Анна Кислицына
Формирование системы суверенного аудита — мера, необходимая для обеспечения соблюдения баланса интересов государства, недропользователей и финансовых институтов. Особую актуальность данное направление приобрело в текущих экономических и геополитических условиях. Сергей Никишичев, эксперт, директор IMC Montan, рассказал нашему журналу о ходе создания новой системы и мерах, необходимых для ее эффективной работы.
— Сергей Борисович, расскажите о шагах, предпринятых в 2022 году в части создания системы суверенного аудита. Существует ли уже понимание концепции новой системы?
— Вопрос системы суверенного аудита приобрел особую актуальность с момента ухода недружественных иностранных консультантов с российского рынка. Необходимость создания системы отражена и в поручениях президента. Реализацией поручений в вопросах недропользования совместно с Роснедрами и ГКЗ занимается компания «МЦПО» (Международный центр передового опыта). Специалисты много лет занимались вопросами классификации запасов УВС и разработкой проекта новой классификации ТПИ.
Что касается ТПИ, следует иметь в виду, что еще в 2014 году был разработан российский Кодекс НАЭН, который имеет схожие функции с международной системой и должен приниматься большинством финансовых институтов (банками и биржами). В вопросах ТПИ внедрение суверенной системы аудита неразрывно связано с обновлением подходов к Классификации ГКЗ, которая также может быть легко гармонизирована и с РКООН, и с системами CRIRSCO для унификации подходов к недропользованию со странами БРИКС и развития международного инвестиционного сотрудничества.
— На каком этапе находится создание суверенной системы?
— При Роснедрах МПР создана рабочая группа, куда вошли необходимые специалисты, в том числе представители институтов и специализированных компаний. Уточнен проект новой классификации ТПИ, разработан проект концепции суверенного аудита в недропользовании, внесены предложения по поправкам в Закон о недрах. Совместно с Администрацией Президента РФ представлена дорожная карта совершенствования систем аудита запасов. Ассоциацией НАЭН заключены соглашения с Союзом аудиторов России, с РГУ нефти и газа им. Губкина и Горным институтом МИСиС с целью подготовки будущих экспертов недропользования.
— По вашему мнению, на основе каких существующих систем стоит создавать собственную?
— Международные подходы к аудиту запасов отработаны годами. Первые кодексы отчетности приняты фактически 50 лет назад. Безусловно, при создании собственных систем необходимо учитывать этот всесторонний опыт. Эксперты в недропользовании прекрасно понимают, как действующие системы можно сделать более эффективными, какие недостатки и пробелы можно устранить как в плане российских подходов к вопросам рационального недропользования, так и в методологических вопросах — методиках моделирования, стадийности переделов, периодах расчетов и так далее. Добыча полезных ископаемых — это бизнес реального сектора экономики, ориентированный на создание конкретного продукта. Аудит такого производства необходим как для инвесторов различных уровней, так и для государственного контроля и планирования. Мы не видим необходимости создавать принципиально новые системы, нужно взять опыт, наработанный годами, и адаптировать его к российским требованиям. Впоследствии это только упростит подходы и позволит провести элементарную гармонизацию со странами-партнерами.
— Каковы главные сложности на пути создания собственной системы? Какие пути их решения вы видите?
— Самая большая сложность — возникший дефицит кадров в горнодобывающей промышленности и в недропользовании. Необходимо больше уделять внимание развитию экспертных сообществ и институту отечественных компетентных лиц. Можно создать систему аудита, но, если не вырастить специалистов, которые могут профессионально и независимо в ней работать, ни одна система не станет полноценной.
— В своем выступлении на форуме МАЙНЕКС Россия 2022 вы упомянули необходимость разграничения понятий суверенного аудита и госэкспертизы. Расскажите, какие основные задачи должна будет решать процедура суверенного аудита, а какие — госэкспертиза?
— Чтобы разграничить понятия и избежать дублирования функций, необходимо дать определение суверенному аудиту. Кроме геологического и инженерно-технического аудитов, существуют стандартные формы финансового, правового, строительного и других видов аудита, которые регулируются федеральными законами и поддерживаются профильными СРО. Дублирования в любом случае необходимо избегать, так как цель в обратном — упростить процедуру недропользования. Это достигается посредством гармонизации подходов. Государство, как и инвестор, должно учитывать стоимостную оценку запасов и планировать развитие промышленности и воспроизводство МСБ. Достижение этой цели может считаться суверенным аудитом в недропользовании, базирующемся на результатах государственной экспертизы запасов. В случае полноценного внедрения новой классификации будет несложно провести гармонизацию между экспертизой ГКЗ, суверенным аудитом и аудитом ресурсов и запасов по международным стандартам, при этом базовые подходы будут едины, но отличаться в стадии исследования месторождения и проектирования.
— Сколько времени займет внедрение суверенной системы? Как, по вашему мнению, можно организовать его наиболее эффективно?
— Успех любого процесса — единая цель и согласованность действий. При желании все можно, и даже необходимо для обеспечения устойчивого развития, реализовать в течение 2023 года. Для большей эффективности следует повысить заинтересованность участников, обеспечив дисциплинарную бодрость, а также исключить непрофессиональные споры, возникающие вследствие влияния бизнес-подходов на внедрение систем государственного регулирования.
Сергей Борисович Никишичев
Компетентное лицо FIMMM, Компетентное лицо НАЭН/ОЭРН, эксперт ЕСОЭН, член президиума Академии горных наук, член Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России», к. э. н.
Эксперт в горной промышленности в областях инвестиций, экономики предприятий, бизнес-планирования, управления предприятиями и организационными системами, структуры производства горных предприятий, в т. ч. инфраструктурных объектов. В настоящее время возглавляет работу IMC Montan, занимается развитием сотрудничества и проектами с предприятиями, финансовыми институтами.