Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Минерально-сырьевой комплекс как основа социально–экономического развития Магаданской области

Магаданская область в 2008 году отметила свое 55–летие, а промышленное освоение
региона началось в 1928 году. В том далеком году в долине реки Среднекан, правого притокареки Колыма, была организована первая Верхне–Колымская приисковая контора Союззолота, в которой работали 25 старателей. В течение 1928 года из россыпных месторождений были добыты первые 11,5 кг золота.
Всего за период с 1928 по 2009 год из недр Магаданской области извлечено около 3 тыс.
тонн золота, более 7 тыс. тонн серебра, 69 тыс. тонн олова, 744 тонны кобальта, 82,5 млн тонн
каменного угля. Кроме этого, велась добыча строительных материалов

Область располагает богатейшей базой минеральных ресурсов: разведанные запасы рудного золота составляют 1 900 тонн, россыпного золота — 200 тонн, серебра — 21 тыс. тонн, олова — 70 тыс.
тонн, каменного угля — 570 млн тонн, бурого угля -1,6 млрд тонн, сырья для цементной промышленности — более 500 млн тонн, вулканического пепла — более 7 млн куб. м. Выявлены прогнозные ресурсы черных, цветных и редких металлов, в пределах континентальной части и прилегающем к территории области шельфе Охотского моря — прогнозные ресурсы угле-водородного сырья (около 5 млрд тонн).
Богатейшая минерально-сырьевая база Магаданской области предопределила направление  хозяйственной деятельности и специализации территории как горнодобывающей. Развитие всех остальных отраслей промышленности подчинено масштабам производства в базовой отрасли.
В то же время горнодобывающая промышленность области специализируется в основном лишь на добыче золота, серебра, каменного угля и в незначительном количестве — строительных материалов. Запасы и прогнозные ресурсы других полезных ископаемых на территории области в настоящее время не востребованы.
Уровень добычи золота — основы экономики —в Магаданской области за последние 8 лет заметно сократился, с 33,2 тонны в 2002 году до 15,7 тонныв 2009 году. Здесь необходимо отметить, что 2009 годстал переломным в сфере добычи драгоценных металлов, — наметилась тенденция к увеличению добычи,обусловленная вводом в эксплуатацию новых объектов. За предыдущий, 2008 год было добыто 14,6 тонны золота — это самый низкий показатель в рассматриваемом периоде.

Значительное сокращение объема добычи золотав регионе связано прежде всего с отработкой золото-
рудного месторождения Кубака, остановкой добычных работ на месторождении Наталкинское, снижением уровня добычи россыпного золота.
Вместе с тем это временное состояние, так как Магаданская область — один из крупнейших регионов России по потенциальным ресурсам золота.
Прогнозные ресурсы золота, по предварительнойоценке, составляют около 10 000 тонн, что многократно превышает разведанные запасы.Практически все разведанные запасы коренного
золота переданы в промышленное освоение, а сырьевая база россыпных месторождений вследствие длительной эксплуатации (около 80 лет) истощена и требует переоценки с учетом современных экономических условий.
По уровню добычи серебра Магаданская область абсолютный лидер в нашей стране. Добыча более
650 тонн серебра в год.
Основные запасы серебра сосредоточены в золото-серебряных месторождениях (Арылахское, Дукатское, Лунное, Сопка Кварцевая и др., всего 12 месторождений, запасы серебра в которых составляют 87,0 % от общих запасов по области). Кроме этого в области имеют-
ся чисто серебряные месторождения (Гольцовое и Тидид — 8,8 %), а также серебро присутствует в качестве попутного компонента в золоторудных месторождени- (Дальнее, Ирбычан, Наталкинское и Школьное —4,2 %).В настоящее время основной объем серебра на территории области добывают пять предприятий. В небольшом количестве попутное серебро добываетсяпредприятиями, добывающими  россыпное золото.

В пользовании у горнодобывающих предприятийнаходится 14 месторождений, содержащих 93,0 % балансовых запасов серебра Магаданской области. В государственном резерве осталось 3 месторождения (Ирбычан, Мечта и Напористое) с небольшими запасамисеребра. Следует отметить, что около 80 % разведанных запасов серебра находится в пользовании у предприятий ОАО «Полиметалл», дочерней компанией которого является ЗАО «Серебро Магадана».
Добыча угля в области ведется тремя предприятиями в Сусуманском (Верхне-Аркагалинское место-
рождение) и Омсукчанском (Галимовское и Булурское месторождения) районах. Основные потребители угля — коммунальные предприятия районов области и соседних районов Республики Саха (Якутия).

В последние два года добыча стабилизировалась науровне 415–450 тыс. тонн в год и определяется спро-
сом на уголь. Производственная мощность угледобывающих предприятий позволяет добывать 800–900 тыс.тонн угля в год.
В Магаданской области государственным балансом учтены запасы Верхне-Аркагалинского, Нижне-
Аркагалинского, Челомджинского, Галимовского, Кэнского месторождений каменного угля, Ланковского,Мелководнинского, Чайбухинского, Эльгенского буроугольных месторождений.
Месторождения Верхне-Аркагалинское, Галимовское, Кэнское, Эльгенское (участок Лево-Эльгенский)
находятся в распределенном фонде.Состояние разведанных запасов угля в Магаданской области таково, что при существующем уровне потребления их хватит на многие столетия.
Перспективы развития и комплексного освоения минерально-сырьевой базы Магаданской области

по-прежнему связаны со значительными прогнозными ресурсами полезных ископаемых, часть из которых имеет общефедеральное значение (золото, серебро, нефть, газ).
В результате анализа внутренних и международныхтенденций формирования рынка минерального сырьянами выделяются три основных направления развития минерально-сырьевой базы Магаданской области:
• дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли, основанной на вовлечении в отработку крупных
и средних рудных месторождений золота и серебра,
при сохранении россыпной золотодобычи на уровне
10–12 тонн;
• добыча и переработка топливно-энергетических
ресурсов (нефть, газ, бурый уголь, торф);
• освоение месторождений цветных и черных металлов, а также неметаллических полезных ископае-
мых.
Реализация указанных направлений значима по нескольким причинам.

Прежде всего, это позволит в значительной мере сократить дотационность Магаданской области, внесет заметный вклад в рост валового регионального продукта, позволит осуществить диверсификацию экономики области в сырьевом секторе (за счет появления перерабатывающих производств, освоения месторождений новых для Магаданской области видов полезных ископаемых). Кр оме того, значимость определяется созданием принципиально новой экономической базы региона, что неизбежно повлечет за собой рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации и целого ряда других параметров, характеризующих уровень и качество жизни населения.
Вместе с тем совершенно очевидно, что дальнейшее эффективное развитие минерально-сырьевой базы и,как следствие, экономики всей области невозможно без совершенствования законодательства в сфере недропользования и решения вопросов по модернизации существующих и созданию новых инфраструктурных объектов (ЛЭП, дорог и других составляющих).Имеющиеся проблемы в сфере недропользования нуждаются в самом пристальном внимании всех ветвей и уровней власти. Вряд ли эти проблемы, копившиеся годами, можно решить в кратчайшие сроки. Однако отрадно, что имеющимся проблемам в последние годы уделяется большое внимание со стороны руководства страны, высших законодательных органов.Этому подтверждение — проведение в ноябре

2005 года в Магадане совещания по вопросам российской золотодобычи под председательством президента Российской Федерации В. В. Путина, в апреле2007 года проведение совещания в Магадане под председательством премьер-министра Российской Федерации М. Е. Фрадкова, в марте 2008 года проведениев Магадане выездного заседания глав субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в сентябре 2008 года проведение в Магадане совещания
по вопросам социально-экономического развития Магаданской области под председательством президента Российской Федерации Д. А. Медведева, проведение в июне 2008 года в Магадане выездного заседания комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по вопросу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы и ее роль в развитии экономики субъектов Российской Федерации,входящих в Дальневосточный федеральный округ:
проблемы и перспективы (на примере Магаданской области)», неоднократное проведение круглых сто-
лов в Государственной думе и Совете Федерации по вопросам законодательного обеспечения эффективного недропользования.
Проведение совещаний на столь высоком уровне дало положительный импульс разрешению ряда проблем.
Так, разработанные администрацией Магаданской области мероприятия по развитию инфраструктуры
горнодобывающих районов вошли в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до
2013 года», в частности:
• строительство Усть-Среднеканской ГЭС;
• строительство автодороги Палатка — Кулу — Нексикан, необходимой для строительства и последующей
эксплуатации крупнейшего горно-обогатительно гокомбината на месторождении Наталка и ряда других перспективных объектов, входящих в Яно-Колымскую золоторудную провинцию. Объем финансирования поэтому направлению — 6,8 млрд рублей;
• строительство автодороги Омсукчан — Омоон — Билибино — Комсомольский — Анадырь, необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот перспективных объектов (золота, серебра, цветных и черных металлов), находящихся в северной части области
и в южных районах Чукотского автономного округа.
Объем финансирования по этому направлению -5,8 млрд рублей;
• строительство ЛЭП Усть-Среднеканская ГЭС —Дукат, крайне необходимой для бесперебойного снабжения электроэнергией и дальнейшего развития
Омсукчанского рудного района, с объемом финансирования 3,3 млрд рублей.
Всего программой объем финансирования мероприятий на территории Магаданской области предусмотрен в размере 33,3 млрд рублей, в том числе средства
федерального бюджета — 30,88 млрд рублей, средства областного бюджета — 1,44 млрд рублей, средства бюджетов муниципальных образований — 101,9 млн руб-
лей, внебюджетные средства — 893,9 млн рублей.Положительное явление последних лет (с 2000 по
2009 годы) в сфере недропользования — это значительное увеличение с 71 млн рублей до 412,2 млн рублейв год финансирования за счет федерального бюджета геологоразведочных работ (ГРР) на территории области.
В настоящее время состояние запасов россыпного и рудного золота, а также серебра таково:
• в распределенном фонде числится порядка100 тонн россыпного золота, 2 000 тонн рудного золота,
20 000 тонн серебра;
• в не распределенном фонде числится порядка104 тонн россыпного золота, 47 тонн рудного золота,1250 тонн серебра.
В промышленное освоение переданы практически все значительные месторождения золота и серебра. Числящиеся в государственном резервеместорождения имеют низкое качество (по геолого-
промышленным и географо-экономическим параметрам) и остаются невостребованными.
В результате недофинансирования геологоразведочных работ в 90-е годы полученный прирост запасов
не компенсировал их погашения.
Задача воспроизводства минерально-сырьевой базы драгоценных металлов решается, но темпами, значительно отстающими от темпов освоения месторождений.

За последние пять лет на геологоразведочные работы из средств федерального бюджета было выделено1 млрд 950 млн рублей.Кроме средств федерального бюджета, за последние пять лет возросли и частные инвестиции в геологоразведку: 2005 год — 1 506,6 млн рублей, 2006 год —

1 235,1 млн рублей, 2007 год — 1 548,9 млн рублей,
2008 год — 3 172,0 млн рублей, 2009 год — 1 842,3 млн
рублей. Но проведение геологоразведочных работ за счет собственных средств предприятий осуществляется в пределах собственных горных отводов и не позволяет достаточно точно оценить ресурсный потенциал всей территории Магаданской области.
Несмотря на положительную динамику финансирования ГРР из федерального бюджета за последние
годы, мы считаем, что этого явно недостаточно.В геологоразведочные работы необходимо ежегодно вкладывать не менее 800 тысяч — 1 млн рублей федеральных средств, при этом увеличить долю средствна поиски и разведку россыпных месторождений золота. Прирост запасов в россыпной золотодобыче не обеспечивает его воспроизводства (за 2009 год прирост составил 2,3 тонны, а добыча — 10,2 тонны).Вместе с тем необходимо разрешить выполнение ГРР за счет государственных средств не только для локализации прогнозных ресурсов драгоценных металлов категории Р1, но и оценки месторождений по категории С2 с целью подготовки объектов для лицензирования пользования недрами, поскольку прогнозные ресурсы категории Р1 по объектам не позволяют
достаточно надежно оценить их качество для продажи на аукционе.
За счет средств областного бюджета в рамках областной целевой программы «Природные ресурсы Магаданской области» на 2010–2012 годы» решаются задачи по информационному обеспечению деятельности минерально-сырьевого комплекса, разработке инновационных технологий добычи и использования полезных ископаемых, систематизации сведений и оценке
прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Ежегодный объем финансирования — порядка 10 млн рублей.Несмотря на позитивные тенденции в решении рядасуществующих проблем в сфере недропользования,тем не менее существуют проблемы, которые, к сожалению, пока не находят решения.
В целях государственной поддержки дальнейшегоразвития минерально-сырьевого комплекса Магаданской области, а особенно золотодобывающей отрасли,необходимо решение следующих вопросов по:
1) отнесению истощенных месторождений золота к участкам недр регионального значения, чтобы упро-
стить процедуру лицензирования пользования недрами, оформления документов и отчетности, экспертизы запасов;
2) введению дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых (принципы на-
логообложения в области горного дела не учитывают горно-геологические и географо-экономические
аспекты освоения месторождений полезных ископаемых);
3) легализации допуска индивидуальных предпринимателей к золотодобыче;
4) законодательному закреплению распределения
средств, полученных по результатам аукционов, в пропорции 50/50 — 50 % вырученных средств в бюджет субъекта РФ и 50 % — в федеральный бюджет (в настоящее время средства, полученные от проведения аукционов, в полном объеме поступают в федеральный бюджет. На наш взгляд, такая ситуация, когда аукционы проводятся на территории субъекта и по месторождениям, находящимся на его территории, не отвечаетинтересам этого субъекта РФ.);
5) сокращению объема разрешительной и отчетной документации при пользовании недрами.
Как уже было отмечено, экономика Магаданской области имеет сырьевую направленность. Экономиче-
ская оценка ресурсного потенциала в недрах — более100 трлн рублей.
Раскрытие этого потенциала в интересах области,а также рост экономики в определяющей степени за-
висят от притока инвестиций.
Именно в Магаданской области впервые в России накоплен значительный опыт привлечения в том чис-
ле и иностранных инвестиций в промышленное освоение драгоценных металлов. На территории области работали крупнейшие иностранные компании: «Сайпрус Амэкс», «Кинросс Голд Корпорейшн», «Ариан Ресурсез Лимитед», «Сильвер Стандарт Ресорсиз»,«Пан Америкэн Сильвер», «Восток менеджмент Корпорейшн», «Би-Эйч-Пи Минералз». Некоторые работают и сегодня.Чтобы целенаправленно двигаться вперед, администрацией Магаданской области разработана концеп-
ция стратегии социально-экономического развития до 2025 года. Из трех вариантов развития выбран целевой инновационно-активный. Он предполагает форсиро-
ванный характер развития экономики.Для решения поставленных задач потребуется реализовать ряд крупных инвестиционных проектов, причем российское законодательство позволяет реализо-
вать их на основе государственно-частного партнерства, когда финансирование строительства объектов инфраструктуры берет на себя государство.
Одним из апробированных инструментов реализации этой задачи является программа «Экономическое
и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», где на инфраструктурные объекты Магаданской области выделяется порядка

но в связи с готовящимся изменением технологии раз-
работки месторождения.
В 2004–2006 годах на Наталкинском месторождении был проведен большой комплекс геологоразведочных работ по доразведке месторождения и уточнению
морфологии рудного тела при новых разведочных кондициях, соответствующих условиям высокопроизводительной добычи руды (до 30–40 млн тонн в год) открытым способом в карьерах глубиной до 500 м.
ОАО «Полюс Золото» (головная компания
ОАО «Рудник им. Матросова») в сентябре 2007 года завершило международный аудит запасов крупнейшегов стране и третьего по величине в мире Наталкинского золоторудного месторождения. Аудит запасов, согласно требованиям международного кодекса JORC,
был выполнен компанией MICON International Ltd. Согласно отчету аудиторов, P&P (Proved&Probable) запасы Наталкинского месторождения составляют 40,8 млнунций (1 270,6 тонны) золота при среднем содержании1,13 г/т. Это является очень высоким показателем для таких уникальных месторождений, как Наталкинское.По мнению аудиторов, у месторождения имеется боль-
шой потенциал прироста запасов после уточнения геологоразведочных данных.
В 2008 году введена в строй исследовательская золотоизвлекательная фабрика (ИЗИФ).
Согласно проекту, разработанному ООО «ПитерГОРпроект», ввод предприятия по добыче и переработ-
ке руды осуществляется очередями:
I — 10 млн тонн в год — 2013–2014 год;
II — 20 млн тонн в год — 2018 год;
III — 40 млн тонн в год — 2023 год.
Помимо проекта освоения Яно-Колымской золоторудной провинции, на территории Магаданской обла-
сти предусмотрена реализация проектов по освоениюместорождений полезных ископаемых, в границах таких зон опережающего развития, как:
• Северная, включающая в себя Ороекскую металлогеническую зону и Шаманихо-Столбовской рудно-
россыпной район. В пределах данной зоны имеются
хорошие перспективы выявления крупных месторождений золота, серебра, меди, свинца, цинка и создания
на их основе новых горно-металлургических предприятий;
• Восточная, включающая в себя Омолонский рудный район, Эвенский рудный узел, Рассошинский
рудно-рассыпной район (территория Среднеканского,
Омсукчанского и Северо-Эвенского административных районов). Основные ресурсы зоны — это золото,
серебро, молибден, медь, железо, коксующийся уголь,
свинец, цинк, уран;
• Южная, в которую входят участки Примагаданского шельфа Охотского моря Магадан-1, 2, 3, 4 с про-
гнозными ресурсами углеводородного сырья до 5 млрд
тонн, а также месторождения бурого угля — Ланковское и Мелководнинское — с запасами угля более
1 млрд тонн.

Что касается Примагаданского шельфа, то в настоящее время мы не видим никаких препятствий по началу работ на нем.Сопутствующая горнодобывающему производству инфраструктура представлена тремя заводами: Колымским аффинажным заводом, заводом по производству эмульсионных взрывчатых веществ и Магаданским механическим заводом. Колымский аффинажный завод — современное предприятие, в 2009 году переработал более 42 тонн золота и более 270 тонн серебра. Имеет статус «Гуд Деливери» по золоту и серебру.
Сегодня завод — устойчивая производственная система, надежный партнер. Менеджеры завода дорожат возможностью сотрудничать с такими известными компаниями, как «Кинрос», «Полюс Золото», «Полиметалл», «Сусуманзолото», и стремятся работать на хороший результат для своих партнеров. Завод постоянно усовершенствует технологию переработки, реконструируется. Покупателями продукции завода являются 17 коммерческих банков. Предприятие сотрудничает с более 200 горными предприятиями Дальневосточного региона.
Для увеличения объема выпуска серебра до 450 тонн в год проведена реконструкция линии.
Сегодня завод производит штампованные мерные слитки от 5 до 1 000 г. Всего в реконструкцию завода
только за последние два года вложено более 3 млн долларов США.
В сентябре 2002 года введен в эксплуатацию завод по производству эмульсионных взрывчатых веществ.
Специалисты ОАО НПК «Калымавзрывпром» успешно работают на горнодобывающих предприятиях области и Республики Саха, Чукотского АО.
Магаданский ремонтно-механический завод является предприятием, производящим специальное оборудование: промывочные приборы, станки вибровращательного бурения, канатно-ударные буровые станки.
Потребителями продукции являются предприятия Магаданской области, Якутии, Камчатки, Чукотки, Приморского, Хабаровского, Красноярского краев, Таджикистана, Китая, Монголии, Конго, Вьетнама.
Создание комфортных условий для инвесторов одна из главных задач, которые поставил президент Дмитрий Анатольевич Медведев на совещании о проблемах
инвестиционного климата в России 2 февраля 2010 года.
Поэтому одним из приоритетов государственной политики Магаданской области является формирование благоприятного инвестиционного климата.
В настоящее время в Магаданской области разработаны и внедрены 25 административных регламентов
по исполнению государственных функций, предоставлению государственных услуг в сфере природопользования, строительства, лесного хозяйства в целях сня-
тия административных барьеров для бизнеса. Создан гарантийный фонд для малого предпринимательства.Основными областными законами, регулирующими
инвестиционную деятельность в области, являются Закон «Об инвестиционной деятельности в Магаданской области», Закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», Закон «О внебюджетном фонде социально-экономического развития Магаданской
области в условиях деятельности Особой экономической зоны».

Преимущества действий правового режима Особой экономической зоны для развития экономики области очевидны и сегодня серьезно уменьшают барьеры на
пути бизнеса. Область имеет развитую банковскую сеть. Она представлена 14 банками и филиалами.
В области регулярно проводятся аукционы и конкурсы на право пользования недрами. Органом, в ве-
дении которого находятся вопросы организации государственного геологического изучения и лицензирования недр, является Управление по недропользованию по Магаданской области. Вопросами организации пользования недр в целях разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых зани мается департамент природных ресурсов администрации Магаданской области.
Решать на современном этапе задачи развития и модернизации Магаданской области невозмож-
но без создания адекватной образовательной и интеллектуальной инфраструктуры. Основные зве-
нья этой системы — 19 центров начального, профессионального и среднего образования, техникумы,
вузы во главе с Северо-Восточным государственным университетом и Северо-Восточным комплексным
научно-исследовательским институтом Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Как отмечалось выше, стратегия социально-экономического развития Магаданской области основывается на инновационно-активном варианте развития, что в свою очередь обусловлено стратегической целью государства, определенной в Концепции дол-
госрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 года как переход на
инновационный социально ориентированный тип экономического развития.
Учитывая наличие на территории области большого потенциала запасов и прогнозных ресурсов различ-

ных полезных ископаемых, очевидно, что Магаданская область на обозримую перспективу останется сырьевым регионом, поэтому инновации в первую очередь должны быть связаны с введением в оборот новых видов полезных ископаемых, а также с совершенствованием методов и способов добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов.
Необходимо отметить, что пока инновации в отраслях региональной экономики, в том числе и в горнодобывающей отрасли, разрабатываются и внедряются
недостаточно активно, хотя потребность в них с каждым днем возрастает, и в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону — постепенно приходит
осознание того, что без внедрения в производство новейших технологий и разработок дальнейшее развитие предприятий и в целом экономики области просто невозможно. Не применяя и не используя достижения науки и техники, мировой и отечественный опыт,
компании в любой сфере деятельности, образно говоря, будут топтаться на месте, не имея ни будущего,ни перспектив.
В 2010 году на сложном по горно-геологическим условиям (большие глубины залегания песков, валу-
нистость), но имеющем большие запасы золота россыпном месторождении Конго в Ягоднинском районе (владелец лицензии ООО «Конго») планируется запуск
принципиально нового горно-обогатительного комплекса российского производства «Космос-М». Ком-
плекс позволяет улавливать тонкое и пылевидное золото, что не под силу используемым сейчас массовым промывочным приборам. Такого золота на месторождениях Колымы очень много. До сих пор оно не улавливалось и уходило в отвалы. В сезон 2010 года уровень добычи золота на месторождении планируется увеличить до 1 000 кг (в 2009 году было добыто чуть более
100 кг). Полученный успешный опыт освоения подобных месторождений следует распространить по всейтерритории Магаданской области, т. к. «легкого» золота на Колыме с каждым годом все меньше и меньше,а россыпей со сложными горно-геологическими условиями и труднодоступных еще предостаточно.Есть и другие примеры. Предприятие ООО «Гран», добывающее золото в Тенькинском районе из техногенных месторождений, ранее неоднократно вносило в имеющееся горное оборудование конструктивные изменения с целью повышения извлечения золота. Уровень добычи золота этим предприятием за последние 5 лет не опускался ниже 200 кг в сезон. Более того, внесенные конструктивные изменения в промывочные приборы оказались настолько удачными, что Магаданский механический завод освоил серийное производство этих приборов. Предприятие ООО «Корунд», добывающее золото также в Тенькинском районе, в 2008 году приоб-
рело оборудование для извлечения тонкого и мелкого золота. В промывочном сезоне 2009 года были получены первые обнадеживающие результаты. Компания
ОАО «Сусуманзолото» — абсолютный лидер россыпной золотодобычи в регионе — внедряет систему спутникового мониторинга состояния работы землеройной
техники на полигонах добычи золота. Большой резерв в увеличении добычи россыпно-
го золота заложен в отработке техногенных образований горного производства. По предварительным оценкам, в техногенных образованиях находится от 500
до 700 тонн золота.
В настоящее время администрацией области внесены предложения по созданию правовой базы отра-
ботки техногенных отложений. Отрабатываются технологии. 15–17 июля 2010 года в городе Магадане будет проведена межрегиональная конференция «Проблемы освоения техногенного комплекса месторождений золота».
В 2009–2010 годах в Магаданской области был принят ряд важных решений, связанных с организацион-
ной, финансовой и нормативно-правовой базой инновационной политики территории. В частности, регион разработал проект закона об инновационной деятель-
ности в Магаданской области (закон принят Магаданской областной думой в апреле 2010 года), принял областную целевую программу «Инновационное развитие Магаданской области на 2009–2011 годы», созданы первые модули инфраструктуры региональной инновационной системы.
И в заключение хочется сказать, что сегодня на территории есть понимание тех задач, которые необходимо решать в минерально-сырьевом комплексе Мага-
данской области. И мы готовы это делать!
Николай Борисович Карпенко,
первый заместитель губернатора Магаданской области

Exit mobile version