В этом году металлургическому комбинату исполнится 60 лет. К этой серьезной для Казахстанской Магнитки дате для читателей подготовлена серия статей о подразделениях комбината. Сегодня мы расскажем о работе управления железнодорожным транспортом АО «АрселорМиттал Темиртау».
«Пронизан весь комбинат»
Управление железнодорожным транспортом – подразделение, которое отвечает за обеспечение всех цехов комбината железнодорожными перевозками. Переоценить значение УЖДТ тяжело. Случись здесь какие-то неполадки, и это сразу скажется на всем комбинате в целом.
– На нашей ответственности развоз всех груженых и порожних вагонов для нужд цехов, – говорит начальник УЖДТ АО «АрселорМиттал Темиртау» Андрей Шевченко. – Мы возим руду для аглопроизводства, чугун – от печей до конвертера, а затем от конвертера до ЛПЦ-1 доставляем готовую сталь. Железнодорожными путями пронизан весь комбинат. Если сравнить наше управление с человеческим организмом, то можно смело сказать, что ж/д пути — это артерии, по которым доставляется все сырье для производства конечного продукта – стали. Ответственность на нас лежит большая, мы ее осознаем, понимаем и делаем все, чтобы комбинат работал стабильно.
Как все начиналось
Официальным днем рождения железнодорожного транспорта на комбинате принято считать 1 октября 1957 года. Именно в этот день на металлургическом заводе был подписан приказ №186 о выделении железнодорожного цеха в самостоятельное подразделение. Перед железнодорожниками в то время стояла одна задача – помочь строителям в своевременной поставке оборудования, его приеме и складировании. В первом квартале 1958 года штатная численность цеха составляла сто человек, на балансе числились три ж/д крана, один тепловоз и десять платформ. Протяженность путей составляла всего 5,5 км. С развитием производства возросла и интенсивность грузоперевозок, начал развиваться железнодорожный цех. В нем выделяют три службы – движения, тяги и пути. К началу 1959-го была определена структура управления цеха, полностью сформированы еще три службы – вагонная, СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка), погрузки-выгрузки. В 1960 году начинается освоение ремонта вагонов в условиях депо. Цех на тот момент уже имеет необходимый парк вагонов. В начале 70-х в связи с реорганизацией комбината цех становится транспортным управлением.
Сегодняшние дни
На протяжении достаточно большого времени производственные процессы комбината тесно переплетены с заводской железной дорогой. Она используется для подвоза сырья и материалов, вывоза продукции, технологических перевозок по территории предприятия.
В составе УЖДТ работает цех управления перевозками, все остальные подразделения подчиняются службе главного инженера, куда входит служба пути, СЦБ, служба связи и ремонта ж/д и снегоуборочной техники, крановая служба, три депо, энергомеханослужба, которая занимается ремонтом электро- и теплового оборудования, а также техотдел.
Сегодня в управлении действуют восемь железнодорожных станций: «Стальная», «Копровая», «Коксохим», «Ремонтная», «Доменная», «Входная», «Углерудная» и «Прокатная». На балансе УЖДТ числится более ста зданий и сооружений, в их числе шесть путепроводов, здания постов ЭЦ, стрелочные посты, железнодорожная эстакада, три депо – вагонное, тепловозное и крановое и многое другое. Инвентарный локомотивный парк составляет 59 единиц, в том числе два совершенно новых тепловоза ТЭМ18ДМ, полученные в прошлом году. На всех тепловозах установлена GPS-навигация, есть возможность контролировать положение локомотивов на мониторах. В планах замена локомотива на миксере конвертера на одиннадцатой отметке, чтобы появилась возможность управлять им дистанционно. Каждый год проводится капремонт в количестве восьми единиц локомотивной техники и пяти единиц путевой.
В УЖДТ эксплуатируется 1514 железнодорожных вагонов, 11 ж/д кранов, 14 единиц снегоуборочной техники. Протяженность железнодорожных путей по металлургическому комбинату составляет 328,9 км, в наличии 115 ж/д переездов и 1018 стрелочных переводов, из них 430 с электрической централизацией и 588 с ручной. Объем железнодорожных перевозок за прошлый год составил 35 млн 533 тысячи тонн.
Но за всей огромной системой стоят прежде всего люди. На конец октября прошлого года в УЖДТ трудилось 916 высококвалифицированных специалистов. На путях и за компьютерами, с гаечными ключами в руках, ремонтируя пути и технику, и за пультами управления тепловозов – именно эти люди обеспечивают бесперебойную работу всех переделов металлургического гиганта, обеспечивая качественную и своевременную доставку сырья и грузов, а также вывоз готовой продукции с территории комбината.
Развитие и усовершенствование
Несмотря на солидный возраст, управление железнодорожного транспорта не стоит на месте. Постоянно развиваясь, модернизируя имеющееся оборудование, УЖДТ старается идти в ногу со временем. В перспективе ряд проектов, реализация которых позволит совершенствовать многие процедуры и операции всего перевозочного процесса, а также инфраструктуру подразделения.
– Если взять последние два года, то было проведено много работы по модернизации, – отмечает менеджер по проектам УЖДТ Арман Альжанов. – Были оборудованы системой счета осей подвижного состава, производства всемирно известной фирмы «Фраушер», станции «Входная», «Углерудная» и «Прокат». На этот год в планах внедрение ССО на станциях «Копровая» и «Ремонтная». Закуплены и установлены на станциях «Копровая» и «Входная» два компрессорных блок-контейнера. В данный момент проводятся пусконаладочные работы. Еще по двум компрессорным станциям, для установки на станциях «Стальная» и «Прокат». Сегодня проводится тендер. Всего будет установлено восемь компрессорных блок-контейнеров, тогда мы выполним требование по энергосбережению, так как полностью откажемся от использования воздуха, поступающего из паросилового цеха.
Следующий этап, верхний уровень – микропроцессорная централизация станций. Переход с морально и физически устаревших систем БМРЦ (блочно-маршрутной релейной централизации) на системы МПЦ. Планируем начать внедрение со станции «Прокат», поскольку эксплуатируемая на станции БМРЦ самая старая с 1967г. С 2011 по 2018 гг. в УЖДТ шла активная разработка собственного программного обеспечения – мониторинг вагонов. Программа работает, но она не покрывает весь комбинат, поэтому необходимо внедрение транспортной логистики АСУ. Автоматизированная система управления станциями позволит перейти на совершенно новый уровень.
В 2019 году был запущен пилотный проект по оборудованию железнодорожных переездов системами пассивной безопасности. Применение СПП в качестве дополнительного технического средства оповещения на пешеходных переходах значительно повысит уровень безопасности как для пешеходов и водителей, так и для локомотивной бригады.
– Также в планах модернизация экипировочного пункта, где тепловозы заправляются маслом, топливом, песком, – продолжает Арман Сартаевич. – Кроме этого, одна из серьезных задач – освещение станций, путей и парков. Мы планируем перейти от старых мачт освещения – сейчас их 73, к прожекторным мачтам с мобильной короной со светодиодными светильниками. Это и энергосбережение, соблюдение габарита приближения строений, т.е. безопасность при движении подвижного состава, а также сокращение затрат на обслуживание и ремонты. Модернизация коммуникаций и внедрение современных технологий в УЖДТ повысят уровень безопасности и станут гарантом в успешном развитии не только железнодорожного управления, но и всего комбината в целом.