Беседовала Анна Кислицына
Перемены, связанные с международной обстановкой, поставили перед участниками горнодобывающей промышленности России ряд стратегических задач, от успешного решения которых зависит не только будущее отрасли, но и устойчивость всей экономической системы страны. О главных приоритетах для недропользователей и производителей оборудования, ближайших перспективах горнодобывающего сектора страны и важности развития кадрового потенциала нашему изданию рассказал Анатолий Никитин, к. э. н., исполнительный директор ассоциации НП «Горнопромышленники России», член коллегии Высшего горного совета России, действительный член Академии горных наук.
— Анатолий Юрьевич, в последние месяцы горнодобывающая отрасль России, впрочем, и другие, столкнулась с рядом трудностей, вызванных геополитической ситуацией. Какое влияние все происходящее оказало на недропользователей?
— Безусловно, за этот короткий период произошло немало перемен: во-первых, большинство руководителей и собственников российских горнодобывающих компаний столкнулись с санкционными ограничениями, которые привели к проблемам со сбытом. В частности, под санкции попал ряд металлов, например золото, экспортные объемы которого составляют 350 т в год. Во-вторых, даже сферы, не затронутые санкциями, столкнулись с сопутствующими логистическими проблемами, что в итоге привело к падению объемов поставок: к примеру, для сектора химических удобрений снижение составило 7 %.
Под ударом оказалась и угольная промышленность. По оценкам экспертов, угольное эмбарго уменьшит выручку от экспорта на 8 млрд евро. Безусловно, были найдены и новые потребители, однако нужно понимать, что при продаже угля большое значение имеет логистика и цепочка поставок: чем ближе находится покупатель, тем больше рентабельность производства.
При этом повода для паники нет: сектор добычи полезных ископаемых относится к высокомаржинальным, с показателем чистой прибыли в 50 % и выше. У наших добывающих компаний большой запас прочности, и, несмотря на неизбежное снижение эффективности бизнеса в текущих обстоятельствах, их ресурсов хватит как минимум на 10 лет. К тому же нужно помнить, что и санкции не вечны: негативные прогнозы говорят о том, что текущее положение дел сохранится в течение 10–15 лет, но есть и более оптимистичные сценарии. Отдельные эксперты утверждают, что даже при падении объема поставок за 2–3 года мы пройдем «яму», и тогда постепенно начнется рост и восстановление.
— Это касается и производителей горного оборудования?
— С машиностроением ситуация немного другая: здесь 2–3 года необходимо только для создания производства, даже небольшого. Сейчас в России доля иностранного оборудования, используемого в горнодобывающей промышленности, составляет около 80 %. Разумеется, этому есть много причин, одна из них — то влияние, которое оказали на отрасль 90-е годы, когда машиностроение не успело выйти на новый, современный уровень. В то же время на наш рынок поступали предложения как от именитых компаний Канады, США и Австралии — стран, где был отлично развит добывающий сектор, так, чуть позже, и от китайских производителей, где высокими темпами шло создание крупных заводов.
Но это не значит, что нужно опускать руки. Будет целесообразно перенять опыт автомобилестроения: начинать со сборочного производства, сотрудничать с дружественными странами, а после понемногу локализовывать у себя сборку и производство различных узлов. При этом на каждом этапе этого процесса необходимо проводить мониторинг и совершенствование: выявлять появившиеся проблемы, получать обратную связь от потребителей, вырабатывать эффективные решения. Главное — чтобы предприятия машиностроения знали точную номенклатуру востребованных запчастей, комплектующих и оборудования. Тогда они смогут направить свои ресурсы, интеллектуальные и финансовые, на развитие этих направлений.
— Сложилось ли такое понимание в течение прошедших месяцев? В каких секторах у нас наиболее высока зависимость от импорта, а в каких, напротив, уже существуют проверенные отечественные решения?
— Вопросы импортозамещения начали прорабатываться еще с 2014 года. Да, не все верили в то, что ситуация сложится так, как она сложилась в конечном итоге, но работа шла, и при том серьезная: проводились и мониторинг, и выявление потребностей заказчиков, и оценка текущих возможностей производителей. В итоге это позволило Министерству промышленности и торговли создать свой, очень полезный в текущей ситуации сервис — «Биржу импортозамещения». Внимание к теме заметно и с позиций различных общественных объединений. Подобный ресурс также создали, например, и судостроители.
Мы, как отраслевая ассоциация горнопромышленников, взяли на себя задачу разработки специализированной платформы — фактически маркетплейса добывающей промышленности. Данный ресурс совместит в себе онлайн-каталог производителей и поставщиков оборудования и сервисы решений и услуг, с проверкой репутации и аудита. Новое решение позволит объединить участников отрасли, закупочные процедуры и документооборот в единой базе данных, что, безусловно, снизит риски для заказчиков и в целом будет способствовать здоровой конкуренции и синергии в принятии экспертных решений.
Если говорить предметно о секторах машиностроения, то наиболее безболезненно процесс импортозамещения пройдет в области обогатительного производства и рудоподготовки. Все, что относится к оборудованию для обогащения, флотации, сгущения, включая насосную и фильтрационную технику, сегодня производится у нас в России. При этом рынок достаточно конкурентный: есть несколько очень развитых, именитых компаний для каждого вида оборудования, а в целом по стране в данном направлении работают более сотни производителей.
Есть, конечно, и области, где сейчас невозможно заместить импорт в необходимых объемах: это подземные буровые машины, погрузочно-доставочные машины, малогабаритные самосвалы. Также техника для открытых карьерных работ, например, экскаваторы — впрочем, опыт их создания есть у ПАО «Уралмашзавод», и их задача сегодня — наращивать производство, чтобы обеспечить рынок.
Сложно будет заместить и электронику: микрочипы, системы автоматизации. Ведь сделать железо не так сложно, и можно повторить состав сплавов, но с электроникой потребуется время.
— Какими ресурсами, на ваш взгляд, сегодня обладает отечественное машиностроение, чтобы успешно справиться с возникшими вызовами?
— Во-первых, за последние 30 лет в условиях рыночной экономики наши предприниматели успели пройти большой путь. Люди активные, идейные получили необходимый опыт и сейчас могут оценить появившиеся возможности и с успехом приспособиться к новым условиям.
Во-вторых, наша промышленность рождает прекрасных инженеров, опытных, творческих, инициативных. К тому же отечественные производители ставят во главу угла долгосрочные партнерские отношения, делают большую ставку на сервис, поддержку, качество обслуживания своего оборудования. Все это развито, все это есть, и на это можно опираться, но на развитие потребуется время.
Впрочем, главный вопрос останется в сохранении золотой середины: разработать и произвести можно что угодно, но при этом необходимо обеспечить и нужные объемы, и конкурентную цену. К тому же требуется соблюдать баланс — в рыночных условиях нецелесообразно самостоятельно производить все детали, до последнего болта, а ведь рентабельность производства должна позволить предприятию развиваться.
— Как НП «Горнопромышленники России» будет помогать недропользователям и другим участникам отрасли справляться с возникшими трудностями? В чем вы видите свою главную задачу?
— Ситуация сейчас меняется очень быстро, и наша задача — реагировать оперативно. Мы плотно работаем с правительством, с региональными администрациями, комитетами Государственной думы, ведомствами, органами исполнительной власти. Вместе мы формируем меры поддержки, вырабатываем решения и проверяем их на практике, обязательно получаем обратную связь как от недропользователей, так и от производителей. Необходимо разрабатывать эффективные мероприятия, которые позволят предприятиям развиваться: осваивать новую для себя номенклатуру, создавать новые промплощадки, наращивать мощности производства.
Наш долг — стать той стороной, которой участники рынка могут доверить свои проблемы. Мы вырабатываем совместные решения и пути по преобразованию запросов отрасли в соответствующие законы, меры поддержки, определяем новые возможности для всех участников рынка.
Большая работа сегодня проводится для поддержки малого и среднего бизнеса. Например, многие компании, перешагнув планку в 2 млрд, сталкиваются с проблемой — это та черта, за которой заканчиваются меры господдержки, но предприятия еще не успевают приобрести статус системообразующих. Мы предлагаем сейчас поднять этот порог, чтобы компании не попадали в стагнацию и получали больший простор для развития.
У нас регулярно проходят заседания Высшего горного совета, где обсуждаются наиболее приоритетные вопросы — какие-то из них решаются совместно с ведомствами, какие-то выливаются в новые законодательные инициативы. Конечно, не все, что мы предлагаем, принимается — для этого есть ряд причин, и вполне резонных. Однако важно, что у нас идет живая работа, к нам прислушиваются, нас слышат, и работа нашего партнерства приносит результат: как минимум 60 % наших предложений получают воплощение в реальных делах, будь то законодательная практика или крупное отраслевое мероприятие, как «ГОРПРОМЭКСПО».
— Какие ближайшие изменения придут в отрасль благодаря вашим инициативам?
— На самом деле работа над предложениями по совершенствованию законодательства проводится регулярно — каждый месяц у нас появляются новые инициативы. Мы включены во все профильные рабочие группы Министерства энергетики, по запросам Торгово-промышленной палаты, РСПП или Минпромторга направляем предложения, полученные со стороны участников отрасли, принимаем участие в формировании списков критически важных запчастей и оборудования, стимулируем производителей формулировать свои рекомендации и представления.
Кроме того, благодаря работе Высшего горного совета президенту, правительству, Федеральному собранию Российской Федерации и профильным федеральным министерствам регулярно направляются рекомендации от НП «Горнопромышленники России».
Мы не затронули еще одну важную сторону нашей работы. Для поощрения специалистов горного дела, общественных и государственных деятелей за большие заслуги и достижения, способствующие развитию горной промышленности и горных наук, учрежден ряд наград, включая межотраслевой почетный знак «Горняцкая слава» трех степеней, Золотой и Серебряный Патриаршие знаки святой великомученицы Варвары — покровительницы горняков. Ассоциация, действуя от имени горного сообщества, при непосредственном участии Геральдического совета при Президенте РФ, представила Золотой и Серебряный знаки «Горняк России», получившие благословение патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
— В этом году партнерство заключило соглашение о сотрудничестве с научно-образовательным центром «Кузбасс». Что будет реализовано в рамках вашего партнерства?
— НОЦ «Кузбасс» — образцовый пример эффективного партнерства науки и реального производства, за последние годы они наработали ряд инструментов, позволивших им создать в своем регионе живое сообщество, которое совместно решает проблемы отрасли. Также опыт Кузбасса показывает, как развивается отрасль, когда горные предприятия воспитывают кадры «под себя» и делают ставку на умную, талантливую молодежь.
Нам бы хотелось распространить этот опыт на Дальний Восток — «колыбель» наших недр, регион, которому предстоит активное развитие в следующие десятилетия. В 2022 году выездное заседание Высшего горного совета прошло именно на Дальнем Востоке, и это очень важно, поскольку формат секции на Восточном экономическом форуме позволил представить предложения по воспитанию и развитию молодых специалистов, которые сегодня так необходимы отрасли, на самом высоком правительственном уровне.
Сегодня мы видим, что в Россию хотят вернуться те, кто несколько лет работал за рубежом, — это прекрасная возможность развития кадрового потенциала, ведь такие специалисты успели получить хороший опыт в международных компаниях. Важно создать для них условия, в которых их знания, опыт, интеллект пойдут на пользу не зарубежной добывающей отрасли, а отечественной.
Также мы должны работать над привлечением в горнодобывающую промышленность талантливых, инициативных юношей и девушек. Сегодня, например, мы согласовываем инициативы под общей эгидой «Год горного инженера». Это отличная возможность для того, чтобы рекламировать горное дело в школах — рассказывать, какая интересная, какая романтичная у нас профессия! Юное поколение должно знакомиться с этим позитивным опытом, должно видеть людей счастливых, увлеченных своим делом и желающих приносить пользу своему предприятию, своей отрасли и своей стране.