«Объемы производства СПГ в Якутии в ближайшие два-три года планируется увеличить до 30–40 тыс. т. В среднесрочной перспективе — строительство среднетоннажного производства. Основной ресурсной базой для создания новых производств станет уже действующее Средневилюйское месторождение. Но рассматривается и возможность развития Отраднинского месторождения в Ленском районе в связке с Алданским газовым кластером», — говорит Максим Викторович Терещенко, министр промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).
Запуск первой очереди нового завода по производству СПГ в Центральной Якутии намечен на 2023 год. Произведенный здесь и на других предприятиях республики сжиженный природный газ будет использоваться для котельных и газификации домов в якутских селах, заправки транспорта, поставки в соседние регионы, экспорта в Китай и Монголию.
— Максим Викторович, в Республике Саха (Якутия) разработана Программа потребления сжиженного природного газа до 2030 года. Каковы ее основные направления?
— Проект программы подготовлен министерством промышленности и геологии республики совместно с министерством ЖКХ и энергетики, компаниями, которые занимаются производством сжиженного природного и сжиженного углеводородного газа, администрациями муниципальных образований.
Рассматривается несколько направлений применения СПГ: газификация котельных, автономная газификация населенных пунктов, использование в качестве топлива для транспорта (автомобильного, железнодорожного и в перспективе — речного с запуском Жатайской судоверфи).
Предложено перевести на газ котельные ряда населенных пунктов Хангаласского, Мегино-Кангалакского, Таттинского, Чурапчинского, Амгинского, Горного, Вилюйского, Верхневилюйского и Усть-Алданского улусов.
Проведены обсуждения с руководителями угольных, золотодобывающих и нефтегазовых компаний, где рассматривалась возможность перевода большегрузной техники, вспомогательного транспорта на СПГ, метан, пропан-бутан. Есть понимание сроков и объемов потребления. Такое решение поможет не только сэкономить на эксплуа-тации автомобильного транспорта, но и повысить его экологическую безопасность.
— Какие шаги по газификации удалённых от газотранспортных магистралей населённых пунктов республики планируется предпринять в ближайшее время?
— Якутия — один из немногих субъектов, которые давно самостоятельно ведут газификацию. В республике уже газифицировано более 100 населенных пунктов. В ближайшие годы газ начнет приходить в села и города вдоль «Силы Сибири». Но у нас есть села, удаленные и от республиканской газовой структуры, и от газопровода «Газпрома». И их жители давно задают вопрос, когда будет газ, поскольку это другой уровень жизни и другие возможности для развития села.
Вопрос нашел отражение в послании главы Якутии государственному собранию. На 2021 год запланировано начало реализации пилотного проекта по переводу на СПГ котельной села Качикатцы. После внесения корректировок в бюджет начнется разработка проектно-сметной документации.
Автономная газификация населенных пунктов предполагает использование не только сжиженного природного газа, но также СУГ — сжиженного углеводородного газа, объемы производства и потребления которого растут в республике в последние годы. Это позволит существенно снизить затраты на энергообеспечение поселений в условиях Крайнего Севера.
— За счёт каких источников планируется газифицировать села Якутии?
— С 2016 года в республике действует свое малотоннажное производство СПГ: в 2020 году его производственная мощность достигла 12 тыс. т, но объемы производства растут медленнее. Для реализации программы потребления сжиженного природного газа этого недостаточно. Верхняя планка, устанавливаемая проектом по потреблению к 2030 году, — 100 тыс. т. Для баланса спроса и предложения мощности планируется вводить очередями. Объемы — это и более конкурентная стоимость газа.
Для достижения цели планируется осуществить ряд инвестпроектов. Сейчас с компанией «Атомэнергомаш» прорабатывается вопрос строительства нового завода по производству СПГ. Ее специалисты участвовали в подготовке перечня населенных пунктов для перевода на сжиженный природный газ.
Реализация возможна в партнерстве с другим инициатором. В качестве базовой площадки для строительства завода компания рассматривает участки рядом с Якутском. Транспортировать газ от месторождения планируется по газопроводу республиканской компании. Уже понятна экономика проекта. Общая мощность двух очередей планируется на уровне 60 тыс. т.
«Сахатранснефтегаз» заказал проект строительства установки производительностью 25 тыс. т в год с привлечением известного проектировщика в области криогенной техники — ПАО «Криогенмаш». Ожидаем документ уже в этом году. Далее — строительство.
ПАО «ЯТЭК» изучает с консультантами возможность реализации малотоннажного СПГ в пос. Кысыл-Сыр в размере 10–20 тыс. т. Это решит задачу автономной газификации Вилюйской группы улусов. Надеюсь на положительный результат.
ООО «СПГ», имеющее опыт производства и даже поставок на экспорт, планирует в рамках 1-й очереди выйти на объем до 90 тыс. т СПГ. Далее в планах инициатора выход на среднетоннажное производство.
Достижение этих целей поможет не только обеспечить сжиженным природным газом населенные пункты республики, но и поставлять продукцию соседним регионам и экспортировать.
— Если говорить об использовании природного газа в качестве газомоторного топлива, то какие стимулы для развития этого направления сегодня предлагаются в Якутии?
— В республике реализуется комплекс мер, направленных на стимулирование применения природного газа для автотранспорта. В 2020 году правительство и депутаты республики одобрили введение налоговых льгот на транспортный налог для физических, юридических лиц и ИП. Налог снижен на 50 % для автотранспорта, работающего на газе — сжиженном (СПГ), пропан-бутане (СУГ), метане/компримированном природном газе (КПГ).
В 2020-м установлена льгота по налогу на имущество для организаций, задействованных в развитии газозаправочной инфраструктуры. Теперь налог на имущество для них составляет 0 %. Думаю, это хороший стимул для инвесторов.
Разработаны порядки субсидирования перевода транспортных средств на природный газ, строительства газозаправок и приобретения передвижных автомобильных газовых заправщиков. Ведем подготовку к льготному переводу сельскохозяйственной техники в пилотных Хангаласском и Намском районах, определенных главой Якутии А. С. Николаевым.
С марта 2021 года введены льготы для участников конкурсов с техникой на газомоторном топливе на предоставление услуг перевозок на межмуниципальных маршрутах. Оказывается содействие в решении вопросов подключения заправок к инфраструктуре, проводятся консультации по приобретению техники на газе по льготным расценкам для Дальнего Востока. Это мотивирует предпринимателей переходить на газомоторное топливо.
Как пример, в Якутске предприятие, занимающееся муниципальными перевозками пассажиров, уже перевело всю свою технику на газ. Экономический эффект очевиден. Недавно еще один из предпринимателей перевел свои самосвалы в Покровске и Нижнем Бестяхе на СПГ.
В январе 2021-го министерством промышленности и геологии Якутии передан на рассмотрение депутатов законопроект о предоставлении земельных участков под объекты производства, реализации газомоторного топлива и центры переоборудования автомобилей под такое горючее без проведения торгов. Это позволит не создавать ажиотажа, когда при проведении аукциона цены на землю искусственно завышаются. Предлагается передавать эти участки инвесторам в газозаправочную инфраструктуру, которые предоставят конкретные проекты. Это выгодно и предпринимателям, и муниципальным образованиям, и гражданам. Инвестор получает возможность быстрее реализовать проект и не платить лишние банковские проценты, а значит, не завышать цены на топливо.
И это еще не все. Сейчас с администрациями муниципальных образований отрабатывается вопрос применения пониженных налоговых ставок на земельный налог и размера арендной платы для газозаправочных станций.
В марте 2020 года было проведено большое техническое совещание, куда были приглашены главные инженеры предприятий, работающих в этой отрасли, и представители крупных компаний, заинтересованных в ее развитии («АЛРОСА», РНГ, «Газпром» и др.). Обсуждалось, где на территории Якутии следует размещать газозозаправочные станции, чтобы их услуги были востребованы в соответствии с транспортными потоками. Сейчас мы готовы предложить инвесторам конкретные земельные участки с кадастровыми номерами, отвечающие требованиям по категориям земель, приближенные к газотранспортной и автодорожной инфраструктуре. А также оказываем всяческое содействие желающим открывать газозаправочные станции.
Системный подход отмечен Министерством энергетики РФ и Национальной газомоторной ассоциацией. А конечная цель всей этой работы — не только уменьшить затраты на эксплуатацию автотранспорта, северный завоз, сдерживать рост цен, но и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.
Инвесторам в газозаправочную инфраструктуру Якутия предлагает комплексную поддержку.
— В качестве поддержки перевода автотранспорта на природный газ можно рассматривать и автопробег на газомоторном топливе «Из Питера в Мирный», который состоялся осенью 2020 года и прошёл по территории двадцати российских регионов. Что показал пробег, какие выводы были сделаны?
— Инициатором проведения автопробега выступила компания «АЛРОСА», а республиканское правительство в лице минпромгеологии сразу же поддержало эту идею. По итогам подготовки поддержка была получена и в Министерстве энергетики РФ, Национальной газомоторной ассоциации, компании «Газпром газомоторное топливо». Участвовали в автопробеге машины компаний «АЛРОСА», «Саханефтегазсбыт», «Тайрмен Групп».
Важную поддержку оказали компании «РНГ», «ЯТЭК», «Железные дороги Якутии», «Сахатранснефтегаз», «Раритэк». Мы очень благодарны за поддержку жителям и руководителям 21 региона, через которые проходил автопробег.
Один из выводов, сделанных по его итогам, — газозаправочную инфраструктуру необходимо развивать комплексно. В стране есть участки, где ГЗС нет, и эти болевые точки мы обозначили.
Направлено совместное обращение в адрес федерального Министерства энергетики от четырех регионов — инициатора Якутии, Иркутской и Кемеровской областей, Красноярского края. В нем предложена идея комплексного проекта развития газозаправочной инфраструктуры через их территории, формирование коридора газозаправочной инфраструктуры.
Например, на западе Якутии многие предприятия завозят большие объемы грузов по автозимникам: формируется мощный поток грузовых автомобилей. И наличие ГЗС с реализацией планов
строительства новых заправок в Республике и Иркутской области, Красноярском крае, Кемеровской области создаст все предпосылки к тому, чтобы заинтересовать крупных перевозчиков и ИП перевести свой автотранспорт на газ.
Часть пробега по южной ветке, но уже на пропан-бутане, — из Южной Якутии до Якутска подтвердила выводы, сделанные на техническом совещании в марте 2020 года. Места строительства газоавтозаправочных станций определены верно.
Важный момент для владельцев личного автотранспорта: на топливо для легкового автомобиля, проехавшего на газе от Москвы до Якутии, было потрачено немногим больше… 5 тыс. рублей! Это в несколько раз меньше, чем при использовании бензина.
Автопробег наглядно продемонстрировал, что в список регионов, где федеральное правительство планирует развивать сеть газозаправок, стоит включить не только центральные районы, но и районы Дальнего Востока и Сибири. Здесь тоже живут люди, работает много крупных компаний, при этом самая высокая стоимость топлива в стране! И вопросы экологии весьма актуальны.
— Планируется ли в будущем проводить подобные мероприятия?
— Да, такие планы есть. Этот вопрос уже обсуждается с компанией «АЛРОСА» и Национальной газомоторной ассоциацией. Нужно определить периодичность — каждый год или раз в два года. Рассматриваем вовлечение и новых регионов.
— Как отметил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин, в глобальном масштабе сегодня наблюдается рост спроса на природный газ, особенно в сжиженном виде. Как вы считаете, в ближайшее время торговля СПГ может занять доминирующее положение на мировом газовом рынке?
— Я думаю, все предпосылки для этого есть. Первое — производство СПГ в мире растет, соответственно, увеличивается и предложение, создаются новые альтернативные точки производства. Второе — перевод котельных с мазута, нефти, угля на природный газ создает необходимые условия для улучшения состояния окружающей среды.
Кроме того, активно развиваются технологии, способствующие удешевлению производства и транспортировки СПГ. Большая протяженность сухопутной границы с крупнейшим мировым потребителем природного газа — Китаем, а также возможность поставок продукции морским транспортом обеспечивают хорошие перспективы экспорта продукции и из нашей страны за рубеж.
Росту продаж СПГ также способствует увеличение ресурсной базы. Например, на территории Якутии, в Ленском районе, в 2020 году компанией «РНГ» открыто новое крупное газоконденсатное месторождение. Его начальные извлекаемые запасы, согласно оперативному подсчету, составляют около 27 млрд кубометров.
Другое крупное открытие, сделанное тоже в прошлом году компанией «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», — газоконденсатное месторождение в Олекминском улусе с запасами, по предварительной оценке, около 75 млрд кубометров газа и около 1,4 млн т — газового конденсата.
— Якутия располагает серьёзной ресурсной базой для производства СПГ. Есть ли шансы, что республика станет одним из лидеров среди российских регионов в этой сфере?
— Наша задача — не выйти в лидеры, а стать востребованным центром по производству СПГ. Это значит, что для реализуемых проектов есть рынок сбыта: внутренний в республике, в соседних регионах, за пределами России. То есть мы сможем не только создать новые рабочие места, но и обеспечить людей работой на долгосрочную перспективу. Развить новые производства.
Беседовала Наталья Демшина