Словосочетание «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» зазвучало еще во времена губернаторства в Красноярском крае Валерия Зубова. Сегодня создание промышленно-экономического шедевра уже идет полным ходом. Под гул столкновений восторженных эпитетов «это принципиально другое», «миллиардные инвестиции», «программа уникальна в масштабах мировой экономики» с опасениями экологического характера. Шум и неразбериха вполне закономерны. Ведь, осмелюсь предположить, большинство красноярцев вообще и жителей Приангарья в частности до сих пор в полной мере не представляют себе суть Программы, которой дорожат в России и восхищаются на Западе. По крайней мере, автору сих строк не стыдно признаться: раньше хоть и часто по долгу службы приходилось соприкасаться с темой Нижнего Приангарья, но, увы, только теперь, по истечении нескольких лет стал понятен глубинный смысл, суть проекта. Но обо всем по порядку…
КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ
– Почему выбор пал именно на Нижнее Приангарье, а не на какой другой уголок неосвоенных просторов России?
Эту территорию Красноярья не зря именуют сибирским Клондайком. Из 70 активно используемых человечеством металлов на территории Красноярского края обнаружены месторождения шестидесяти трех. Причем, более тридцати из них уже добываются и используются. На территории Нижнего Приангарья сосредоточены крупные месторождения исландского шпата, бокситов, свинца (30% общероссийских запасов), меди, железных руд, магнезитов, марганца (13%), талька (30%), сурьмы, ниобия, талька, кобальта, цинка, а также серебра и золота (13%).
Кроме того, территория богата углеводородным сырьем: углем, нефтью, газом (6%).
Разумеется, в Нижнем Приангарье сосредоточены большие лесные ресурсы (около 30 млн. га). Причем, уникальные: высокоценные хвойные породы деревьев – сосны, лиственницы, кедра, ели и пихты.
Добавьте к этому гидроэнергетические ресурсы Ангары.
Так вот, до сих пор потенциал Приангарья использовался всего на 15-20%. Помню, как в прошлом году один мой знакомый, побывав в Богучанах, делился впечатлениями: «Представляешь, стою на берегу Ангары, красотища, а мне показывают на другой берег – там, мол, деревня, в которую электричество только провели!».
Конечно, многое в Нижнем Приангарье потихоньку развивалось и до появления государственной Программы. «Васильевский рудник», «Северо-Ангарский горнообогатительный комбинат» – крупнейшие в Красноярском крае после «Полюса». Строительство Богучанской ГЭС началось еще в конце 70-х годов прошлого века. Первоначальный проект Богучанского ЦБК датирован 1966 годом. Лесные ресурсы, правда, «разрабатывались» хаотично. Поскольку деревоперерабатывающих предприятий из-за нехватки электроэнергии в Приангарье практически нет, древесину отсюда попросту вывозили. Последние годы, если верить милицейской статистике, вообще «налево». Но, как говорится, нет худа без добра: из-за отсутствия путей сообщения в таежной территории и меж двух берегов Ангары, беда не успела принять угрожающих масштабов.
То, что все сосредоточенные в Нижнем Приангарье ресурсы пора упорядочить и грамотно использовать, давно обсуждается. Как выразился недавно один из чиновников: «Если бы за Нижнее Приангарье не взялись сами русские, вскоре его бы освоили китайцы». В каждой шутке…
ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ
Подход к освоению ресурсов Красноярского края обозначен в самом названии программы – «Комплексное освоение Нижнего Приангарья». Ключевое слово – «комплексное». Разные отрасли на этой территории должны, по идее, сплестись в единый, слаженный организм.
Гидроэлектростанция – ядро всего кластера. От ГЭС через Богучаны до Раздолинска пройдет линия электропередач, необходимая для устранения энергодефицита в западных частях Нижнего Приангарья. На электро-артерию планируется нанизать алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат, лесоперерабатывающий завод и завод по производству плит МДФ. (По завершении строительства ЛЭП возможно появления ЦБК в Лесосибирске.)
В восточной части Нижнего Приангарья другой дефицит – транспортной инфраструктуры. Прежде всего, отсутствие мостового перехода через Ангару, который необходим, чтобы задействовать лесные ресурсы правобережья реки, а также для последующего развития месторождений Юрубчено-Тохомской зоны юга Эвенкии. Еще одним важнейшим инфраструктурным объектом является новая железнодорожная ветка от Карабулы до Богучан (до ЦБК). Через мост она соединится, по сути, со второй артерией Нижнего Приангарья, а то и позвоночником этой территории – Северо-сибирской железной дорогой. Эта железнодорожная линия способна повторить историю Транссиба – на дорогу будут нанизаны важнейшие объекты жизнедеятельности Нижнего Приангарья: как промышленные и добычные, так и социальные.
Основной коммуникационный стержень Программы – автомобильная дорога Канск-Абан-Карабула-Богучаны-Кодинск. Он соединяет Нижнее Приангарье и восточные районы края с Красноярском, федеральной автомобильной трассой “Байкал” и транссибирской магистралью. Эта автомобильная дорога необходима для обеспечения строительства Богучанской ГЭС и алюминиевого завода, а также для регулярного круглогодичного движения общественного транспорта и, соответственно, повышения уровня жизни населения, проживающего в «зоне влияния» трассы.
Строительство автодороги до Байкита способно ускорить освоение Юрубчено-Тохомского нефтяного месторождения. А в ее створе возможно сооружение многофункционального коридора, в котором разместится нефте- и газопровод. А там и до строительства газоперерабатывающего завода недалеко.
Последний штрих к промышленно-экономической картине можно выразить в непреложным экономическим законом: одно рабочее место на строительстве создаёт 3-5 рабочих мест в сфере обслуживания. Должны же люди где-то питаться, одеваться — отличный шанс для предпринимателей. Приангарцам понадобятся больницы, школы, детские сады — вот вам и развитие «социалки».
По предварительным оценкам, для реализации программы «Комплексного развития Нижнего Приангарья» понадобится 40-60 тысяч специалистов разного профиля и уровня.
ВМЕСТО P.S.
Программа развития Нижнего Приангарья сегодня по праву считается самым крупным в России проектом за последние четверть века. По размаху ее иногда сравнивают с великой советской стройкой БАМа. Если реализуется все, что теоретически задумано, разработано и обосновано, то это действительно впечатляет.
Правда, все мощное всегда поначалу страшит. И можно понять жителей Приангарья, опасающихся вторжения цивилизации в тихий уют тайги. К тому же, если учесть, что есть немало желающих расписать последующую за этим экологическую катастрофу.
Здесь можно привести лишь два довода. Во-первых, экологи, проводящие нынче оценку воздействия на окружающую среду будущих предприятий Нижнего Приангарья – профессионалы, многие сами живут в Красноярском крае. Во-вторых, меры по предотвращению вредного воздействия на природу всевозможных фабрик и заводов тоже год от года совершенствуются. Яркий пример – Красноярский алюминиевый завод: производимые им выбросы сразу после пуска несколько десятков лет назад и теперь, когда полным ходом идет модернизация газоочистных сооружений в соответствии с современными стандартами, – большая разница.
Не стоит упускать из виду и другие факты. Например, по официальным данным, население только Богучанского района уменьшилось за последнее десятилетие более чем на 10 процентов. А средний возраст жителей районов Нижнего Приангарья заметно увеличился – территория стареет. Причина проста. Там почти не осталось производства. Без производства нет и инфраструктуры – заросли дороги, потрескались стены домов, квалифицированные кадры разъехались, а оставшиеся выживают. Уезжает из таежных поселков и молодежь (и уже не возвращается). Причем, уезжает-то в Красноярск. В промышленный центр с его якобы «плохой» экологией, но развитой экономикой и большим выбором рабочих мест.
Материал предоставлен Федеральной службой по экологическому, технологическому
и атомному надзору
СПРАВКА
Нижнее Приангарье — регион Красноярского края, объединяющий пять районов расположенных в низовьях течения реки Ангара и среднего участка Енисея к северу и северо-востоку от Красноярска. К Нижнему Приангарью относят Енисейский, Богучанский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский районы и два города — Енисейск и Лесосибирск. Площадь территории около 260 тыс. кв. км. Численность населения около 230 тыс. человек.