Анна Лаврова
10–11 июля Распадская угольная компания провела ежегодную экологическую акцию «Дары сибирским рекам». В роли даров — почти 90 тыс. мальков хариуса и тайменя. На этот раз угольщики забрались в такие дикие и красивые места, где не бывают даже рыбаки. Долгий путь от рыбной фермы до горной реки вместе с мальками проделали и мы.
Подготовка к новоселью
Большое путешествие маленьких рыбок начинается на ферме, где их вырастили по заказу Распадской. Отсчитать несколько десятков тысяч шустрых мальков вручную, используя лишь сачки и весы, — три часа работы. Еще столько же занимает дорога на машине из Осинового Плесо к берегу Томи в районе станции Чульжан за Междуреченском. Но и это не конечный пункт. Здесь пересаживаемся в лодки. Доставить герметичные баллоны с мелким, но ценным грузом нужно подальше от цивилизации — выше по течению, на территорию государственного заказника.
— Мы знали, что Распадская выпускает мальков в Томь и другие реки, и вышли к компании с предложением сделать это именно в наших ООПТ, — рассказала Евгения Тимченко, руководитель дирекции особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Кузбасса. — В заказнике «Бельсинский» установлен особый режим охраны, несколько лет назад здесь запретили рыболовство и проход маломерных судов. Выпущенные сегодня мальки будут чувствовать себя комфортно, их не станут беспокоить люди, что позволит им вырасти быстрее, а нам — увеличить биоразнообразие особо охраняемых территорий.
Водная гладь вверх по Томи — сначала ровная и широкая, но после захода в Бельсу с каждым километром река становится все норовистее, а берега обрывистее. Вот в такой красоте предстоит поселиться малышам хариуса и тайменя. Даже завидно.
В новом доме
Через полчаса любования таежными видами прибываем в нужную точку. Еще не распечатанные пакеты с мальками сразу погружаем в реку. Температура воды внутри и вокруг баллонов должна сравняться, иначе вольная жизнь может шокировать малышей.
С виду они действительно кажутся беззащитными перед мощью горной реки, но на деле именно в таком возрасте и весе — чуть больше месяца и не меньше 0,2 грамма — они легче всего перенесут смену места жительства. Накануне переезда мальков оставили без ужина, чтобы к моменту выпуска в реку они как следует проголодались и на новом месте сразу бросились добывать еду.
— Распадская угольная компания реализует масштабную экологическую стратегию, рассчитанную до 2030 года. Сохранение биоразнообразия в регионах присутствия — одно из приоритетных ее направлений. Для нас важно не просто выпустить мальков в реки, а сделать так, чтобы молодь максимально адаптировалась в дикой природе, — отметил Владимир Мельниченко, генеральный директор Распадской угольной компании. — В этом году в Кузбассе мы решили провести акцию по зарыблению в наиболее благоприятной для мальков среде, в условиях природных заказников.
Удивленные внезапной свободой мальки на секунду замирают и тут же бросаются врассыпную. Только в первый день акции «Дары сибирским рекам» угольщики Распадской выпустили в реку 44 тысячи мальков хариуса и больше 4 тысяч тайменя.
Во второй день акции сотрудники Распадской выпустили 41 тысячу мальков хариуса в реку Мрассу на территории заказника «Реликтовый», который находится в двух районах Кузбасса — Новокузнецком и Таштагольском.
— Зарыбление сибирских рек — это системная ежегодная работа Распадской угольной компании. Мы выбираем разные локации, чтобы не сосредоточиваться на одном месте. По отзывам местных жителей, в реке есть рыба, и она прирастает. Значит, мы все делаем правильно, — сказал Алексей Червяков, директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии Распадской угольной компании.
ООО Распадская угольная компания: что будет дальше
Специалисты говорят, что через несколько лет выпущенного сегодня тайменя можно будет встретить не только в Томи, куда впадает Бельсу, но даже в Оби. А вот хариус, скорее всего, останется жить в заказнике — этому хищнику больше по душе быстрые и холодные горные реки.
— Эффект от таких акций хороший. Показатели выживаемости мальков, выращенных в хозяйстве, — более 50 %, а в природе — всего 2 %. Рыба, которую мы сегодня выпустили, восполнит утраченный фонд. Если бы все промышленные компании систематически проводили подобные акции, то таймень не был бы краснокнижным, как сейчас, — оценил итоги акции Алексей Шапорев, начальник Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания.