Презентация уникального тренажера-симулятора большегрузной техники была представлена ведущим специалистам и команде инструкторов АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», входящего в ERG. Новое система позволит не только обучать первичным навыкам управления самосвалом, но и значительно повысит квалификацию опытных водителей.
«Заведите транспортное средство», «Направляйтесь к участку погрузки», «Дождитесь сигнала приближающегося погрузчика», «Ошибка: превышение допустимой скорости» – меняющиеся на мониторе команды помогают оператору лучше ориентироваться в происходящем. На первый взгляд может показаться, что на большом экране разворачивается сюжет компьютерной игры. Но это далеко не так: идет серьезный процесс сначала аттестации водителей, затем обучения, а после – проверки знаний. И все это при помощи тренажера, представленного специалистами компании «Hammer Kaзахстан». Данная система – единственная в нашей стране и даже России.
– Уникальность симулятора заключается в том, что изображение передается не на проекторах, а на жидкокристаллических мониторах, при этом система встроена в учебный класс, – рассказывает генеральный директор компании Фуад Максадов. – Тренажер сделан так, чтобы человек максимально быстро интегрировался. Для этого мы воссоздали приближенную к реальности панель управления карьерного самосвала. Симулятор поможет выработать правильную привычку вождения, при этом оперативно и безопасно.
Учебный тренажер по использованию карьерного самосвала состоит из двух компонентов – аппаратного (имитирующего рабочую станцию самосвала) и программного (обеспечивает инструктора инструментами для обучения, в том числе и группового). Представлены различные обучающие сценарии. Главный – общее вождение, с момента запуска двигателя. В настоящий момент используется модуль по эксплуатации самосвалов Caterpillar 777F/Е. В ближайшее время поступит еще два обучающих модуля – для марок Hitachi EH3500AC и БелАЗ75131. Таким образом, подготовка и аттестация будет проходить практически на всех видах грузоподъемности и трансмиссий задействованных в ССГПО самосвалов.
– На протяжении 20 лет обучение водителей большегрузов велось на сравнительно простом симуляторе, а затем переходили к стажировке на полигоне и в карьерах. Процесс подготовки был более продолжительным, да и возможность проработать различные внештатные ситуации у нас практически отсутствовала, – поясняет руководитель по автомобильному транспорту АО «ССГПО» Григорий Подскальнюк. – Пройдя обучение на таком симуляторе, водитель сможет чувствовать себя в карьере более уверенно. А это, в конечном счете, будет способствовать снижению производственных издержек, увеличению производительности и, главное, безопасному вождению.
На развитие навыков безопасного вождения направлена и возможность программы создавать различные погодные и временные условия, а также моделировать внештатные ситуации. Возгорание двигателя, взрыв шины, отказ тормозной системы и многое другое моделируется в реальном режиме и требует от оператора максимально быстрого принятия решения. Это уже успели испытать на себе шесть ведущих водителей автотранспортного цеха с рудненской и качарской площадок. После соответствующей подготовки четверым из них предстоит стать инструкторами по обучению и проверке знаний других операторов большегрузной техники объединения. Несмотря на более чем 37-летний стаж работы и многократные победы в конкурсах профессионального мастерства, Сергей Гупалов получил на тренажере новый бесценный опыт:
– Мне довелось испытать себя уже в двух внештатных ситуациях – возгорание двигателя и врыв передней шины. Провел правильные действия и уложился в отведенное время. В реальной жизни с такими ситуациями лучше не сталкиваться, но выработать в голове механизм действий очень полезно.
Сегодня технологический парк ССГПО насчитывает более 100 единиц карьерных самосвалов. Работающие на них водители в обязательном порядке пройдут курс обучения на симуляторе. Со временем система будет усовершенствована: в программу предполагается внедрить полное видение карьеров предприятия.
– Можно смело сказать, что за такими системами будущее, – подвел своеобразный итог вице-президент по производству АО «ССГПО» Сергей Кузьменко. – Она станет следующим шагом объединения по внедрению программы «Индустрия 4.0». В конце 2017 года мы докладывали Елбасы о запуске на качарской площадке проекта «умный карьер». Теперь перед нами новые современные подходы к обучению сотрудников. При этом не просто предлагаются стандартные программы, а есть возможность симулировать уже существующие условия производства. Это, безусловно, скажется положительно в подготовке водителей и повышении их профессионального уровня.
Президент АО «ССГПО» Валерий Гриненко лично провёл тестирование тренажёра-симулятора и пообщался с будущими инструкторами. Он дал высокую оценку новой системе подготовки и аттестации водителей. Учитывая мнение сотрудников предприятия, им принято решение о необходимости дальнейшего совершенствования базы Единого учебного центра. Уже сегодня решается вопрос о приобретении симулятора по подготовке машинистов экскаваторов.