Журнал "Глобус: геология и бизнес"

«РИВС» первым среди российских производителей выводит на рынок большеобъемную флотомашину

rivs-pervym-sredi-rossijskih-proizvoditelej-vyvodit-na-rynok-bolsheobemnuyu-flotomashinu-foto-678x381

Беседовала Анна Кислицына

2023 год дал старт промышленным испытаниям первой российской большеобъемной машины РИФ200 производства НПО «РИВС». Необходимость у горнодобывающих предприятий в подобном оборудовании была очевидной для компании задолго до событий прошлого года. Об особенностях новой флотомашины и планах развития данной линейки оборудования мы поговорили с Анатолием Хасяновым, генеральным директором НПО «РИВС».

Анатолий Хасянов, генеральный директор НПО «РИВС»
— Анатолий Халимович, расскажите, как было принято решение о
разработке и производстве большеобъемной флотомашины? Было ли это обусловлено
необходимостью в импортозамещении такого оборудования?

— Импортозамещение было лишь одной из наших задач, однако потребность в подобном оборудовании назрела еще до ухода с российского рынка зарубежных игроков. Дело в том, что сегодня недропользователи все чаще сталкиваются с необходимостью вовлечения в переработку бедных или труднообогатимых руд, ведь наиболее богатые по содержанию и простые в отработке месторождения выработаны еще в прошлом веке. В настоящее время горнодобывающим предприятиям требуется перерабатывать большие объемы более бедного сырья, чтобы поддерживать, а то и повышать объем производительности. В результате теперь и перед добывающими компаниями, и перед проектировщиками, и перед разработчиками флотационного оборудования стоит задача снижения капитальных и эксплуатационных затрат: в определенных условиях выгоднее установить одну флотомашину на 500 м3, нежели пять машин по 100 м3.

— А каков объем вашей флотомашины?

— Первая на испытаниях — 200 м3, и уже сконструирована 300 м3. Отмечу, что еще ни один производитель в России не выпускал флотационные машины объемом более 100 кубометров. Это достаточно серьезная задача — нельзя создать такое оборудование, просто изменив масштаб. Требуется провести сложные технологические расчеты, определить прочностные характеристики и прочие параметры, и только после этого перейти, например, к конфигурации аэрационного узла и элементов автоматики.

Следующий шаг — это разработка машин на 500 и 700 м3, но до этого требуется опробовать в деле нашу двухсоткубовую. По итогам промышленных испытаний нам станет ясно, нужно ли вносить изменения в конструктив или гидродинамические процессы.

— Разработка и производство осуществлялись полностью силами
вашей компании?

— Мы все делаем своими силами — в состав «РИВС» входят подразделения, специализирующиеся на проектировании и на проведении технологических исследований. Кроме того, мы оснащены необходимым оборудованием и ПО, позволяющими выполнять процесс гидродинамического моделирования, на базе которого создается опытный образец, например, ранее упомянутого аэрационного узла. Этот образец подвергается испытаниям и анализу. И только потом мы начинаем производство оборудования для опытно-промышленных испытаний.

Должен сказать, что наша российская школа оборудования сейчас не уступает западной. Мы не идем по пути копирования, у нас собственный конструкторский почерк. Наши аэрационные узлы РИФ запатентованы и, кстати, при сравнении с рядом зарубежных аналогов демонстрируют лучшие показатели. А в нашем деле увеличение извлечения даже на 1 %, учитывая масштабы добычи и переработки, в итоге приводит к солидному экономическому эффекту.

— Насколько высок уровень импортонезависимости в новой
флотомашине?

— Наша компания стоит на переднем рубеже импортозамещения, так было всегда. При производстве оборудования в первую очередь мы опираемся на собственные силы, но при необходимости работаем с надежными партнерами. Поэтому с учетом текущей ситуации подавляющая доля, более 90 %, узлов и элементов в нашей флотомашине отечественного производства. Конечно, остается и проблемная зона — производство микроэлектроники, в которой отечественные разработчики не могут пока предложить каких-то решений в плане компонентной базы, но мы надеемся на изменение данной ситуации.

— На каком предприятии пройдут испытания флотомашины и
сколько они продлятся?

— Площадкой для испытаний станет Учалинский ГОК. Монтаж и пусконаладочные работы завершатся весной. После этого стартуют промышленные испытания для вывода флотомашины на заданные технологические показатели. Во всех этих операциях примут участие представители УГОКа и специалисты «РИВС».

— Насколько в целом высок интерес к вашей большеобъемной
машине со стороны горнодобывающих предприятий?

— Конечно, у недропользователей есть потребность в большеобъемном отечественном оборудовании. Многие оказались в ситуации, когда закладывали при проектировании подобные флотомашины с расчетом на западных поставщиков, еще до прошлогодних событий. Теперь им необходимо пересматривать эти решения. Поэтому актуальность вывода на рынок наших флотомашин только возрастает. Уверен, что после проведения испытаний и запуска машины в серию мы сможем обеспечить потребности наших горнодобывающих предприятий в высокопроизводительном большеобъемном оборудовании.

АО «НПО «РИВС»

199155, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, 11, лит. А

Тел/факс: +7 (812) 321-57-05, 321-57-04

Email: rivs@rivs.ru, www.rivs.ru

Exit mobile version