых запасов по ТПИ; аккредитация компетентных лиц/аудиторских компаний с сопутствующим созданием их реестра; реализация пилотного проекта по проведению аудита и верификация данных в ФБУ «ГКЗ»; внесение в НПА финансовых институтов; совершенствование МСФО в части предоставления информации о запасах.