Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Как металлургическая компания растит предпринимателей в вузах

cropped-erg01-678x452

Наталья Демшина

В 2017 году в Казахстане появился новый проект. Он изменил жизни сотен молодых людей. Проект «Экосистема студенческого предпринимательства» работает в нескольких регионах страны — Павлодарской, Карагандинской, Актюбинской и Костанайской областях. Именно в этих регионах расположены промышленные предприятия компании ERG — инициатора проекта.

«Как быть конкурентоспособным в любой ситуации? Это и есть предприимчивость, это и есть предпринимательское мышление. Мы хотим, чтобы студенты в вузах становились такими же конкурентоспособными. Поэтому четыре года назад мы запустили проект студенческого предпринимательства, чтобы в городах, где находятся предприятия ERG, у молодых людей была возможность как пойти на работу к нам, так и создавать самостоятельно рабочие места и развивать регионы», — говорит председатель совета директоров ERG Александр Машкевич.

За четыре года проект Евразийской группы успел помочь нескольким сотням студентов казахстанских вузов и колледжей открыть свое дело. Перестроены программы учебных заведений, многие преподаватели смогли повысить профессиональную квалификацию и попробовать себя в качестве предпринимателей.

Идея появилась в 2017-м. Задачи, заявленные Eurasian Resources Group на старте проекта, сложные — трансформировать классические учебные заведения в городах присутствия ERG в предпринимательские, поддерживать и стимулировать экосистему предпринимательства и инноваций в регионе.

«Экосистема студенческого предпринимательства», по мнению авторов инициативы, призвана помочь выпускникам вузов и колледжей всегда оставаться на плаву и не бояться трудностей.

Эксперты Школы предпринимательства и инноваций ALMA U, партнера ERG, и Ассоциации друзей Тель-Авивского университета встречались с руководителями высших учебных заведений в регионах, где работают предприятия группы. Предлагали принять участие в реализации проекта, объясняли, как предпринимательские университеты способствуют улучшению экосистемы предпринимательства и инноваций.

По словам исполнительного директора школы Ксении Южаниновой-Караденизли, многие тогда этого не понимали: «Мы объясняли, что предпринимательство — это не продажи, а способ мышления, возможность создавать что-то новое, менять мир вокруг себя. И нам удалось убедить вузы и колледжи в том, что предпринимательское мышление — это другая молодежь, другие преподаватели. И через них, меняя им мышление, делаем регионы и страну лучше».

Зачем делать всех студентов предпринимателями?

На убеждение потребовалось немало времени и сил. По словам декана Высшей школы экономики Международного университета Астана, экс-директора Центра развития предпринимательства и инноваций ИнЕУ Зубираш Смагуловой, отношение к «Экосистеме студенческого предпринимательства» в университете сначала было сложным.

У многих преподавателей возникало сопротивление. Они не понимали, зачем делать всех студентов предпринимателями. «Пришлось доказывать, что новый курс — еще один способ научить преподавателей и учащихся критическому мышлению, дать возможность получить новые знания и навыки», — вспоминает Зубираш Смагулова.

По словам декана, в «Экосистеме» она увидела хороший шанс для молодежи, которая живет и учится в регионах Казахстана. Ведь новые тренды, проекты внедряются всегда в центральных городах. А молодым людям в регионах сложнее получить новые знания. Она уверена, что у проекта ERG большая перспектива.

Зубираш Смагулова наблюдает, как студенты и преподаватели вуза вовлекаются в проект, перестают бояться проявлять инициативу, становятся увереннее, предлагают идеи, как учить предпринимательству школьников и учащихся колледжей: «Горжусь, что сегодня мои студенты не останавливаются, продолжают развивать свои стартапы».

Сама Зубираш ценит уважение, сотрудничество и саморазвитие. Кроме преподавательской деятельности, она занимается творчеством, нумерологией. Планирует открыть бизнес-инкубатор для детей. И стремится во всем видеть позитив: «В жизни каждого из нас много трудностей. Важно уметь смотреть на любую ситуацию под разными углами, извлекать из каждого случая уроки».

Актуальные креативные идеи

С 2017-го по 2019-й в рамках «Экосистемы» ERG до этапа создания доведено несколько студенческих стартапов. Прошло несколько trackathon, летних школ предпринимательства (Boot camp), встреч, во время которых студенты презентовали готовые проекты и идеи, а также дорабатывали их с опытными менторами и трекерами. Некоторые стартапы получили грантовое финансирование от Евразийской группы.

В мае 2019 года в Костанае на форуме казаxстанско-российского молодежного сотрудничества «Волонтерство — социальный лифт молодежи» при поддержке партнеров Евразийская группа организовала Тrackathon. На площадке обсуждались и прорабатывались различные бизнес-идеи. 144 участника — студенты и преподаватели восьми вузов и одного колледжа из регионов — разделились на команды и активно участвовали в работе площадки.

Победители были приглашены в летний предпринимательский лагерь, чтобы детально проработать свои идеи и получить новые знания. ERG в дальнейшем профинансировала работу лагеря. Кстати, группа вложила деньги и в строительство Дворца молодежи, где проводился форум.

На форуме стартапы студентов-участников «Экосистемы» были представлены президенту Казахстана Касыму-Жомарту Токаеву. Руководитель республики заметил проект выпускника летней школы предпринимательства по созданию аксессуаров из войлока. Отметил, что студенты предлагают актуальные креативные идеи. Пожелал удачи в их воплощении.

«Ошибаться — это не плохо!»

Тренеры, эксперты и сенсеи проекта стремятся донести до студентов мысль о том, что ошибки вовсе не означают что-то плохое. Если заглянуть в истории многих успешных бизнесменов, станет очевидно, что им пришлось пережить немало неудач. И лучше воспринимать ошибки как опыт, без которого стать сильнее и мудрее просто невозможно.

«Я думаю, что менять мир нужно маленькими шагами, в этом случае происходит больше изменений. А также нужны любовь и страсть. Они есть абсолютно во всем: в нашей работе, учебе, в нашей жизни. Если нет любви к тому, что делаешь, ничего не получится», — подчеркивает Ксения Южанинова-Караденизли.

У Адилета Доштиярова, амбассадора проекта, выпускника АрГУ им. Жубанова, был неудачный опыт с первым стартапом — cвадебным салоном в Romance D’Art. Начав бизнес в 2019 году, в 2020-м он оказался в убытке из-за пандемии и локдауна: свадьбы отменялись, и наряды почти никто не покупал.

Тогда Адилет провел анализ рынка и открыл кинозал GRAND CINEMА А. Затраты были в пять раз ниже, чем на запуск салона, а выручка за месяц равнялась выручке свадебного салона за восемь месяцев. Предприниматель уверен, что школа обслуживания клиентов, которую компания прошла в первом стартапе, помогла достичь такого результата. Сейчас этот кинозал по уровню сервиса опережает другие в Актобе.

«Экосистема» — проект, который помог мне получить очень нужные знания, — говорит Адилет. — Я узнал, что такое техника SCRUM, понял, почему многие бизнесмены так быстро закрывают свои проекты. Но предприниматели — люди, которые не хотят проигрывать. Поэтому важно постоянно учиться и развиваться». Он уверен, что у тех, кто занимается предпринимательством, совсем другое мышление. Отговорить их от задуманного сложно: «Когда мои родители пытались меня остановить, у них ничего не получилось».

Молодой владелец прибыльного кинозала предпочитает равняться на тех, «кто круче… кто меняет нашу жизнь к лучшему»: «У них такие же руки-ноги, у меня тоже есть голова, глаза, уши. Значит, я ничем не хуже их! Поэтому не надо искать оправдания своему бездействию, нужно идти вперед».

«Думать на пять-десять шагов вперед…»

Первый же стартап амбассадора проекта, выпускника КИнЭУ Ильяса Азелханова стал удачным. Еще во время учебы в университете он узнал о конкурсе стартапов, объявленном «Экосистемой студенческого предпринимательства». Решил участвовать вместе со своей командой, которую считает главным условием успеха любого дела. Студенты предложили идею умной виртуальной книги для детей.

Став призерами конкурса, поехали в предпринимательский лагерь, организованный ERG. «Вот тогда я понял всю мощь проекта «Экосистема студенческого предпринимательства»: там было огромное количество талантливых студентов, грамотные лекции, работа в группах. Взрыв мозга!» — вспоминает Ильяс Азелханов.

Сейчас Ильяс вместе с единомышленниками издает умную азбуку Wow Alippe с дополненной реальностью, которую покупают частные детские сады. Компания занимается «оживлением» технических чертежей зданий: проект у разработчиков выкупил Центр инноваций ЖКХ города Нур-Султан. В работе участвуют нынешние студенты, которые и навыки получают, и деньги зарабатывают.

«Проект «Экосистема» научил меня думать на пять-десять шагов вперед, — говорит Ильяс. — Сейчас откладываю деньги на взрослую жизнь: машину, свадьбу, открытие цеха роботизированных систем, где студенты и предприниматели смогут собирать прототипы своих собственных разработок». Главное правило молодого предпринимателя — делать то, что нравится, что умеешь, не бояться знакомиться с теми, кто уже многого добился в жизни.

Для студентов и школьников

В 2020-2021-м проект реализуется в новом формате, однако цель та же — помогать молодым людям регионов, где работает ERG, развивать навыки предпринимательства и поддерживать экосистему предпринимательства и инноваций региона. Даже пандемия не помешала. Напротив, масштабы работы только увеличились.

В 2020 году совместно с Ассоциацией друзей Тель-Авивского университета ERG открыла школу предпринимательства для детей работников предприятий группы. Участие в пилотном проекте приняли школьники из Рудного, Аксу и Хромтау. В осенние каникулы 2021-го стартовал второй сезон школы — уже с привлечением детей из новых регионов.

В 2021-м многие преподаватели вузов-участников во время своих летних отпусков прошли курс «Введение в предпринимательство». Для студентов первых курсов запущен онлайн-курс «Предпринимательство в действии» — часть образовательной программы, нацеленной на расширение и «выравнивание» знаний учащихся в области предпринимательства.

Как говорит Ксения Южанинова-Караденизли, отличие курса «Экосистемы» от стандартного вузовского — в большем объеме практики. Задание нужно выполнить после каждого занятия и получить обратную связь от преподавателя.

Курс помогает студентам не только получать новые знания, но и налаживать связи со своими ровесниками, живущими в других регионах Казахстана. Возможно, в будущем они создадут совместные проекты.

Студенты вторых, третьих и четвертых курсов учатся в предпринимательской школе Big Ideas Camp. Прокачивают себя, получают инструменты и готовые чек-листы, которые помогают создавать стартапы, проекты и продукты.

Виктория Санюта, выпускница школы, прошедшая обучение в прошлом сезоне, говорит, что «научилась правильно строить бизнес-модель и узнала, что для этого нужно». Девушка открыла свой бизнес и сейчас является совладелицей бренда фруктовых чипсов Fruchos.

Для учеников школы планируется запустить Big Ideas Marathon, чтобы они могли предлагать бизнес-идеи и доводить их до логического конца.

«Всегда следовать за мечтой…»

1–3 октября 2021 года состоялось первое за последние полтора года офлайн-мероприятие проекта — Entrepreneurial MeetUp. В столице Казахстана, городе Нур-Султане, собралось 90 студентов и преподавателей из региональных университетов, чтобы обсудить интересные темы и тренды, развивать новые компетенции с высокой вовлеченностью и проактивностью каждого участника.

Первый день был посвящен презентациям стартапов. Участники рассказывали о результатах своей работы и дальнейших планах. Один из примеров — онлайн-школа программирования и дизайна ESchool, презентованная студентом из Актюбинского высшего политехнического колледжа Артемом Хайрулиным. Первые проекты команды были по искусственному интеллекту и выпуску пауэрбанков. «Но потом мы поняли: зачем что-то придумывать и выходить за рамки наших возможностей, если мы не умеем это делать, — сказал Артем Хайрулин. — В нашей команде все программисты, поэтому сосредоточились на том, что умеем».

По мнению выпускника Big Ideas Camp Ильяса Азелханова, для заработка можно не воплощать проект, а просто сделать востребованный продукт. Его опыт с первым стартапом, программой для полной 3D-визуализации здания при наведении на чертеж ARchitec, доказывает эту мысль.

На второй день мероприятия прошли мастер-классы и выступления известных в Казахстане предпринимателей. С участниками проекта своим опытом поделились председатель правления Евразийского банка Валентина Морозова, дизайнер бренда Aika Alemi и руководитель Kazakhstan Brand Incubator Айки Алеми, CDO BTS Digital Евгения Волкова, основатель казахстанского бренда постельного белья и магазина бунтарских украшений Енлик Тлепова.

Третий день прошел в обсуждении проектов, компетенций и опыта ведения бизнеса. Формат Speed Dating позволил пообщаться в неформальной обстановке с успешными предпринимателями, бизнесменами и топ-менеджерами различных компаний. Енлик Тлепова посоветовала молодым предпринимателям никогда не отказываться «от игры из страха совершить ошибку». Основатель бренда одежды Анастасия Романова порекомендовала всегда следовать за мечтой и никогда не слушать мнение других.

Тренинг на тему «Как перестать сомневаться в себе и стать предпринимателем?» провел Рафаель Тлепов, сооснователь BRO glasses, JOPS optic, Jumsaq home, D’Arc store, участник списка Forbes «30 under 30» 2019-го. Он объяснил, как найти подходящую нишу для запуска стартапа, протестировать гипотезы, сделать самый первый продукт и находить пути развития бизнеса.

Рекомендации по проверке своей идеи и поиску клиентов дал старший менеджер образовательных программ Astana Hub Даулет Беймурзинов: «Стартапы можно научиться делать, для этого не нужно рождаться гениальным человеком».

В третьем дне работы форума, кроме студентов, приняли участие преподаватели и работники вузов и колледжей из регионов. Учитель химии, тьютор и популярный блогер Улан Усенов рассказал, как любовь к химии и аниме помогла ему достичь прекрасных результатов в преподавании предмета школьникам: «Важно говорить с детьми на их языке, чтобы помочь понять сложные вещи».

Первые всходы

Сейчас агенты перемен проекта есть уже в каждом регионе Казахстана. Среди них Карагандинский медицинский университет, где врачей учат предпринимательскому мышлению. В Павлодарском педагогическом университете будущих школьных учителей обучают, как передать навыки предпринимательства ученикам.

Полученные знания большинство участников проекта применяет на практике, помогая изменять свои учебные заведения и целые города. Открывают новые бизнесы, создают рабочие места.

Как говорит Ксения Южанинова-Караденизли, организаторам хотелось бы, чтобы каждый год в регионах Казахстана появлялось по 500 стартапов. Однако главная задача на сегодня — создание среды для развития молодежи: «И я вижу, что у «Экосистемы» это получилось: проект сеет зерна, которые уже дали всходы. Сейчас один результат, но я верю, что через несколько лет будут совершенно другие цифры».

Справка

«Экосистема студенческого предпринимательства» — проект Eurasian Resources Group (ERG) по обучению студентов навыкам предпринимательства.

Реализуется с 2017 года. Участники — вузы-партнеры, расположенные в регионах Республики Казахстан, где работают предприятия группы. В числе партнеров «Экосистемы» Алматы Менеджмент Университет (Alma U) и Ассоциация друзей Тель-Авивского университета в Казахстане.

За четыре года тысячи студентов и преподавателей смогли получить новые знания и навыки предпринимательского мышления. Десятки молодых людей уже зарабатывают деньги на своих идеях.

Exit mobile version