Беседовала Камилла Жалилова, директор ассоциации Women in mining
Павел Ворсин — управляющий директор Красноярской бизнес-единицы золотодобывающей компании «Полюс». В интервью WIM Russia он рассказывает, где и как компания находит квалифицированный персонал, какие качества он ценит в сотрудниках и, главное, зачем молодому поколению идти в горнорудную отрасль.
— Красноярская бизнес-единица — ключевой производственный актив «Полюса». Сколько людей у вас в подчинении?
— За шесть месяцев этого года среднесписочная численность составляла порядка 5,7 тыс. сотрудников. Это достаточно серьезный коллектив, а в моей карьере это самое крупное предприятие, которое доводилось возглавлять. Плюс еще порядка 2 тыс. подрядчиков, одномоментно работающих на площадке.
— Как организовать коммуникацию, чтобы такая огромная структура работала как единое целое?
— Залог успеха прежде всего в командной работе. Понятно, что многое зависит от лидера, от директора, но эффективно управлять коллективом можно только при слаженной работе всей команды. Этого можно достичь только при постоянном взаимодействии с коллективом, с каждым сотрудником. Чтобы быть на связи, мы используем разные форматы взаимодействия. Например, в пандемию мы стали активно использовать Skype и другие онлайн-платформы. Но не ушли и от живого общения. Как только появилась возможность, вернулись к практике встреч с коллективом, которые мы традиционно проводим раз в квартал или раз в полгода, чтобы получать обратную связь от сотрудников. На регулярной основе проводятся встречи с руководителями для обсуждения производственных вопросов.
— Какой примерно состав коллектива по полу, возрасту?
— У нас две локации: офис в Красноярске и производственная площадка — Олимпиадинский ГОК в Северо-Енисейском районе, примерно в 600 км от Красноярска. Понятно, что горнорудная отрасль — это прежде всего отрасль для мужчин, достаточно сложное и опасное производство. Вот почему на ГОКе у нас всего порядка 280 сотрудниц. Кроме того, многие девушки являются сотрудницами компаний — партнеров по питанию и клинингу, именно благодаря их труду в вахтовом поселке создаются уют и комфортные условия для проживания.
Что касается возрастного состава, то у нас работают 6 % сотрудников в возрасте от 19 до 25 лет и порядка 30 % — от 26 до 35 лет, остальные старше.
— Как и откуда приходят специалисты, в том числе молодые ребята?
— По мере роста предприятия нам постоянно требуются новые сотрудники: водители, экскаваторщики, аппаратчики, технологи и многие другие узкие специалисты. А этот рынок дефицитный. Наша стратегия в этом вопросе — готовить людей самостоятельно. И в этом направлении мы реализовали очень интересный проект «Драйвер», благодаря которому расширили линейку подбора водителей большегрузных самосвалов Cat. В рамках проекта произвели набор водителей без опыта работы на большегрузах и совместно с партнерами по обслуживанию карьерной техники обучили их на предприятии. В итоге мы за достаточно короткий промежуток времени воспитали дополнительно более 100 водителей.
При подготовке более специфических для горнорудной отрасли специалистов, например геологов, маркшейдеров и технологов, «Полюс» сотрудничает с учебными заведениями. У нас есть корпоративная программа «Узнай цену золота!»: начиная с 2008 года мы ежегодно принимаем к себе на производственную практику студентов из более чем 20 учебных заведений России. Также с 2020 года действует программа подготовки и стажировки выпускников, реализуемая совместно с вузами и ссузами Красноярского края: мы сопровождаем студентов на последнем году обучения, а также на экзаменах и принимаем в компанию. В исследовательский центр в Красноярске в 2020–2021 годах принимали студентов на стажировку. Наши HR-специалисты постоянно участвуют в ярмарках вакансий, днях карьеры и других тематических встречах в учебных заведениях.
Более того, мы стараемся взаимодействовать со школьниками, развивать интерес к профессии у подростков, например, систематически устраиваем экскурсии на ГОК. А осенью 2021 года был дан старт проекту «Полюс-класс»: мы выбрали 20 старшеклассников, сопровождали их в обучении, помогали подготовиться к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения на технические специальности.
— Какие личные качества нужны, чтобы строить карьеру в горнорудной отрасли?
— В моем понимании, прежде всего нужно не терять интерес к профессии, стараться расти, развиваться. Второе — это, конечно, креативный подход к решению нестандартных задач. Не всему можно научиться в вузе, многое постигается в процессе общения с коллегами. И, конечно же, всегда ценятся люди, которые не замыкаются на проблеме, а стараются найти решение. Еще важно, чтобы слова не расходились с делом: у нас запускается много проектов, и важно, чтобы человек мог и умел доводить дело до результата. В «Полюсе» также очень приветствуется принятие и разделение ценностей компании. Особенно ценятся люди, неравнодушные к требованиям охраны труда и промышленной безопасности. На производстве ситуации бывают разные, но всегда нужно помнить, что руководитель отвечает не только за свою, но и за безопасность коллег. Мы уделяем особое внимание развитию производственной системы, поощряем пул активистов-рационализаторов. В компании работают специалисты, которые активно внедряют предложения по операционным улучшениям на производстве. Считаю, что для многих сотрудников это один из существенных инструментов продвижения по карьерной лестнице.
— Вы бы посоветовали своим детям или племянникам пойти в горнорудную отрасль? Как считаете, это хорошая отрасль для развития?
— В первую очередь это стабильная отрасль, в том числе и в отдаленной перспективе. В России много запасов различных полезных ископаемых, и, я думаю, еще десятки лет эта отрасль будет стабильно развиваться.
Я стараюсь привить свою любовь к горному делу дочери. Ей сейчас двенадцать лет, достаточно юный возраст, чтобы всерьез интересоваться промышленной разработкой. Но она уже побывала на каждом предприятии, где я работал, прекрасно знает, что такое карьер, мельница, какая бывает погрузочная техника, какой у нас продукт на выходе. С супругой даже предлагали ей выступить на школьной конференции — рассказать про бактериальное окисление. Надеемся, что она примет наше предложение, когда придет нужное время.
— А кстати, расскажите, пожалуйста, подробнее о бактериальном окислении. Меня всегда восхищала идея использовать бактерии, чтобы они «разъедали» руду. И интересно, где взять специалистов на такой уникальный объект?
— Да, готовых экспертов в этом направлении точно нет, это уникальный процесс. Всего в мире 15 промышленных установок бактериального окисления в 12 странах. И «Полюсу» принадлежит один из четырех патентов на технологию BIONORD. Людей готовим только на предприятии, это ценные сотрудники. Набираем технологов, обогатителей и дальше их развиваем. Часто другие компании наших специалистов перехватывают — наша, с одной стороны, беда, а с другой стороны, гордость.
Стандартные процессы подземного или кучного выщелачивания проходят от двух до 5–7 лет. А чановое биовыщелачивание позволяет раскрыть золото за несколько десятков часов. В пользу нашего метода есть важный аргумент — он не связан с загрязнением внешней среды. Температура, при которой протекает процесс, относительно низкая (38–40 градусов), нет вредных выбросов в атмосферу. И катализатор — бактерии — живой, возобновляемый, в процессе окисления происходит их размножение. В общем, источники окисления, так скажем, из природы.
Такой процесс биовыщелачивания существует и в природе. Когда мы запускали технологию, мы использовали и культуру, которая уже миллионы лет развивалась на этом месторождении, местные бактерии, также привлекли и адаптировали еще другие бактерии. Управление бактериями — это, конечно, очень сложный процесс, надо поддерживать оптимальный кислотный баланс, температуру, загрузку по сере. Например, переборщили с серой — бактерии потеряли работоспособность. Это живой организм! Очень важно его поддерживать в оптимальной среде, не закармливать, а питать как положено. И наши технологи, и специалисты Исследовательского центра следят за культурой подобно тому, как нужно ухаживать за маленьким ребенком — с особым вниманием и заботой.
— Производственная площадка «Полюса» в Красноярском крае расположена достаточно далеко от «цивилизации». Как к вам добираться и как устроен быт?
— Не хочу хвастаться, но, мне кажется, в России предприятий с такой развитой социальной инфраструктурой, как у нас, единицы. После снятия ковидных ограничений сотрудники получили возможность добираться на личном транспорте. Как правило, перевозим сотрудников централизованно на вахтовых автобусах. Также в местном районном центре — Северо-Енисейске — есть аэропорт.
Что касается бытовых условий: есть общежития, отдельно для мужчин и женщин, для семейных. В поселке есть парикмахерские, прачечные, культурно-спортивный комплекс — там все условия для отдыха: тренажеры, спортзал, сауна, вплоть до небольшого кинотеатра, и даже баня, которая пользуется большой популярностью в наших суровых условиях. У нас семь столовых, не считая трех разъездных пунктов питания, свой молочный и хлебопекарный цеха, даже мангальная зона с беседками, где можно посидеть с друзьями. Есть освещенная зимняя лыжная трасса, заливаем катки. В общем, все условия и для отдыха, и для комфортного проживания.