Горнодобывающим проектам развития в России нужна господдержка

На сессии 3 горнопромышленного форума МАЙНЕКС Россия-2016 были представлены проекты в России, которые развивают юниорные компании и государственные структуры. Наиболее вероятный вариант развития горных проектов в нынешних условиях – компания + господдержка.

ah8a8043ah8a8074

К числу таковых относится проект по строительству и эксплуатации в Якутии горнообогатительного комбината на месторождении Дражное (лицензия принадлежит ОАО «Высочайший»). Проект представил на форуме гендиректор Корпорации развития республики Саха (Якутия) Геннадий Алексеев.

Предполагается, что в 2017 году будет запущена первая очередь проекта мощностью 700 тыс. тонн руды в год. Кроме того, в настоящее время ООО «Богуславец» проводит геологоразведку на Мало-Тарынском золоторудном месторождении.

Для строительства объекта потребовалась господдержка: реконструкция автодороги «Примыкание к федеральной, автодорога «Колыма» – Нелькан – Дражный» длиной 105 км с переводом на круглогодичную эксплуатацию. Стоимость проекта – 638 млн руб. Кроме того, с использованием государственных средств будет построена линия 35 кВ «Дражное – Промплощадка» длиной 10 км и сама подстанция «Промплощадка» стоимостью 340 млн руб. Эта линия до 2018 года должна обеспечивать электроэнергией месторождения Дражное (8 МВт) и Мало-Тарынское (1 МВт).

Но для следующего этапа развития проекта (4,2 тонны золота на месторождении Дражное и 5 тонн золота на месторождении Мало-Тарынское) потребуется дополнительная энергия. К 2019 году прогноз роста потребляемой мощности для освоения месторождения «Дражное» (ЗАО «ТЗРК») составит до 18 МВт, а для освоения месторождения «Мало-Тарынское» (ООО «Богуславец») – до 15 МВт. Если дополнительные линии будут построены, можно будет подключить к ним населенные пункты юга Оймяконского района, которые в настоящее время получают электроэнергию за счет дизельной генерации.

В перспективе же республиканские власти намерены создать на базе Дражного центр по переработке сложнокомпонентных упорных руд и концентратов и сформировать на его базе ТОСЭР.

ah8a8113ah8a8136

Гендиректор АО «Золото Камчатки» Виктор Радько рассказал об итогах первого года работы ГОКа “Аметистовое”. Он напомнил, что компания входит в группу «Ренова». По итогам 2015 года АО “Золото Камчатки” стало восьмым в России производителем золота по объему производства, общая ресурсная база компании составляет более 350 тонн золота.

На Аметистовом – главном золотодобывающем проекте компании – добыча руды ведется с 2012 года, производство золота запущено в сентябре 2015 года.

Плюс в расположении предприятия – незамерзающий порт. Минус – дорога по тундре, поэтому перевозки по зимнику не всегда предсказуемы. В настоящее время добыча ведется открытым способом. Со следующего года компания начнет разработку проекта подземной добычи.

Проектная мощность фабрики составляет 600 тыс. тонн руды в год. Используемая технология – прямое цианирование («уголь в колонне»). В апреле 2016 года предприятие вышло на полную мощность. Добыча руды в январе-августе 2016 года составила более 300 тыс. тонн, объем переработки – около 400 тыс. тонн. За тот же период произведено более 2,5 тонн золота, серебра – более 4,4 тонн. Сквозное извлечение золота составляет более 94%, серебра – более 72%, в августе достигнуто извлечение 96%. Объем инвестиций на 2016 год – около 4 млрд рублей.

Ожидаемый прирост  запасов по результатам геологоразведки – более 50 тонн золота. Кроме того, рядом с месторождением Аметистовое расположены перспективные золото-серебряные рудопроявления. Ресурсы по категориям С1+С2 составляют 4,4 млн тонн с содержанием золота 11 г/т. Ресурсы по категориям Р1+Р2 составляют 190,6 млн тонн руды с содержанием золота 1,7 г/т. Компания намерена участвовать в аукционах на право их разведки и отработки.

В 2017-2020 годах компания намерена нарастить добычу руды до 2 млн тонн, производство золота – до  более чем 16 тонн, серебра – до более чем 28 тонн. Объем инвестиций в этот период составит около 15 млрд рублей.

Проекты компании поддерживаются администрацией региона, Минвостокразвития РФ, а также Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона. «Мы доносим понимание, куда пойдут деньги, которые высвобождаются, благодаря льготам. Деньги от сокращения налогооблагаемой базы направляем на геологоразведку. Очень значительные средства», – отметил господин Радько.

ah8a8134ah8a8138

Главный горный инженер АО «Павлик» Питер Майерс охарактеризовал работу своей компании. Добыча на предприятии начата в 2014 году, производство золота – в августе 2015 года. Оптимизация работы компании ведется по четырем направлениям: ресурсы, затраты, качество и объемы.

Питер Майерс отметил, что запасы по ГКЗ и JORC на Павлике 1 практически совпадают – 216 т золота по ГКЗ и 218 т золота по JORC. После оптимизации проекта годовая производительность на предприятии должна вырасти с 3 до 5 млн тонн. Этой цели предполагается достичь за счет изменения размера продуктов первичного дробления, шаровой загрузки мельниц ПСИ, схемы флотации и оптимизации ее реагентов, а также реагентов хвостов сгущения. Предполагается также улучшить работу концентраторов Knelson за счет изменения временного цикла подачи порций, скорости вращения и цикла флюидизации. Также предполагается включить предварительное окисление интенсивного выщелачивания и контроль органического угля.

Подсчет ресурсов на проекте Павлик 2, предположительно, будет завершен в первой половине следующего года. Господин Майерс выразил надежду, что подсчеты покажут 150 тонн золота. После оптимизации проектная мощность предприятия вырастет  сначала с 3 до 8 млн тонн (11,5 тонн золота) в 2018 году, а в 2019 году – до 10 млн тонн (14 тонн золота). На проекте Павлик 2 также были оптимизированы стратегия добычи, ее график, горное оборудование (вдвое более мощное, по сравнению с Павликом 1). На фабрике предполагается запустить поэтапную флотацию и нарастить  инфраструктуру, увеличить количество комплектующих.

Родионовское – проект, где объем производства составит, по приблизительным оценкам, 2-4 млн тонн в год. Варианты развития – возможно полная или частичная переработка на самом Родионовском. Рассматриваются варианты: это будет либо дополнительная руда, либо замена для Павлика 2. На Родионовском были оптимизированы стратегия переработки и места расположения переделов дробления и измельчения, концентраторов, выщелачивания и последующей переработки.

Чтобы улучшить качество горных работ, на предприятиях вводят подтверждающее RC бурение внутри карьера, сбор проб после буровзрывных работ, моделирование направлений взрывов, классические полигональные сортовые планы, геостатистические сортовые планы, используют экскаваторы с прямым ковшом для руды с низкими содержаниями, а также экскаваторы с обратным ковшом для четко обозначенных узких рудных тел.

В переработке улучшается активация объектов флотации и депрессирование органического угля, ведется предварительное окисление железа в цикле выщелачивания.

Сокращение затрат происходит за счет снижения расходов на услуги подрядчика, приобретения горного оборудования большего объема и прироста производительности и извлечения в переработке.

ah8a8158ah8a8203

Президент и гендиректор Silver Bear Resources Грэхем Хилл представил развитие проекта Мангазея. «Все наши ресурсы соответствуют требованиям. Мы отвели 2-3 года на создание предприятия, идем по графику, провели международное ТЭО, проект вызывает большой интерес, у нас лицензия 20 лет, была продлена на 7 лет. У нас очень хороший проект», – заверил господин Хилл.

По данным Грэхема Хилла, запасы месторождения составляют 22,5 млн унций со средним содержанием 852 г/т серебра. Объем капзатрат составляет $49,9 млн, общие расходы составляют почти  $11 / унцию серебра. Объем производства, по данным на октябрь 2016 года, должен составить 110 тыс. тонн руды в год при объеме производства серебра почти 19 млн унций. NPV после уплаты налогов при ставке дисконтирования 5% составляет $123,1 млн, IRR – 81,9% после уплаты налогов. Окупиться проект должен в течение 1,3 года. При расчетах была использована средневзвешенная цена $19,76/унцию.

Проект предполагает комбинированный способ отработки: сначала двумя карьерами, затем – подземным способом. «Через 3,5 года компания должна начать подземную отработку месторождения. Механизирован весь процесс добычи», – отметил Грэхем Хилл.

Он напомнил, что проект находится на расстоянии 400 км от Якутска. «В этой части России вы сталкиваетесь с инфраструктурными проблемами – мы не можем привезти тяжелые грузы», – посетовал он. По его словам, Silver Bear Resources – одна из немногих компаний, которые развивают здесь горнорудный проект.

ah8a8201ah8a8259

Президент и руководитель проектов в России Amur Minerals Corp. Рэндольф Льюис рассказал о развитии проекта Кун-Манье.

По его словам, в 2016 году компания провела успешный сезон бурения (более 25 тыс. м.), к концу года предполагается опубликовать обновленные цифры по запасом. Но уже сейчас Рэндольф Льюис уверен, что в проекте больше 100 млн тонн руды, содержания улучшаются. По данным компании, они составляют  0,76% никеля и 0,21% меди. «У нас 3 км сплошного оруденения», – порадовался глава компании. Средние содержания тоже оказались лучше, чем были раньше. Компания сделала крупнообъемную металлургическую пробу (7,5 тонн), завершены металлургические тесты для четырех крупнейших месторождений. В настоящее время компания начала работу над DFS и уже приобрела несколько единиц техники (бульдозер, экскаватор, дизельный генератор и т.д.).

Важная часть проекта – строительство собственного плавильного производства. Компания работает с различными представителями отрасли, которым также было бы интересно участие в строительстве завода,  проектирование которого сейчас начинается. Предполагается, что на заводе будет возможность перерабатывать чужие концентраты. Компания недавно заключила предварительное соглашение по этому поводу. «Но чем больше участников, тем реалистичнее становится проект» – признал Рэндольф Льюис.

Головная боль компании – ей нужна круглогодичная дорога, чтобы иметь возможность добывать до 6 млн тонн руды и делать концентрат. По характеристикам, ее ширина должна быть 8 метров, грунтовая, 4 категория. Компания закончила предварительные изыскания, но нужны еще и три больших моста через реки. По строительству дороги компания тесно работает с министерством развития Дальнего Востока, с ФРДВ. Тут Рэндольф Льюис вспомнил слова СЕО Highland Gold Mining Дениса Александрова о том, что минеральные ресурсы – основа развития региона. За 10 лет все льготы от налогообложения, которые получит проект, составят около $400 млн – значительно для рентабельности проекта. «Мы благодарны за такую поддержку, – заявил глава компании.  – Проект финансируется с AIM, но надо больше привлекать денег, и мы работаем в этом направлении».

ah8a8243ah8a8262

Главный геолог ОАО «Центрально-Кольская экспедиция» Олег Казанов напомнил про дискуссию, развернувшуюся вокруг отсутствия юниорных компаний на российском рынке, и пояснил, что его компания – и есть тот самый «отсутствующий» юниор, поэтому он представит взгляд на рынок именно с этой позиции – на примере Мурманской области.

Добыча полезной ископаемых занимает около 30% ВРП Мурманской области и, следовательно, имеет критическое значение для ее экономики. Высока концентрация производств практически в одном месте. Из пяти отрабатываемых объектов мирового класса самому младшему – около 60 лет. К ним относятся Ловозерское редкоземельное месторождение, Хибинская группа апатит-нефелиновых месторождений, Ковдорская группа свинец-железорудных месторождений, Оленегорская группа железорудных месторождений и никелевые месторождения Печенгской группы.

Для всех этих месторождений, по его словам, характерна одна проблема: хорошо с запасами, плохо с разубоживанием и содержанием.

Однако, какими бы ни были запасы, они все равно исчерапаемы. Но в настоящее время горно-добывающая деятельность полностью сосредоточена в пределах старых рудных районов. Остаточные запасы там сокращаются, горно-геологические условия эксплуатации ухудшаются, следовательно – снижается экономическая целесообразность их отработки.

Инерционный сценарий  – поддержание существующего состояния, развития – выявление новых объектов в благоприятных условиях. Второй сценарий требует активных геологоразведочных работ на ранней стадии. Нераспределенный фонд включает 244 объекта, но они без запасов – отсюда крайне низкая степень разведанности.  Но компаниям сложно заниматься разведкой – действуют инвестиционные и законодательные ограничения. Как это происходит, Олег Казанов показал на количестве и размере площадей, где проводилась разведка. Еще в благополучном 2011 году количество лицензий резко сократилось, в 2013 году  было легкое оживление, а к 2017 году останется шесть геолого-поисковых объектов в активной фазе. «Говорить становится не о чем», – резюмировал докладчик.

Однако, если все же думать о перспективах, в Мурманской области можно выделить пять групп полезных ископаемых: титан (месторождения Юго-Восточная Гремяха, Африканда), РЗМ (Ловозерский рудный район, включая месторождение Аллуайв, содержащее также цирконий и ниобий), платиновая группа (Мончетундровское месторождение), золото (Вороньетундровский и Сергозерские рудные узлы, наибольшая перспективность у первого из них), неметаллические полезные ископаемые (чистый кварц (Червутское и Боллоуртинское поля) графит (Умбинская площадь и проявление Пестпакша) и гранаты (Явр 2).

В конце своего выступления господин Казанов отметил, что не совсем согласен с СЕО Polymetal Виталием Несисом, который говорил, что юниорам следует продавать свои проекты крупным компаниям как можно быстрее, после первых же полученных положительных результатов геологоразведки. «Объекты должны быть хорошо подготовлены: полевые работы, аналитические, технологические работы и экономические расчеты в зависимости от стадии», – уверен Олег Казанов.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку