Искусственное сдерживание тарифов, отсутствие конкуренции и отраслевого регулятора в энергетике привели к событиям в Экибастузе, считает исполнительный директор АГМП Николай Радостовец.
Более 25% электроэнергии в стране производится на энергетических объектах предприятий горно-металлургического комплекса. Они обеспечивают теплом и электроэнергией не только крупные компании, но и населенные пункты. Поэтому для ГМК очень важно будущее развитие тепло- и электроэнергетики после энергетического кризиса в Экибастузе, обнажившего системные проблемы в этой сфере. Исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец высказал ряд предложений по трансформации энергетики в инвестиционно привлекательную, эффективно действующую отрасль.
В обществе заметно вырос интерес к ситуации в энергетике, в частности, активно идет полемика о том, передавать ли объекты энергетики, прежде всего, ТЭЦ в государственную собственность или оставить их в частной.
- Передача электростанций государству не изменит ситуацию к лучшему, будет нерациональным шагом, – убежден Н.В.Радостовец.
Практика показывает, к примеру, что ТЭЦ, принадлежащие предприятиям горно-металлургического сектора, стабильно работают, из года в год сокращая степень износа оборудования. Горнодобывающие предприятия, ориентированные на долгосрочную работу, осуществляют эффективное управление, инвестируют в обновление основных фондов. Поэтому национализировать ТЭЦ, с его точки зрения, – не лучшая идея.
Исполнительный директор АГМП считает, что необходимо создать такую экономическую модель развития тепловой и электрической энергетики, которая сделает ее окупаемой и конкурентной.
В этом плане первым фактором, требующим пересмотра, является тарифообразование. Энергетический кризис показал, что тарифы на тепловую и электрическую энергию занижены, несправедливо сформированы. Поэтому не поступали инвестиции в переоборудование станций.
По мнению Н.В.Радостовца, необходимо выровнять тарифную политику, исключить дифференциацию тарифов между потребителями – физическими и юридическими лицами. Этот перекос, когда юридические лица платят в несколько раз больше, чем физические, практическим субсидируют низкие тарифы физических лиц, необходимо устранить. В то же время совершенствовать систему социальной адресной помощи для уязвимых слоев населения.
Односторонний подход к выстраиванию цен на электроэнергию и тепло привел к авариям на станциях и сетях. Поэтому следующая неотложная задача – создание конкурентной среды в энергетике. Необходимо развивать и возобновляемую, и газовую, и любую другую энергетику, причем на равных условиях.
И третье предложение – создание независимого отраслевого регулятора. С точки зрения руководителя АГМП, утверждать тарифы должны не исполнительные органы, принимающие решение на свое усмотрение, а независимая структура, которая должна объективно, обоснованно и справедливо вырабатывать сбалансированный тариф, учитывая интересы потребителей и производителей, соблюдая баланс между спросом и предложением. При этом закладывать прибыль, конечно, в разумных пределах, поскольку энергетика, как и любая другая сфера в рыночном хозяйстве, не может развиваться без прибыли.
Подобная практика существует в США. Регулирующие комиссии есть в Европе. И нам надо идти в сторону стран с развитой экономикой в создании регулятивных органов. Идея создания такой структуры в том, чтобы она была не зависима от Правительства. Отраслевого регулятора могут представлять 5-7 специалистов с большим опытом работы, которых, как независимых судей, назначает Президент или Парламент на определенный срок, например, на 5-7 лет. В западной модели так и практикуется: никто не знает заранее, какой будет цена на электроэнергию, ее стоимость определяется комиссионно, независимо от позиции Правительства. Этот рыночный механизм должен прийти на смену ручному управлению, повысить качество принимаемых решений и сделать отрасль энергетики инвестиционно привлекательной.
И еще один вывод напрашивается из сегодняшней ситуации. Угольная генерация, по меньшей мере, в ближайшие 15-20 лет будет играть определяющую роль. По словам Н.В.Радостовца, нашей стране не надо отказываться от угля, потому что, во-первых, Казахстан чрезвычайно богат углем, который находится на поверхности. Во-вторых, надо признать, у нас холодная страна. И в зимний период прежде всего надо думать об энергетической безопасности городов, населенных пунктов, которые находятся отдаленно друг от друга. Поэтому нужно формировать новые подходы к развитию энергетики с учетом местных климатических и территориальных особенностей. - Угольную генерацию нужно развивать уже на другом уровне. Не запрещать сжигание угля, а делать это соответственно новым экологическим требованиям. Современные станции по сжиганию твердого топлива, ограничивающие влияние на окружающую среду, строятся в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Уголь при новых методах сжигания будет не только перспективным в Казахстане, но и станет условием сохранения стабильности в энергоснабжении. У нас бывают недели, когда зимой пурга, когда нет солнца, соответственно не могут работать ветряные и солнечные станции. Электроэнергия, получаемая на возобновляемых источниках энергии, в разы дороже. А потребителю не все равно, сколько он платит за электроэнергию.
Руководитель ассоциации считает, что на примере Экибастузских событий нужно больше внимания уделять развитию угольной, энергетической отрасли с учетом новых требований к экологической безопасности. Правительству важно рассмотреть вопрос развития угольной генерации на ближайшие 10-15 лет с учетом реалий сегодняшнего дня. - Производство электроэнергии из угля – это самая дешевая электроэнергия, которая крайне нужна сейчас стране для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и других отраслей, для того, чтобы Казахстан стал конкурентоспособным, – резюмирует исполнительный директор АГМП Николай Радостовец.
- Пресс-служба АГМП