Одним из трендовых направлений развития бизнеса является его цифровая трансформация, то есть внедрение цифровых технологий в различные бизнес-процессы предприятия. Несмотря на изначальную консервативность, горнодобывающий бизнес не мог избежать перемен, и сейчас цифровые технологии в той или иной степени внедряются в деятельность всех без исключения золотодобывающих предприятий, начиная с флагманов индустрии и заканчивая небольшими старательскими артелями.
Авторы: Рогожин Антон Валерьевич, руководитель проекта TerraProspect; Курцев Борис Владиславович, генеральный директор ООО Майкромайн рус
Применительно к горнодобывающему предприятию в процессе цифровой трансформации можно выделить следующие решения, которые уже внедрены на многих предприятиях и продолжают активно развиваться:
• автоматизация управления бизнес-процессами, связанными с основной деятельностью предприятия, а именно добычей и транспортировкой породы, извлечением полезного ископаемого;
• использование компьютерного моделирования геологических объектов на основе результатов геологоразведочных работ для подсчета запасов и планирование их отработки;
• оцифровка и доверенное хранение собранной геологической информации и данных, полученных в ходе проведения геологоразведочных работ.
Как показала практика, внедрение вышеперечисленных решений дает существенный положительный экономический эффект как за счет повышения управляемости предприятия, основанного на сокращении времени обмена информацией, так и за счет роста качества управленческих решений, сделанных в условиях более высокой степени информированности менеджеров.
Как пример можно привести проекты по комплексной цифровизации ПАО «Норильский никель», ПАО «Полюс», ООО «Интерминералз» («Золото Камчатки»), ПАО «Северсталь», ПАО «Полиметалл», ПАО «ФосАгро».
Таким образом, очевидно, что цифровая трансформация внутренних бизнес-процессов горнодобывающего предприятия положительно сказывается на результатах его операционной деятельности. Однако возможности такой трансформации на этом не заканчиваются.
Деятельность горнодобывающего предприятия, как и деятельность любого бизнеса в современных условиях, включает в себя такое важное направление, как операции на рынке капитала и финансовых рынках с целью привлечения инвестиций для финансирования проектов по развитию бизнеса, например геологоразведочных работ для восполнения или увеличения ресурсной базы. Цифровая трансформация деятельности предприятия в этой сфере преследует цель повысить степень его публичности и информационной открытости перед инвесторами. В этой связи наиболее важными видятся следующие направления этого процесса:
• внедрение новых цифровых инструментов финансирования инвестиционных проектов предриятия, основанных на прямых контрактных отношениях горнодобывающего предприятия и инвестора, — цифровых контрактов;
• цифровой стандарт публичной отчетности горнодобывающих предприятий, в основу которого заложена возможность проведения непрерывной независимой экспертизы новых сведений и результатов выполненных работ;
• использование непрерывного контролирующего супервайзинга, встроенного во внутренние информационную и управленческую системы компании.
Вышеперечисленные направления цифровой трансформации сейчас развиваются в проекте TerraProspect (www.territory.expert) с участием экспертов Общества экспертов по недропользованию (ОЭРН), Кыргызской горной ассоциации и IntrawRawMaterialsObservatory. Большинство разработок являются новыми, поэтому рассмотрим их более подробно.
Цифровой контракт по сути своей является аналогом договора поставки с отсрочкой даты поставки относительно даты платежа, заключенным в электронной форме. При этом сам товар, являющийся предметом сделки (например, золото), и условия исполнения договора жестко регламентированы и унифицированы. Сущность цифрового контракта дает большие возможности по его использованию в качестве инвестиционного инструмента.
Для горнодобывающего предприятия цифровой контракт позволяет избежать побочных рисков, таких как колебания цены на полезное ископаемое, при привлечении инвестиционных средств и сконцентрироваться на операционной деятельности.
Для инвестора, особенно для миноритарного, цифровой контракт дает гарантии того, что его средства будут использованы только для реализации конкретного инвестиционного проекта, а результат этих инвестиций будет выплачен инвестору в заранее оговоренной форме и на заранее оговоренных условиях. Другими словами, если вы желаете инвестировать в добычу золота в России, то ваши деньги будут направлены именно на разработку месторождения в России, и в результате вы получите оговоренное количество золота или его стоимость в денежном выражении. Для сравнения скажем, что при покупке миноритарным инвестором, например, акций таких гарантий нет и быть не может. Считая золото выгодным вложением и купив акции золотодобывающего предприятия, которое разрабатывает месторождение в Канаде, через одно-два собрания акционеров такой инвестор вполне может обнаружить, что владеет акциями того же предприятия, но занимающегося добычей урана в одной из стран Африки, просто потому, что топ-менеджмент и мажоритарные акционеры посчитали это направление бизнеса более перспективным.
Электронная форма заключения цифрового контракта добавляет к вышеперечисленным возможностям новые и нивелирует недостатки, проистекающие из сущности цифрового контракта. В качестве основных преимуществ электронной формы заключения цифрового контракта можно назвать простоту перепродажи прав по цифровому контракту, а также возможность настройки цифрового контракта под условия конкретной сделки без нарушения унификации условий исполнения договора.
С юридической точки зрения электронная форма заключения контракта допускается в законодательстве большинства стран. Технически цифровой контракт реализуется в виде смарт-контракта на технологии блокчейн.
Цифровой стандарт публичной отчетности горнодобывающих предприятий является развитием существующих стандартов публичной отчетности, рекомендованных CRIRSCO. Существующая методика проведения горно-геологической экспертизы подразумевает анализ информации и подготовку статичного отчета по состоянию на определенный момент времени. Цифровая форма отчета позволит перейти от дискретной экспертизы к процессу экспертного мониторинга в режиме реального времени. Горнодобывающее предприятие, имеющее намерение перейти на цифровой стандарт публичной отчетности, интегрирует программное обеспечение по сбору информации во внутреннюю автоматическую систему управления производственными бизнес-процессами. Полученная информация обрабатывается как компьютерным способом, так и экспертами, и результаты обработки становятся доступны инвесторам в режиме онлайн.
Аналогично цифровому стандарту публичной отчетности работает цифровая система контролирующего супервайзинга. Отличие состоит в том, что система супервайзинга функционирует в двунаправленном режиме, то есть она не только передает супервайзеру информацию о реализации проекта, но и принимает от него управляющие команды и реагирует на них в соответствии с условиями договора между горнодобывающей компанией и супервайзером.
Таким образом, мы видим, что развитие процессов цифровой трансформации от внедрения цифровых технологий во внутренние бизнес-процессы компании к построению внешних цифровых каналов рыночной коммуникации позволит горнодобывающей компании вести свою деятельность в максимально открытом для инвесторов информационном режиме. Это, в свою очередь, существенно повысит публичный статус горнодобывающей компании и сделает ее доступной для инвестиций от небольших частных инвесторов, которые сегодня лишены возможности эффективно инвестировать в горнодобывающий бизнес.
В завершение статьи нельзя не отметить, что цифровая трансформация затрагивает не только техническую сферу, но и требует определенной перестройки понимания рыночной стратегии и позиционирования предприятия, в основном в части информационной открытости и организации каналов коммуникации с инвесторами. Без осознания необходимости такой перестройки косметические правки в технической сфере не принесут должного результата.