«С 2011 г. объемы отечественного рынка навигационных технологий ежегодно росли на 20-25%. Суммарный объем внедрения технологий на базе системы ГЛОНАСС в автомобильном транспорте за 2013 г. составил около 18 млрд руб., в 2014 г. этот показатель будет на уровне 20 млрд. руб. Драйвером этого роста в 2014 г. будет реализация крупных инфраструктурных отраслевых проектов, таких как «ЭРА-ГЛОНАСС» и обязательное оснащение отдельных категорий транспортных средств. В свою очередь, регулирующие меры будут стимулировать использование коммерческих сервисов на основе отечественной спутниковой навигации», – отмечает исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимир Климов. По его словам, еще одним направлением наиболее активного развития российского рынка навигационных технологий, оборудования и услуг в 2014 году станет массовый потребительский рынок. «К концу 2014 г. уровень проникновения навигационно-информационных сервисов на российском навигационном массовом рынке составит около 10% от общего объема предоставляемых телематических услуг, достигнув в денежном выражении 1,2 млрд. рублей», – добавляет Владимир Климов.
Развитие сервисов в интересах конечных пользователей в этом году станет одной из ключевых тем VIII Международного навигационного Форума, который в апреле 2014 г. традиционно соберет ведущих мировых экспертов навигационной отрасли. По их оценкам, уже в ближайшее время большую востребованность на массовом рынке получат услуги веб-доступа, предоставляющие потребителям возможность мобильного контроля. Получение информации в режиме реального времени с помощью любого мобильного устройства (телефона, смартфона, планшета) не только о местоположении и перемещении людей, животных, личных транспортных средств, но и оперативное оповещение о различного рода нештатных ситуациях открывает широкие возможности для использования спутниковых навигационных технологий в повседневной жизни.
Тенденция планомерного расширения спектра инновационных решений, ориентированных на конечных пользователей, связана с несколькими ключевыми факторами: запуском в промышленную эксплуатацию в конце 2013 г. системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС»; реализацией государственных программ по созданию региональных навигационно-информационных центров (РНИЦ) в субъектах Российской Федерации и формированием рынка страховой телематики (появление новых для России страховых сервисов). По мнению генерального директора НИИ Прикладной Телематики Виталия Полторацкого, интеграция навигационно-информационных систем на базе единой инфраструктуры – платформы «ЭРА-ГЛОНАСС» – позволит заложить прочный фундамент для дальнейшего развития потребительских услуг и сервисов на основе навигационных, информационных и коммуникационных технологий.
Навигационно-информационные услуги для массовых пользователей в России только начинают создаваться, однако эксперты сходятся во мнении, что это один из наиболее перспективных направлений развития навигационной отрасли в ближайшие несколько лет. Это подтверждают, и организаторы VIII Международного навигационного Форума.
«Интерес участников рынка все больше смещается в сторону массового сектора. Многие из них готовятся представить навигационные новинки, которые будут, несомненно, востребованными среди конечных пользователей. Как организаторы Форума, мы следим за развитием рынка и не можем не отметить расширение зоны комфорта потребления навигационно-информационных услуг, выход навигации за рамки привычного понимания технологии ГЛОНАСС как сугубо B2B направления. Мы отобрали ряд интересных решений, которые будут продемонстрированы в рамках Форума и выставки «Навитех» в апреле», – комментирует Валентина Карташева, исполнительный директор компании «Профессиональные конференции», организатор Международного навигационного Форума.
Российская навигационная отрасль не только сохраняет устойчивые темпы развития, но и стремительно набирает обороты. По данным НП «ГЛОНАСС», к 2020 году навигационный рынок России в сегменте автотранспорта (оборудование, системы, решения, услуги) может вырасти в 20 раз и достичь $9 млрд.
«Сейчас игроки российского навигационного рынка наращивают технологический инструментарий, разрабатывают принципиально новые концептуальные решения, в том числе и для массового рынка. Для примера, если еще несколько лет назад наша технологическая платформа была ориентирована на выпуск навигационно-связного оборудования для решения бизнес-задач автопарков (контроль и управление транспортными средствами и спецтехникой), то сейчас мы также предлагаем миниатюрные портативные устройства (весом не более 120 грамм, малое энергопотребление, не требуют постоянной подзарядки) с высокой точностью определения координат объектов. Это устройства нового поколения, которые создают новые ситуации потребления навигационно-информационных услуг. Недавно на выставке мы продемонстрировали экспериментальный образец ГЛОНАСС портфеля с таким миниатюрным устройством, и продукт вызывал большой интерес. Люди уже на стенде были готовы приобретать первые образцы. Все это говорит о высокой востребованности навигационно-информационных услуг на массовом рынке», – говорит директор по маркетингу SpaceTeam холдинга Светлана Хадонова.
Существенным фактором, способствующим широкому распространению навигационно-информационных услуг среди массовых пользователей, является планомерное снижение цены на навигационные устройства. Если несколько лет назад мобильные трекеры можно было приобрести за 10-12 тыс. руб., то сейчас их цена, как правило, не превышает 3 тыс. руб. Одновременно это происходит на фоне технологического совершенствования навигационных продуктов – уменьшения размеров устройств и снижения энергопотребления.
Как отмечает редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко, фокус внимания общественности постепенно смещается с орбитальной группировки ГЛОНАСС на наземную составляющую. А это значит, что с каждым годом российских пользователей все больше захватывает практическое применение спутниковых технологий в повседневной жизни. Современные ГЛОНАСС устройства уже сегодня предоставляют широкий спектр возможностей для контроля любых подвижных и стационарных объектов. В целом сфера применения ГЛОНАСС безгранична: сельское хозяйство, спорт, здравоохранение, путешествия, развлечения и пр. Здесь открываются большие перспективы. Нужна только фантазия и знание предмета. За рубежом навигационные технологии уже давно получили повсеместное распространение: от приложений для игроков в гольф до передачи данных на мобильные устройства врачей о текущем состоянии контролируемых пациентов. Что касается России, то сейчас для активного внедрения ГЛОНАСС технологий на массовом рынке нам не хватает взаимного движения бизнеса и конечных потребителей навстречу друг другу. Хотя положительные сдвиги здесь определенно есть. Это касается и нормативно-правовой базы, и технологического инструментария. Еще пару лет назад мы не могли представить, что ведущие производители навигационных приемников будут использовать ГЛОНАСС, сейчас же это в порядке вещей. Резюмируя, отмечу, что бизнесу нужно больше обращать внимание на то, что хотят потребители и при разработке ГЛОНАСС решений отталкиваться именно от них, а не наоборот».
«Внедрение любых новых технологий всегда идет от профессионального сегмента к массовому. И сегодня развитие индивидуальной потребительской навигационной аппаратуры набирает обороты – многие персональные устройства используют возможности системы GPS, потребительские устройства с ГЛОНАСС (смартфоны, персональные трекеры) также начали выходить на рынок. Государственная поддержка и развитие системы ГЛОНАСС позволили достичь технологического прогресса в области спутникового контроля корпоративного транспорта и в ближайшем будущем многие проекты получат реализацию как на коммерческом рынке, так и на потребительском рынке. Так, в ближайшее время навигационные технологии будут активно внедряться в работу служб экстренного реагирования и на страховом рынке, что значительно расширит сферу их применения и сделает их доступными для конечных потребителей. Во-первых, в следующем году будет запущен федеральный проект «ЭРА-ГЛОНАСС», в рамках которого будет производиться оповещение служб спасения о произошедших ДПТ и приниматься меры по направлению на место происшествия служб спасения. Мгновенное оповещение о происшествии и передача точных координат ДТП позволит сократить время прибытия бригады скорой помощи и, возможно, спасти жизнь пострадавшему. Кроме того, в ближайшее время мы ожидаем развития проектов в сфере страхования, где применение данных систем мониторинга будет использовано для оценки стиля вождения при расчете индивидуальных страховых тарифов. Страховая компания может получать от системы мониторинга данные о стиле вождения, пробеге и маршрутах застрахованного автомобиля, что позволяет делать скидки на услуги страхования более аккуратным водителям. Кроме того, система мониторинга в ряде случаев может выступать и в качестве противоугонной, что снижает риск хищения транспортного средства. Безусловно, VIII Международный навигационный Форум и выставка «Навитех-2014» станут одной из главных площадок, где отечественные производители смогут широко продемонстрировать последние разработки в сфере навигационно-телематических решений для массового потребительского рынка и эффективность которых сможет ощутить конечный пользователь», – добавляет заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов.
В свою очередь пресс-секретарь Клуба НАВИТОРИНГ (НАВИгация и мониТОРИНГ) Наталья Рушкевич отмечает, что уже сейчас игроки рынка ГЛОНАСС, основной компетенцией которых является разработка систем контроля корпоративных автопарков, все большее внимание уделяют реализации проектов, в которых их опыт и навигационные технологии могут быть полезны для каждого конкретного человека. «Ярким примером может послужить проект, реализованный в 2013 году одной из российских компаний. Сейчас во многих городах страны действуют муниципальные программы под названием «Безопасный город», основная цель которых — эффективная охрана собственности и безопасности граждан. При реализации программ задействуются различные высокотехнологичные комплексы: системы видеонаблюдения и мониторинга, проводится интеграция информационных систем пунктов экстренной связи, полиции и других ведомств. Немаловажный вопрос при реализации таких широкомасштабных проектов — как «обуздать» огромные потоки информации, поступающие от этих систем и помочь сотрудникам правоохранительных органов в принятии правильных решений. В этом и помогают навигационные системы, которые позволяют отобразить всю поступающую информацию в привязке к местности, показать взаимосвязь между объектами и элементами городской инфраструктуры. Именно тут многолетний опыт разработчиков систем мониторинга транспорта оказывается очень полезным», — добавляет она.
По оценкам НП «ГЛОНАСС», более 90% всего мирового навигационного рынка – это сегмент массового потребителя, сервисы и услуги, связанные с удовлетворением потребностей мобильных пользователей – пешеходов, автомобилистов. Именно эта тенденция определяет быстрый рост этого рынка и высокий интерес к нему со стороны бизнеса. На навигационном рынке все ожидают инновационный бум: появление новых продуктов и услуг, новых сервисов. Это обусловлено тем, что потребительская навигация находится на стыке нескольких высокотехнологичных отраслей: информационных сервисов, телекоммуникаций, микроэлектроники и др.