Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Арктический образовательный потенциал

cropped-tum-5897-scaled-1-678x380

Промышленные предприятия испытывают кадровый голод, активно борются за каждого квалифицированного специалиста и, заглядывая вперед, готовят будущих работников, начиная со школьной и студенческой скамьи. Это значит, что у школьников и студентов появилась уникальная возможность вскочить в социальный лифт, который доставит их, как минимум, в устойчивое будущее, а как максимум – позволит сделать головокружительную карьеру.

Арктика: испытание ростом


Одно из самых перспективных карьерных направлений сегодня – работа в Арктике. Не стоит пугаться суровых испытаний, которые обещают устойчивые стереотипы об этом регионе. Во-первых, Арктика превращается в полигон новейших технологий, во-вторых, компании, которые развивают там свой бизнес, особое внимание уделяют обеспечению комфортной среды для своих сотрудников, в-третьих, новые пионеры Заполярья получат уникальный опыт, который в дальнейшем позволит значительно повысить их стоимость на рынке труда.


В регионе открываются новые предприятия, оснащенные самым современным оборудованием. По данным Росстата, объем выручки промышленных предприятий Арктики к 2021 году вырос на 6,5 млрд рублей по сравнению с 2016 годом и составил 11,1 млрд. Однако весь этот экономический подъем должен быть подкреплен достаточным кадровым ресурсом, который, к сожалению, сокращается по демографическим причинам. Каким образом эту проблему решают крупные компании и как ситуацией могут воспользоваться молодые люди, которые выбирают будущую профессию и, соответственно, учебное заведение, где ее можно будет поучить, рассмотрим на примере «Норникеля» – крупнейшего производителя цветных металлов, чьи основные активы расположены за Полярным кругом.

Уникальный шанс


Только в 2022 году в «Норникель» было принято 10 272 новых сотрудников, еще 5 700 сотрудников принято на временные рабочие места – вахта, практика, сезонные работы. Компания реализует масштабные инвестиционные проекты, в которые только в 2023 году она намерена вложить 327 миллиарда рублей. Горно-металлургический гигант проходит серьезное испытание ростом –специалистов не хватает. В среднем, на 2 сложные вакансии приходится 1 резюме.


Значит ли это, что претендентам на работу в такой компании, как «Норникель» не нужно предпринимать никаких усилий, полагая, что при отсутствии конкуренции среди специалистов, будут брать всех подряд? Конечно нет.

Дарья Крячкова, вице-президент по кадровой политике «Норникеля»


«Работа в «Норникеле» требует высокой профессиональной квалификации. Сложность заключается еще и в том, что набор компетенций, необходимый для работы на предприятии современного типа в Арктике, меняется весьма динамично. Это заставляет нас действовать проактивно. Мы готовы предоставить знания и ресурсы еще на этапе обучения, чтобы сделать процесс образования максимально ориентированным на результат», – говорит вице-президент по кадровой политике «Норникеля» Дарья Крячкова.


Таким образом, шанс стать сотрудником «Норникеля» велик, но за него нужно побороться. Впрочем, оно того стоит. Тем более, что компания создает оптимальные условия для молодых людей, которые серьезно относятся к своему будущему.

Четкий профессиональный маршрут


Разумеется, в этой ситуации жители Норильска и Мончегорска, где размещены активы компании, находятся в привилегированном положении. «Норникель» заинтересован в том, чтобы молодые люди остались здесь учиться, а затем и работать.


«Первая задача, которую мы решаем – привлечение детей в профильные учебные вузы и средние специальные учебные заведения и работа с их родителями. Мы решаем эту задачу через профориентацию детей, развитие цифровых компетенций детей и учителей, работу по профориентации с родителями, ведь именно они определяют выбор первой профессии ребенка», – поясняет Дарья Крячкова.


Мало вовлечь детей в профильное учебное заведение. Важно, чтобы они получили образование, которое позволит им в дальнейшем максимально быстро адаптироваться к работе в компании. «Норникель» активно сотрудничает с вузами-партнерами, внедряя в программы по внедрению в учебный процесс обучение профессиональным компетенциям, востребованным на своих предприятиях.


Например, совместно с Заполярным государственным университетом «Норникель» создал и протестировал обучающую модель, в которую интегрировали 12 профкомпетенций для специальности «Горное дело». Учебный процесс по обновленным программам уже запущен для студентов 1 и 2 курса.


Кроме того, в этом году студенты пятого курса, выбравшие специализацию «Подземная разработка рудных месторождений», осваивали компетенции «Норникеля» в рамках Дополнительного профессионального образования (ДПО) (проходка горных выработок, буровые работы и взрывные работы) и 10 из них уже успешно завершили прохождение итогового тестирования по профессиональным компетенциям.


«Мы не забываем и о стажировках преподавателей по нашим профильным специальностям. Они регулярно посещают наши производства, чтобы адаптировать образовательные программы под реальные производственные процессы. Такую стажировку регулярно проходят преподаватели Заполярного государственного университета и Сибирского федерального университета и других вузов», – рассказывает Дарья Крячкова.

Кратчайший путь


Интеграция профкомпетенций «Норникеля» также идет и по другим специальностям. Уже готовы несколько программ для дополнительного образования по направлению «Электроэнергетика».


В учебных заведениях Норильска планируется применение принципа «образовательного коридора» – траектория «колледж – вуз» обеспечивает преемственность высшего и среднего образования. В вузе предполагается сокращение учебной программы, которая дублируется с колледжем, а часы лабораторных работ в колледже пойдут в зачет при обучении в университете. В результате, образовательные пространства колледжа и вуза будет плавно перетекать из одного в другое.
Кстати, 90% выпускников Заполярного государственного университета Норильска в последующем трудоустраиваются на предприятия «Норникеля».

В максимальном приближении к реальности


Впрочем, «Норникель» не ограничивает свои интересы только Норильском и Мончегорском. Компания сотрудничает с более чем тремя десятками учебных заведений из 20 российских городов. При этом делает ставку на инновационные форматы взаимодействия. Еще в 2015 году «Норникель» первым в отрасли запустил кейс-чемпионат «Покорители Севера». Это открытый образовательный курс для будущих инженеров и специалистов в области бизнеса и управления. Его участникам в процессе обучения предлагалось решить реальные производственные задачи, а также получить знания, необходимые для развития в нашей компании параллельно с традиционной производственной практикой. Впоследствии этот проект стал флагманской образовательной программой работы со студентами. В 2022 году количество участников программы выросло почти на треть – получено более 2700 заявок, 387 человек завершили курс до конца.


«Норникель» стремится познакомить будущих специалистов с производством как можно раньше: чтобы они ещё студентами проходили практику на предприятиях компании, а дипломы защищали уже по проектам, связанным с реальным производством. Так, в компании проходит целевая подготовка студентов в рамках программы «Профессиональный старт».


«Мы везем студентов со всей страны для прохождения производственной и преддипломной практики. Каждому прикрепляется наставник, студент получает полноценную заработную плату и по итогу прохождения практики ему предлагается заключать договор о целевой подготовке. 60-70% участников «Профессионального старта» заключают такие целевые договоры. Но и после приема на работу мы ведем этих ребят отдельно. В течение года с ними работает наставник, они ведут проект, защищают его и получают возможность занять вышестоящую позицию в ускоренном режиме», – говорит Дарья Крячкова.


В 2022 году 911 студентов заявили об участии в программе, практику прошли – 447. 75% сотрудников, участвовавших в программе «Профессиональный старт», после года работы в должности рабочих переводятся либо на исполнение обязанностей РСС, либо на постоянную вакансию мастера, начальника участка.


Что важно: в 2022 году «Норникель» оказал помощь в переезде в районы Крайнего Севера более, чем 3 000 сотрудников из других регионов.

Развитие нон-стоп


Современная реальность такова, что полученного образования недостаточно, чтобы быстро вписаться в работу и стать успешным сотрудником крупной компании. Чтобы успевать за непрестанными инновациями, необходимо постоянно развиваться. «Норникель» создает все условия, чтобы молодой специалист смог оперативно адаптироваться в компании и при желании делать карьеру – как специалист или как руководитель. Сотрудник компании может даже получить дополнительную профессию.


«Корпоративный университет «Норникеля» проводит обучение более, чем по 700 программам подготовки и переподготовки. Наши последние находки – формирование образовательных треков, когда работник получает не одну, а сразу несколько смежных профессий, что позволяет ему становиться специалистов широкого профиля», – рассказывает Дарья Крячкова.


Для обучения используются самые современные способы: VR-тренажеры, подземная учебная шахта «Ангидрид», лин-лаборатории. Все это позволяет формировать цифровые компетенции и отчасти компенсирует недостаток текущих образовательных программ ВУЗов и СУЗов.


«Сейчас, когда наступила пора вступительных экзаменов и молодые люди уже сдали ЕГЭ мы хотим пригласить их поступать в наши профильные инженерные ВУЗы, средне-специальные учебные заведения, чтобы в будущем пригласить их на работу и вместе вносить значимый вклад в развитие потенциала Арктики, ведь что может быть важнее, чем быть лучшими в своей профессии, а «Норникель» поможет этого достичь», – рассказывает Дарья Крячкова.

Exit mobile version