В этом году участие в Конгрессе приняли 750 делегатов из Австралии, Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Казахстана, Канады, Польши, России, США, Украины, Франции, Чили, Чехии, Швейцарии; свои экспозиции на выставке представили 44 компании из Австрии, Германии, Китая, Казахстана, Польши, Норвегии, России, Турции, Франции и Японии..
В рамках сессионных заседаний и круглых столов ключевые игроки отрасли представили свое видение текущего состояния и возможностей роста ГМК и определили ряд критических вопросов развития отрасли. В настоящее время отрасль переживает три взаимозависимых кризиса: снижение спроса на рынках (снижение прибыли), потребность во внедрении инноваций (изысканий капиталов и инвестиций для модернизации), кадровый голод.
Согласно данным, представленным Арманом Жубаевым, директором консалтинговой фирмы PwC Kazakhstan, кризис ГМК 2015 года закончился. Уже в 2016 году спрос стабильно превышал прогнозы, цены на сырьевые товары начали расти, эта тенденция сохранилась и в текущем году.
Однако это общий тренд по отрасли, ряд направлений по-прежнему испытывает последствия спада, в некоторых – на горизонте – новые трудности.
Многие спикеры отметили зависимость ожиданий отрасли от поведения на рынке Китая. Ситуация амбивалентная. С одной стороны ожидается увеличение спроса на металлы, 50% которого придется на Китай и Индию. С другой стороны, сталелитейщики, форсировавшие отрасль в условиях китайского спроса, резко просели в 2015, когда страна активизировала собственный экспорт стали.
Парамжит Калон, генеральный директор АО «АрселорМиттал Темиртау»: «Замедление темпов роста китайской экономики привело к снижению внутреннего спроса на сталелитейную продукцию. Китайские сталелитейные предприятия существенно увеличили ее экспорт. В 2015 году объем экспорта стали из КНР вырос на 19,9% и достиг 112,42 млн. тонн. Только в сентябре 2015 года Китай экспортировал — 11,25 млн тонн. Это стало реальным вызовом для мировой черной металлургии».
Как прокомментировал ситуацию Клайд Рассел, колумнист Thomson Reuters Asia, «What China gives, China can take away».
Китайское влияние на цены на медь отметил и Эльдар Мамедов, председатель Правления ТОО «KAZ Minerals Management». По его словам, в конце 2016 года улучшились ожидания по увеличению спроса на медь, что положительно отразилось на ее цене. В начале 2017 года сбои в поставках поддерживали цену, но это было нивелировано ослаблением роста спроса со стороны Китая. Аналитики прогнозируют значительный рыночный дефицит только к 2021, связывая его с повсеместным наращиванием производства электромобилей и внедрением экологически чистых технологий производства энергии. Несмотря на то, что прогнозы по ценам в долгосрочной перспективе обнадеживающие, прогнозы самих производственников сконцентрированы вокруг проблемных кейсов. Бахтияр Крыкпышев, генеральный директор Управляющего совета АО «Корпорация Казахмыс» подчеркнул, что необходимы новые проекты с потенциалом не менее 5 млн.тонн медного эквивалента и порог экономической эффективности новых проектов выше 6 500 долл. США за тонну. Ввод новых мощностей занимает 7-10 лет, но на горизонте отсутствуют крупные проекты».
Потребность во внедрении инноваций проиллюстрировал директор департамента энергетики и горного дела Немецкого энергетического агентства Эккехард Бюхер: «Во всем мире операции по добыче сегодня на 28 процентов менее продуктивны, чем 10 лет назад». ОЭСР также критикует наращивание мощностей, требуя от новых производств эффективности.
В Казахстане наблюдается существенное отставание в плане оборудования. Проекты по модернизации требуют и серьезных инвестиций и времени. Как подчеркнул в своем докладе Никола Попович, председатель Совета Директоров ТОО «Kazzinc Holdings», компания занимается модернизаций производства уже 20 лет, однако некоторые производственные процессы все еще не автоматизированы.
Серьезный сдерживающий фактор на пути к модернизации отметил Николай Радостовец, исполнительный директор ОЮЛ «Республиканская Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий». Он предложил отказаться от системы расчета доли местного содержания (сертификаты CT-KZ). В эпоху глобализации и повышения эффективности производства за счет межотраслевой и межгосударственной кооперации наиболее инновационные продукты современности создаются/собираются из компонентов из разных стран и производств».
Так, в своих планах по реализации программы «Индустрия 4.0», АКФ «ПИТ» опирается на уже существующие разработки зарубежных компаний, поскольку затягивание с выводом на рынок новых продуктов заведомо превращает их в неконкурентоспособные. Аскар Сембин, заместитель генерального директора автономного кластерного фонда «Парк Инновационных Технологий»: «Из-за ожидаемого насыщения рынка, прогнозируется снижение цен на порошковую номенклатуру в ближайшие 5 лет». Создание собственных кадровых и технологических ресурсов должно идти параллельно. Компания ведет поиск и отбор инновационных проектов для отраслей РК в рамках «Стартап Казахстан», занимается привлечением венчурных со-инвестиций в рамках совместного посевного фонда для «Стартап Казахстан» и корпоративной акселерацией.
Проблема качественных кадров была так или иначе затронута практически всеми спикерами Конгресса. Наиболее остро нехватка ощущается в сфере геологоразведки и новых технологий.
Оторванность вузовских программ от производственных нужд привела к тому, что многие производства организовали собственные факультеты и курсы для подготовки специалистов с необходимыми компаниям навыками и знаниями.
Акцент на новом подходе к подготовке специалистов сделал и Андрей Новицкий, Директор Boston Consulting Group, Москва. В своем докладе, посвященном тенденциям рынка и вызовам будущего, он отметил, что «развитие автоматизации производства и применение цифровых технологий дополнительно снижают удельные затраты. Основные инновации в горнодобывающей отрасли направлены на автоматизацию текущего производства и повышение производительности труда. Профиль сотрудников будет меняться в сторону повышения роли системного мышления и аналитики, цифровых решений, нежели только знания и опыта в производстве.
Инвестиционные ожидания отрасли связаны как с текущими зарубежными и совместными инвестиционными проектами, так и с Всемирным Горным Конгрессом, который пройдет в июне следующего года в столице. В своем приветственном слове делегатам Конгресса первый заместитель премьер-министра РК Аскар Мамин отметил, что в «рамках ВГК планируется проведение инвестиционной конференции Mines&Money, что позволит в будущем привлечь более 300 инвесторов в Казахстан».
Многие участники отрасли отметили значительное смягчение инвестиционного климата. В своем выступлении Игорь Финогенов отметил существенные изменения на государственном уровне в плане упрощения процедур и доступа к геологической информации. В «Полиметалл» позитивно оценивают проект Кодекса «О недрах и недропользовании», в котором предусмотрен большой пакет финансово-экономических инструментов для стимулирования геологоразведки. В ожидании нового Кодекса Кент Балас, ведущий геолог Aurora Minerals Group, озвучил планы компании по внедрению современных технологий и методов на казахстанский рынок и обещал помочь горнодобывающим и геологоразведочным компаниям выйти на рынок Казахстана.
Активное содействие в выходе на международный рынок казахстанским компаниям пообещал Абдумалик Мирахмедов, генеральный директор международной трейдинговой компании ATK Holdings: «Мы нацелены на сотрудничество не только с крупными горнодобывающими корпорациями, но и с малым и средним бизнесом и готовы открыть глобальный экспортный рынок для локальных производителей Казахстана».
Первый Вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Алик Айдарбаев напомнил делегатам Конгресса, что «перед промышленностью, в том числе горно-металлургической отраслью стоит задача по обеспечению ежегодного роста объемов производства на 7%, начиная с 2019 года. В связи с чем, надеемся, что лидеры отрасли скорректируют свои стратегии развития в соответствие с новыми вызовами в условиях глобальной конкурентоспособности для обеспечения роста объемов производства».