Беседовала Анна Кислицына
Шестнадцатый бизнес-форум «МИНГЕО Сибирь» в этом году пройдет с 23 по 25 мая в г. Красноярске. Уже по традиции мероприятие станет площадкой для обмена опытом и достижениями для представителей всех сфер недропользования, от геологов и обогатителей до представителей науки и министерств. Директор-координатор мероприятия Игорь Свинтицкий рассказал нашему журналу об актуальных задачах форума, его повестке, а также об успехах, которые продемонстрировала отечественная горнодобывающая отрасль в условиях трансформации.
— Игорь Львович, по ряду экономических и геополитических причин последний год положил начало трансформации горнодобывающей отрасли. В свете происходящих изменений каковы будут задачи предстоящего форума «МИНГЕО Сибирь»?
— В своем роде основная идея нашего форума существует вне времени и вне глобальной повестки: наша цель — предоставить представителям отрасли площадку для обсуждения того нового и интересного, что произошло в мировой добывающей индустрии. Это могут быть как передовые технологии добычи или переработки сырья, так и перспективы открытий и развития новых месторождений или же законодательные инициативы, позволяющие более эффективно осваивать минеральные ресурсы.
Важно и то, что независимо от любых изменений форум объединяет специалистов, развивающих разные направления отрасли. Из года в год к нам в Красноярск съезжаются руководители ведущих горнодобывающих компаний, эксперты, представители федеральных и региональных научных и проектных институтов, разработчики и производители оборудования и технических решений для добычи и переработки сырья, специалисты банковского сектора — словом, все, кто так или иначе связан с недропользованием. «МИНГЕО Сибирь» — мероприятие, где представители управляющих компаний, как правило расположенных в столицах или в крупных городах, могут встретиться с директорами, геологами, специалистами предприятий, ведущих добычу в географически отдаленных локациях, обменяться опытом, найти точки соприкосновения. Большую роль для построения эффективного взаимодействия государства и недропользователей играет и традиционное присутствие на площадке представителей министерств, профильных ведомств, надзорных органов. Кстати, в этом году мы ожидаем очное участие в форуме представителей руководства Федерального агентства по недропользованию, которые в последние годы участвовали в форуме дистанционно.
Также хочется отметить, что уже со второго проведенного мероприятия, еще в 2009 году, мы начали активно вовлекать в работу форума «МИНГЕО» и, соответственно, в практическую жизнь отрасли молодых специалистов, для которых в рамках «МИНГЕО Сибирь» проводится Молодежный форум. Участвуя в нем, студенты и недавние выпускники могут на равных с признанными специалистами принимать участие в дискуссиях, выступать с докладами, отвечать на вопросы… И, в конце концов, полноценно общаться со своими коллегами. Привлечение молодых кадров к проблемам отрасли, признание их вклада и их значения — еще одна, скажем так, вневременная задача «МИНГЕО Сибирь», та традиция, которую мы бережно сохраняем.
В общем, мы ожидаем большую представительность, а в текущих условиях это имеет особое значение, ведь форум, являясь живым и многогранным мероприятием, всегда откликается и на текущую повестку и дает возможность участникам обсудить наиболее острые, актуальные темы.
— Какие из подобных тем будут затронуты на форуме в этом году?
— Во-первых, это экология. Можно сказать, что по своей сути природоохрана и добыча ресурсов — антиподы, однако в последние годы все больше внимания уделяется тому, чтобы данные процессы сосуществовали в мире и согласии, чтобы был достигнут разумный баланс между освоением и переработкой ресурсов и охраной окружающей среды.
Во-вторых, большой блок на форуме будет посвящен и приобретшим актуальность на современном этапе развития технологий т. н. редким и батарейным металлам — это литий, редкоземельные металлы и прочие. С учетом ситуации наращивание сырьевой базы по данным видам сырья крайне важно для развития высокотехнологичных отраслей промышленности, для технологического развития.
Коснутся мероприятия форума вопросов геомеханики и геометаллургии — направления, призванные увеличить эффективность освоения минеральных ресурсов. Уже давно не секрет, что наша отрасль становится все более наукоемкой: из-за снижения необходимости вовлечения в переработку бедных или труднообогатимых руд усложняются технологии добычи, переработки, даже подходы к выделению геологических и рудоконтролирующих структур, к типированию руд. Геометаллургия охватывает данные направления и способствует процессу совершенствования работы с сырьем, а геомеханика позволяет более точно спроектировать процессы отработки месторождения с учетом самых сложных горно-геологических факторов и безопасно прогнозировать процессы поведения горного массива в течение разработки месторождения.
Важное место, впрочем, как и почти каждый год, займет обсуждение новых законодательных инициатив. Например, у нас состоится дискуссия о вольном приносе — недавнем нововведении со стороны государства. Цели этой инициативы понятны и объяснимы: золото — валюта твердая, актуальная, широко применяемая во всем мире как некий инвестиционный и финансовый эталон, и рост уровня его добычи благотворно скажется на экономической безопасности страны. Нельзя забывать при этом и о социальном аспекте: в некоторых отдаленных регионах золотодобыча является одним из основных занятий населения, и такими мерами, как вольный принос, государство старается предоставить дополнительные возможности для трудоустройства и роста благосостояния граждан. Тем не менее, несмотря на множество «за», есть и позиция «против» — некоторые эксперты достаточно обоснованно высказываются не в пользу вольного приноса. На форуме и у них, и у их оппонентов будет возможность высказаться, поучаствовать в диспуте и прийти ко мнению, как данное новшество повлияет на ситуацию в золотодобыче.
Конечно, это далеко не все вопросы: минувший год показал, что скучать нам не приходится, а значит, нашим спикерам, слушателям, гостям будет что обсудить. И я имею в виду не только проблемы: на «МИНГЕО Сибирь» мы стараемся делиться успехами, а, учитывая ситуацию, это как никогда актуально.
— На ваш взгляд, каких успехов достигла отечественная горнодобывающая отрасль за последний год?
— Во-первых, сам факт, что, несмотря на тот увлекательный квест, который устроили нам «партнеры» из недружественных стран, никакого обвала в горной индустрии в итоге не произошло. Да, наши компании столкнулись с трудностями — нас лишили возможностей реализации золота, алюминия, других металлов на ряде привычных рынков, поставили препятствия для приобретения и внедрения оборудования, отказали в обслуживании используемых на предприятиях решений. Все это не стало катастрофой: компании скорректировали планы по развитию, возможно, перенесли сроки реализации и запуска некоторых проектов, начали и продолжают работу по поиску альтернативных источников и каналов поставок. Но деятельность в горной индустрии, одной из основных для нашей экономики, не остановилась, не заморозилась, и это один из главных показателей устойчивости и стабильности отрасли.
Если же говорить об организации управленческих процессов, санкционное давление оказало и вовсе положительный эффект. Как говорится в одной русской пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!» Вопросы о снятии многих административных барьеров, стоявших перед недропользователями, прорабатывались и обсуждались годами, а в прошлом году министерства и ведомства решительно сделали шаг в этом направлении, устранив целый ряд избыточных требований и коллизий законодательства.
Раз речь зашла о государственных органах, хочу отметить и направление, успешно получившее развитие и вне влияния внешней ситуации. Министерство природы и Роснедра за последние годы провели огромную работу по цифровизации, плоды которой недропользователи стали пожинать как раз в минувшем году. Очень многие процедуры перешли в цифровой формат: банально даже для получения лицензии компаниям теперь не приходится готовить буквально горы бумажных документов, их представителям лично приезжать в ведомства или же направлять своих представителей в многодневные командировки — все это можно сделать при помощи личного кабинета недропользователя. Посредством того же инструмента теперь есть возможность подавать отчетность и статистику, передавать необходимую документацию в Росгеофонд. А ведь для предприятий, расположенных зачастую в географически отдаленных районах, такое нововведение снимает множество неудобств. И работа по внедрению таких изменений продолжается, что положительно сказывается на общем климате в недропользовании.
И таким образом, невзирая на все трудности, наша российская горная отрасль движется вперед. Да, решены не все вопросы, найдены ключи не для всех проблем, но и государство, и компании активно вовлечены в развитие и уже успели наработать ряд успешных мер, которыми, я надеюсь, поделятся с коллегами на «МИНГЕО Сибирь».
— С учетом происходящей трансформации все большее значение начинает приобретать восточный вектор. Как вы видите его дальнейшее развитие?
— На самом деле история «разворота на Восток» началась довольно давно. За последние годы стало очевидно, что Дальний Восток и Арктика имеют огромнейший потенциал развития — это связано и с теми масштабными проектами, которые реализуются там в сфере добычи угля, алмазов, золота, меди и никеля, других металлов, и с возможностью будущих открытий месторождений, и с теми прорывами, которые совершают наши разработчики и производители для работы в таких сложных климатических, геологических, географических условиях. И речь не только об оборудовании, но также, например, и о логистике, и об энергетике.
Энергетика, кстати, сейчас является одним из ключевых факторов, которые окажут влияние на темпы и эффективность развития Дальнего Востока. Не так давно наш президент проводил совещание, посвященное вопросам газификации Читинской, Иркутской областей, Забайкалья. Именно в этих регионах, которые сейчас используют угольную генерацию, стоимость электроэнергии, составляющей сейчас от 22 до 26 руб/КВт, сдерживает развитие проектов в горных отраслях. Поэтому решение о газификации очень своевременное, и, я считаю, после успешной реализации поручений президента нас ждет значительный рост в объемах добычи и переработки сырья.
Второй фактор, который необходимо развивать попутно с развитием горного дела, — это логистические возможности Дальнего Востока и Арктики. Конечно, РЖД давно и успешно сотрудничает с крупными добытчиками, а также провели большую работу по строительству ветки БАМа, отсутствие которой сдерживало, к примеру, развитие такого стратегически важного месторождения, как Удокан. Однако все еще сохраняются проблемные зоны, или, если угодно, точки для роста. Например, предстоит провести реконструкцию Транссиба, поскольку рост товарообмена с КНР приведет к значительному увеличению грузопотока и потенциально сдержит в том числе и экспортные возможности добывающих предприятий. Из имеющихся проблем отмечу и зависшее строительство железнодорожной ветки Кызыл — Курагино, отсутствие которой приводит к задержкам реализации проекта по добыче коксующегося угля в Тувинском бассейне.
Из однозначных плюсов, имеющих огромный потенциал и простимулированных разворотом на Восток, можно считать создание малых модульных АЭС. Подобная технология будет задействована, например, на Баимском ГОКе. Уверен, ГК «Росатом» обеспечит ее дальнейшее развитие и в Чукотском АО, и в Якутии, и в Магадане — во всех отдаленных районах.
Все эти темы поднимались еще пять-семь лет назад, поэтому сейчас есть уже хороший задел для дальнейшего развития. Кстати, один из наших форумов проходил под девизом «Азимут простирания на Восток!» — так мы обыграли распространенный геологический термин в сочетании с политическим и экономическим вектором. И сегодня мы опять констатируем, что все это еще более актуально становится в свете ярких событий сегодняшнего дня.
— Осенью пройдет форум «МИНГЕО Евразия». Расскажите, насколько сильно обычно его повестка, задачи отличаются от «МИНГЕО Сибирь»?
— В основных моментах эти мероприятия схожи. На «МИНГЕО Евразия» мы также рассматриваем глобальные достижения горной индустрии, успехи и достижения участников отрасли, ориентируемся на мировые тенденции в экономико-географическом разрезе целого Евразийского макрорегиона.
Важно отметить и необходимо обязательно учитывать, насколько сильно влияние климатических, геологических, даже политических факторов на условия освоения минеральных ресурсов. И если горные компании Сибири, Дальнего Востока, Арктики сталкиваются с экстремальными минусовыми температурами, большими расстояниями, отдаленностью объектов инфраструктуры и при этом находятся, по сути, в едином законодательном поле, действуя в соответствии с общими правилами и законами России, то у горнодобывающих компаний, например, Центрально-Азиатского региона картина совершенная иная. Они ведут разработку месторождений в условиях высокогорья или же, например, пустыни, где условия ведения работ очень похожи, но при этом имеют свои важные и яркие особенности, например нет необходимых водных ресурсов. Кстати, как раз тема поиска, добычи подземных вод — одна из наиболее актуальных из года в год для Евразийского региона.
Также нужно учесть и различия в законодательных подходах, методиках управления сырьевым фондом в разных государствах Евразии. Какие-то эффективные шаги, которые подошли бы казахстанской компании, не будут работать на предприятиях из других стран, и наоборот. Этим, кстати, очень интересен «МИНГЕО Евразия»: коллеги рассматривают опыт друг друга и осознают, что то, что не сработало в России, к примеру, будет намного эффективнее работать на меньшей территории, в другой юрисдикции. Соответственно, и мы можем перенять опыт коллег, понимая, что у нас в стране не будет тех проблем, с которыми сталкиваются они. Это настолько интересный процесс, когда профессионалы, специалисты делятся друг с другом знаниями, адаптируют новшества, интересные решения под свои уникальные условия — и получают нужный результат и, в свою очередь, потом делятся им на следующем форуме. Такой обмен позволяет быстрее внедрять новшества, выбирать проверенные механизмы в горном законодательстве, создавать единые методические подходы и требования, и в итоге мы получаем мультипликативный эффект развития отрасли для всего макрорегиона.
— В прошлом году «МИНГЕО Сибирь» впервые прошел в гибридном формате, когда участникам были доступны онлайн- и офлайн-площадки. Сохраните ли вы такую возможность в этом году?
— Конечно. Это наше своеобразное «наследие» от ковидных времен — и еще один пример того, как непростые времена в итоге стимулируют развитие новых, удобных решений. В самые первые месяцы пандемии мы поняли, что, к сожалению, не сможем провести форум. Тогда в профессиональный праздник, День геолога, мы открыли чат в одном из мессенджеров и получили просто потрясающий отклик! Наши коллеги, больше двух тысяч человек, из разных регионов, даже из разных уголков мира, от Канады и до Австралии, поздравляли друг друга, активно общались, приглашали уже своих коллег… Именно так у нас появилась идея о создании виртуального лектория — геовебинаров. Сейчас, спустя три года, это уже признанная интернет-платформа знаний в области наук о Земле — вебинары проводятся трижды в неделю, а в качестве лекторов выступают эксперты, руководители предприятий, ведущие ученые отраслевых НИИ и институтов системы РАН, сотрудники ведомств и министерств.
Технические возможности этой платформы мы используем и для проведения «МИНГЕО Сибирь» в формате онлайн, и с каждым годом у платформы знаний «Геовебинары» появляется все больше возможностей: сейчас наши посетители могут не только слушать лекции, но и участвовать в дискуссиях, задавать вопросы, выступать сами. А после форума все выступления будут доступны в записи — мы с радостью делимся запасами знаний с коллегами и надеемся, что их опыт и их успехи будут полезны всем участникам отрасли — и опытным профессионалам, и начинающим молодым специалистам.