Отказ от железнодорожного транспорта в карьере Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения (ССГПО), входящего в ERG (Евразийскую Группу), позволит упростить транспортную схему. Это повысит эффективность оборудования и увеличит производительность по добыче руды почти в два раза – до 26 млн тонн в год.
Отработка внешней вскрыши в Качарском карьере осуществлялась железнодорожным транспортом. Железнодорожные забои располагались по всему месторождению на горизонтах, начиная с дневной поверхности и до + 30 метров. Сегодня все они ликвидированы. Изменения технологической схемы транспортирования горной массы позволят увеличить производительность карьера. Расчеты руководству объединения представил канадский офис компании «Deswik», занимающийся проектом в рамках карьера по Качарскому горно-добычному комплексу.
– Перед партнерами мы поставили задачу: найти эффективные технологические решения для увеличения объемов добычи руды, – рассказывает ведущий горный инженер отдела по горному комплексу ССГПО Виктор Моисеев. – В перспективе мы планируем увеличить производительность не на два-три миллиона тонн, а минимум – в два раза. В итоге карьер должен перейти на использование лучших мировых практик горнодобывающего сектора.
После анализа горнякам презентовали решение: отработка карьера экономически выгоднее на автомобильном транспорте, железнодорожную технику надо убирать. Содержание железной дороги, думпкарного парка, ремонтной системы, приобретение железнодорожного транспорта требуют больших затрат. Существующая железнодорожная схема не имеет резерва пропускной способности и ограничивает интенсивность введения горных работ. С учетом современных реалий времени она устарела.
Задача следующего этапа – организовать новую транспортную схему автомобильного отвала так, чтобы «подружить» автосамосвал с экскаватором. Сегодня «перенарезка» автомобильных съездов с прямым выходом на внутрикарьерные склады проводится на южном участке Качарского месторождения. На очереди – северо-восточное направление.
– О 100-процентном успехе говорить рано, – отмечает начальник технического отдела Качарского горно-добычного комплекса ССГПО Игорь Стец. – Но мы уже фиксируем увеличение производительности по автомобильному транспорту за счет повышения нагрузки на экскаваторы. Это позволяет выводить из рабочего процесса старое оборудование, а новое эксплуатировать в полную силу.
Переход от комбинированной схемы (ж/д транспорт + автомобиль) на автомобильный транспорт продлится до 2022 года. Новые решения повысят эффективность использования горно-добычного, транспортного оборудования и увеличат его производительность. При оптимизации карьера планируется использовать крупноразмерные экскаваторы с емкостью ковша 30-35 куб.м в комплексе с самосвалами грузоподъемностью 240 тонн. Для последних специально увеличивается ширина автомобильных дорог с 30 до 36 метров.