Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Истории о женщинах «Полюса»: развитие, поддержка и новые возможности

Анна Кислицына

Создать условия для профессиональной реализации каждого сотрудника, предоставить возможности для развития уникальных талантов, сформировать поддерживающую среду — приоритеты кадровой политики компании «Полюс». Особую значимость эти аспекты приобретают, когда речь идет о преодолении гендерного, возрастного и других видов неравенства. Так, «Полюс» уже многие годы ведет системную работу по поддержке женщин, нашедших свое призвание в золотодобывающей отрасли в самых разнообразных должностях.

Мы продолжаем цикл статей о сотрудницах «Полюса», связавших свою жизнь с золотодобывающей промышленностью и искренне увлеченных своим делом (ознакомиться с предыдущими статьями цикла можно в № 1 (80), март 2024, и № 2 (81), май 2024, журнала «Глобус»).

«Меня завораживает карьер»

В компанию «Полюс» Анастасия Аторва пришла пять лет назад, почти сразу после окончания Сибирского федерального университета. Получив образование на факультете «Организация перевозок и управления на транспорте», девушка получила возможность для оттачивания своих навыков в области логистики сначала в должности оператора по обработке путевой документации, а позже — в качестве диспетчера вспомогательной техники центра управления производством. Впрочем, как признается сама Анастасия, масштаб процессов на ГОКе превзошел все ожидания.

— В институте нас обучали диспетчеризации и организации перевозок, но по большей части это касалось стандартных перевозок по маршруту или пассажирских потоков, — вспоминает она. — А диспетчер вспомогательной техники, по сути, находится в эпицентре всего происходящего на ГОКе: это и своевременная подача вахтовых автобусов, расстановка приоритетов для маршрутов технологического транспорта, управление автовышками, автокранами, водовозками… При этом мы работаем еще и в связке с «Полюс Логистикой», единым диспетчерским центром, например, по оперативным вопросам замены транспорта при поломке и прочих ситуациях.

В обязанности Анастасии также входят оповещение оперативных служб и руководителей о происшествиях, произошедших на территории производства (аварии, травмы и пр.), ведение документации, включая отчетность, взаимодействие с другими подразделениями по транспортным вопросам и пр. Несмотря на широкий функционал, девушка отмечает, что нервного напряжения во время рабочего дня почти не ощущает — центр управления производством работает слаженно и спокойно, с соблюдением инструкций, а диспетчеры, даже с разных участков, всегда готовы прийти друг другу на помощь.

Кроме слаженного и дружелюбного коллектива, Анастасия выделяет и возможности для развития:

— Каждый день я учусь чему-то новому — просто в процессе работы, когда начальник ставит какую-либо задачу, или когда приходит новая техника, или когда внедряется новая программа. В целом, если есть желание, на нашем предприятии можно вырасти из диспетчера до ведущего инженера, а может, и до еще более высокой должности. Я понимаю, что, проработав еще несколько лет, я смогу стать, например, инженером или занять должность диспетчера экскавации, главное — трудиться как следует.

Анастасия подчеркивает, что на предприятии созданы все условия для комфортного проживания. Тем не менее вахтовый режим работы легким девушка назвать не может — жизнь «на два мира» порой имеет свои минусы. Впрочем, их с лихвой окупают впечатления.

— Меня завораживает карьер, завораживают эти «большие машинки», которые ездят по нашим дорогам, — признается она. — Это так здорово, это такой масштаб! Я бы всем девушкам, которые пытаются решиться на работу в горной отрасли, посоветовала хотя бы попробовать — посмотреть на эту красоту, познакомиться с людьми, попробовать себя в деле. «Полюс» дает классный старт!

«Диспетчерская — «мозг» карьера»

Диспетчером на одном из предприятий «Полюса» трудится и Людмила Копылова, но ее «подопечные» покрупнее — это большегрузная техника, самосвалы и экскаваторы. Главной задачей диспетчерской команды, как рассказывает Людмила, является рациональное распределение техники и минимизация простоев — в этом сотрудникам помогают современные технологии.

— У нас внедрена специализированная система, оснащенная программным обеспечением, — поясняет она. — С помощью программы мы можем отследить каждую единицу техники: ее статус, загруженность, участок, маршрут и так далее. С помощью данного ПО мы ведем всю работу с парком нашей техники, а помимо этого, конечно, остаемся на связи с водителями, с руководителями, с другими подразделениями.

Первые два года Людмила проработала оператором диспетчерской службы, а после, почувствовав уверенность в своих силах и стремление к новым знаниям и обязанностям, попробовала себя в роли диспетчера. Не исключает она и возможности дальнейшего роста: в «Полюсе» есть много возможностей для обучения и повышения квалификации, а кроме того, действует внутрикорпоративная программа, благодаря которой можно перевестись на подходящую должность на другом предприятии компании.

Впрочем, пока Людмила вполне довольна своей профессией:

— Диспетчерская — это «мозг» карьера, место, где отслеживаются все операции, место, откуда технике поступают команды. Здесь так много интересных задач! Моя работа учит тому, чтобы строить «жизнь без простоев». Каждая рабочая смена — своего рода вызов: есть план, который нужно выполнить, а лучше — перевыполнить, есть показатель по простоям, который я всегда отслеживаю. Если удалось закончить смену с минимальными простоями — это повод для профессиональной гордости. Я знаю, что мои коллеги тоже всегда стремятся улучшить этот результат.

О коллективе Людмила отзывается с теплом: вспоминает, что поначалу коллегам-мужчинам было немного непривычно слышать женский голос в эфире, но потом все вошло в свою колею. Вне работы сотрудники предприятия могут собраться для интересного активного досуга — за игрой в бильярд или настольные игры, на выездном представлении, а в хорошую погоду — собраться на шашлыки в небольшом парке при предприятии. Впрочем, погода в этих краях балует редко — суровый климат Людмила называет единственным минусом работы.

— Зимой очень холодно, бывает и до -45 оС — скажем так, погода не для прогулок. Но в остальном — сплошные плюсы! «Полюс» дает много возможностей — это и зарплата, и обучение, и возможность работы бок о бок с настоящими профессионалами, людьми, увлеченными своей профессией, которые всегда направят тебя и поддержат твои лучшие инициативы.

«В вопросах безопасности компромиссов нет»

Ирина Масенцова, выпускница Сибирского федерального университета по специальности «Экология природопользования», трудится в «Полюсе» уже шесть лет. Начало работы в компании у женщины совпало с началом другого важного трудового этапа — перепрофилированием: после профессиональной переподготовки Ирина стала специалистом в области охраны труда. В этой должности она четыре года работала в «Полюсстрое», а после перешла в дирекцию по охране труда «Полюс Красноярск».

— Моя должность предполагала работу с регламентами, — вспоминает Ирина. — Это то, что принято называть «женской» работой: ведение документации, отчетности, проверка и контроль. Однако мне всегда нравилось ставить самой себе вызов, поэтому я попросила руководителя о выезде на производство в составе комиссии. Если честно, в первый раз было очень волнительно, но рядом со мной были опытные наставники, профессионалы своего дела. И я ни разу не пожалела о том, что решилась на командировки — ведь, не побывав на производстве, не окунувшись в эту атмосферу, нельзя ни написать толковую инструкцию, ни разработать рабочий, а не формальный регламент.

Сейчас Ирина занимает должность старшего специалиста по охране труда, хотя при этом обладает знаниями и навыками сразу в нескольких областях: охране труда, экологии, промбезопасности. Впрочем, это вполне соответствует духу дирекции, в которую, помимо отделов по перечисленным направлениям, входят еще и пожарная охрана, и санитарно-промышленная лаборатория. Ирина, кроме разработки документации, проведения проверок на местах, ведения сопутствующей отчетности, также занимается обеспечением сотрудников СИЗ, участвует в технической оценке поставщиков, планировании ресурсов на мероприятия по ОТиПБ. Также она курирует направление по развитию культуры безопасности в компании.

— Вопросы безопасности и охраны труда требуют большой ответственности, — подчеркивает Ирина. — Это та область, в которой не может быть компромиссов, не может быть поблажек. Сейчас вся наша компания работает на одну цель — нулевой травматизм. И в последние два года благодаря всем нам, не только нашей дирекции, но и сотрудникам и руководителям всех предприятий уровень травматизма уверенно снижается.

Достижению главной цели, по словам Ирины, способствует и постоянное внедрение новых практик и инициатив. Это позволяет предвосхищать некоторые риски, а также развивает компетенции специалистов. Как отмечает женщина, в «Полюсе» стагнация почти невозможна — команда все время вырабатывает новые идеи, которые разбавляют рутину. Таким, например, стал проект по организации внутренних тренингов в области охраны труда — по словам Ирины, такой формат позволяет и развивать навык публичных выступлений, и своевременно получать обратную связь от сотрудников различных подразделений.

— Мне очень нравится, что рост, развитие компетенций в «Полюсе» не останавливаются никогда, — делится она. — Мы все время делаем что-то новое, всегда стараемся найти наилучшее применение отработанным практикам.

«Полюс» — это любовь с первого взгляда»

В горной отрасли Наталья Самигуллина, генеральный директор Многофункционального Центра «Полюс» (МФЦ), работает уже более 18 лет. Двенадцать из них она трудилась в одном из крупнейших горно-металлургических холдингов, ПАО «Северсталь», а шесть лет назад стала частью команды «Полюса». Как вспоминает Наталья, это была «любовь с первого взгляда» — предложение о работе она приняла в первый же день.

— Шесть лет назад в компании началась глобальная трансформация корпоративных процессов, и я стала частью команды, которой доверили этот сложный процесс, — рассказывает она. — Во мне очень откликался этот дух изменений, улучшений, стремления к максимальному эффекту. И «Полюс» обеспечил мне очень яркий старт.

Сейчас МФЦ обеспечивает поддерживающие процессы «Полюса»: кадровые, бухгалтерские, IT, АХО, экспертизу, геологии — всего в компетенции входят 18 направлений. Как отмечает Наталья, главная задача Центра — разгрузить специалистов, которые ведут работу непосредственно на месторождениях, от непрофильной деятельности и позаботиться об их комфорте: обеспечить начисление заработной платы, корпоративной связи, необходимых материальных ресурсов. Сама она, как генеральный директор, в каком-то смысле делает то же для своих сотрудников:

— Я координирую работу своих сервисных подразделений. Моя задача — обеспечить им «bed and breakfast», т. е. комфорт в плане задач и понимание того, куда мы движемся и как мы этих целей будем достигать. Важно, чтобы все были вовлечены в процесс, понимали цели и при этом, не напрягаясь, выполняли стратегию, определенную управляющей компанией. При этом мы достаточно свободны в своих действиях и можем сами определять свои задачи, направления и приоритеты.

Как признает Наталья, работа МФЦ — почти круглосуточная: график работы ненормированный, так как требуется коммуникация со всеми подразделениями «Полюса», от Магадана и до Москвы. Однако, по ее мнению, результаты усилий себя оправдывают: за свой сравнительно недолгий срок работы Центр успел завоевать признание профессионального сообщества — например, был признан лучшим в России в области кадров, завоевал награды за внедрение электронного документооборота, а в прошлом году финансовый директор МФЦ стала победительницей в номинации «Прорыв года» престижной премии «Талантливая женщина в современной индустрии».

— «Полюс» — это история про развитие, — подчеркивает Наталья. — Сейчас, например, у нас курс на эффективность — это очень интересный и многогранный вызов. Поэтому для меня «Полюс» — место, где я могу постоянно учиться. И это знания не просто ради знаний, а именно повышение профессиональных навыков. Занимая достаточно высокую позицию, я вижу развитие в расширении сфер деятельности и расширении компетенций. И я знаю, что в тот момент, когда компания скажет: «Нужно сделать!», моих знаний, опыта и навыков будет достаточно для того, чтобы выполнить поставленные задачи.

Выпуски подкастов «Женское это дело» доступны на сайте радио «Комсомольская правда», а также на Apple Подкастах, Яндекс Музыке, Castbox

Exit mobile version