Беседовала Анна Кислицына
Победительница конкурса «Талантливая женщина в горнодобывающей отрасли» в номинации «Золотая идея года» Наталья Александровна Милетенко, к. т. н., известна в научном сообществе как ученый, посвятивший свою деятельность исследованиям развитию основ управления гидрогеомеханическими процессами и сохранения окружающей среды при освоении недр. Ее работа связана с обеспечением безопасности при ведении горных работ, а научные труды стали основой для правил, рекомендаций, методических указаний, которые внедряются в повседневной деятельности горнодобывающих предприятий. О значении данного направления для отрасли, его актуальных задачах, а также о вовлечении студентов и молодых ученых в научную деятельность Наталья Александровна рассказала нашему журналу.
— Наталья Александровна, расскажите, какой проект вы представили на конкурсе «Талантливая женщина в горнодобывающей отрасли»?
— Я представила два направления своей деятельности. Одно из них непосредственно связано с профилем моей научной работы — обеспечением безопасного ведения горных работ в районе влияния на водные объекты, которое состоит в определении закономерностей поведения массива горных пород при его подработке и, соответственно, разработке мер по защите горных выработок от затопления. Значимым фактором в данном направлении является и необходимость охраны водных объектов: порой они по своей ценности могут превышать экономическую выгоду от освоения месторождений полезных ископаемых, а потому требуют к себе особенного, бережного отношения.
На данном этапе я продолжаю развивать в своей работе научные основы управления гидрогеомеханическими процессами при освоении недр и сохранения окружающей среды при этом. Считаю это направление горных наук значимым и очень актуальным, поскольку вода является уникальным видом минерального сырья, который нельзя ничем заменить. Эта тема успешно развивается и поддерживается. Так, результаты научных исследований были представлены на последнем проходившем в Москве XIII Международном экологическом форуме «Экология-2022», организованном при поддержке Государственной думы и Министерства природных ресурсов и экологии РФ, и как значимые размещены в сборнике материалов данного форума.
Второе направление — популяризация знаний в области наук о Земле для школьников. Я разработала курс научно-популярных лекций с презентациями на разные темы: о горных науках, способах освоения месторождений полезных ископаемых, значимости вопросов освоения недр для нашей страны и, конечно, о необходимости охраны при этом природы, охраны бесценного богатства — водных ресурсов.
В своих лекциях я старалась донести до ребят старших классов, что горная наука — это очень интересно, а работать в горнодобывающей отрасли престижно и перспективно. Отрадно, что после этих лекций ребята подходили и задавали вопросы, интересовались, где можно получить профессию горного инженера. Отрадно, что на приглашение почитать лекции всегда откликались и мои коллеги — молодые ученые из нашего института ИПКОН РАН и из Отделения наук о Земле.
— Кстати, о популяризации профессии у молодого поколения. По вашему мнению, как можно вызвать у студентов интерес к горной науке?
— В нашем институте ежегодно проводятся международные научные конференции и школы, в том числе с 2000 года школа молодых ученых «Проблемы освоения недр в XXI веке глазами молодых». Именно с этого времени я, будучи председателем Совета молодых ученых и специалистов института, вместе со своими коллегами занималась ее организацией. За это время ее участниками стали более 3 000 молодых ученых и специалистов научно-исследовательских организаций и учреждений, горнодобывающих предприятий, вузов России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Созданная в нашем институте площадка дает возможности для роста молодых научных кадров, специалистов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, возможности обсуждать свои результаты и эксперименты, получать обратную связь у лидеров горной науки и ведущих ученых ИПКОН РАН. Организация и проведение подобных мероприятий позволяет дать представление о работе в горной науке студентам вузов горного профиля, которые постоянно принимают участие в работе конференции со всех регионов нашей страны. Во время мероприятия мы также организовывали экскурсии для гостей в лаборатории нашего института (которые прекрасно проводили наши молодые ученые), в музеи геологического профиля, проводили соревнования по настольному теннису, конкурс на лучший доклад среди студентов и аспирантов, конкурс фотографий «Наука — это интересно». Все это в комплексе — часть большой работы коллектива нашего института, которая направлена на создание в том числе позитивного имиджа молодого ученого, и студенты — участники конференций уже в процессе обучения могут примерять эту роль на себя, погружаясь в среду научных исследований и в своих институтах, и на площадке наших конференций. И все это стало возможным благодаря слаженной работе всего коллектива института. Для меня отрадно, что старшая дочь тоже выбрала своей профессией работу в области горных наук, успешно защитила в 2020 году кандидатскую по предотвращению взрывов сульфидной пыли при подземной разработке месторождений колчеданных руд.
Именно поэтому я считаю, что интерес к горной науке может быть простимулирован у студентов созданием со стороны научно-исследовательских институтов в первую очередь интересной, увлекающей среды, ведь студенты полны сил, жажды открытий в силу молодости и энергии. Им будет очень интересно предложение вести свои исследования в современных лабораторных комплексах, равно как и предоставление возможности вести свои научные изыскания непосредственно на предприятиях и в дальнейшем проводить там их внедрение. Конечно же, важны и материальная составляющая, и возможности для карьерного роста выпускников вузов, решивших служить горной науке.
— Каковы сегодня ваши актуальные задачи, связанные с исследованиями безопасности горных массивов?
— Моя работа в ИПКОН РАН связана с исследованием геомеханического состояния массива горных пород, нарушенного техногенной деятельностью, в частности анализа развития трещиноватости массива, выявления возможности прорыва воды из водных объектов в горные выработки, в том числе прорыва воды из горных выработок затопленных шахт в действующие. Особенно актуальным этот вопрос стал при закрытии шахт, что потребовало выработки решений для обеспечения безопасной работы соседних действующих предприятий. Особого внимания требуют вопросы обеспечения экологического состояния горнодобывающих регионов, в том числе охраны подземных водоносных горизонтов и наземных водных объектов (реки, водохранилища, озера и др.), попадающих в зону влияния горных работ, — это тоже входит в сферу моих научных интересов.
Что касается актуальных задач: во-первых, это непосредственно защита горной выработки от затопления и обеспечение безопасности жизни горняков. Необходимо определить зону развития трещин подработанного массива, опасностей, которые могут грозить при нахождении в непосредственной близости от водного объекта или затопленного горизонта. И во-вторых, в случае угрозы прорыва необходимо предложить меры защиты горной выработки от затопления.
В целом к актуальным задачам я сегодня отношу в целом развитие научных основ управления гидрогеомеханическими процессами и сохранения окружающей среды при освоении недр, а в частности — разработку и внедрение подхода в решении поставленных задач геомеханики, основанного на применении инженерных методов, позволяющих прогнозировать и управлять деформационными процессами с опасными экологическими последствиями, а также методов компьютерного моделирования, на базе которого развиваются междисциплинарные исследования в области природоохранной деятельности.
Еще одной из моих задач является общественная работа, которой я сейчас занимаюсь как ученый секретарь мероприятия, — организация и проведение конференции Международной научной школы академика РАН К. Н. Трубецкого «Проблемы и перспективы комплексного освоения и сохранения земных недр», которая в прошлом, 2022 году успешно прошла уже в пятый раз. Замечу, что успех ее проведения и в личности ее руководителя академика Климента Николаевича Трубецкого, и в сплоченности всей команды организаторов, сотрудников нашего института при большой поддержке молодых ученых.
— Расскажите о практическом применении ваших исследований и исследований института для добывающих предприятий. Какие разработки прошли внедрение?
— Наш институт занимается широким спектром научных разработок, связанных с комплексным освоением недр твердых полезных ископаемых, а также вопросами последующей переработки минерального сырья. Восемь научных отделов проводят свои изыскания по вопросам теории проектирования освоения недр, освоения месторождений полезных ископаемых на больших глубинах, занимаются проблемами метана и газодинамических явлений угольных и рудных месторождений, комплексного извлечения минеральных компонентов из природного и техногенного сырья, проблемами геомеханики и разрушения горных пород, горной экологии, моделирования и управления горнотехническими системами. В составы отделов входят также несколько научно-исследовательских лабораторий, оснащенных современной приборной базой.
Горнодобывающие предприятия могут внедрять в ежедневной практике разработанные в нашем институте методические руководства, рекомендации, правила и т. д. или же предложенные меры защиты или охраны. Применительно к моей работе таким примером могут быть «Методическое руководство по комплексному горно-экологическому мониторингу при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей» (в соавторстве), разработанная вместе с профессором М. А. Иофисом классификация условий подработки водных объектов для своевременного выбора мер защиты выработок от затопления. В качестве основного классификационного признака в ней принята способность массива горных пород пропускать воду, выраженная отношением расстояния от почвы водного объекта до кровли разрабатываемого пласта к максимальному оседанию подрабатываемого слоя. Условия подработки водных объектов, согласно классификации, разделены на пять классов по степени опасности, для каждого из которых предложены меры защиты. Использование этой классификации позволяет оперативно принимать решение для предотвращения прорывов воды в горную выработку.
— Вы одержали победу в номинации «Золотая идея года» на конкурсе «Талантливая женщина в горнодобывающей отрасли». Какое значение имеет для вас победа?
— Победа в этом конкурсе значит для меня многое, во-первых, потому, что результаты моей работы признаны не только научным сообществом — моими коллегами-учеными, но и получили признание авторитетного независимого жюри конкурса, в составе которого представители горнодобывающих компаний. Во-вторых, это возможность рассказать о направлении моей научной работы, которую я считаю и интересной, и крайне важной для нашей страны. В-третьих, это возможность поделиться уникальным опытом своей общественной деятельности как популяризатора научных знаний в области наук о Земле для молодежи, создании возможностей для школьников в определении вектора своей профессии. Ведь, помимо лекций о горных науках, я несколько раз организовывала экскурсии в минералогический и геологический музеи им. А. Е. Ферсмана, им. В. И. Вернадского в Москве и была удивлена, что ребята, много раз ранее проходя рядом с этими музеями, ни разу в них не были.
И, конечно, очень приятно было показать такую красивую награду своей маме, которая проживает и сейчас в шахтерском крае, в Донецкой области, где всю жизнь проработали на одной из шахт п/о «Октябрьуголь» мои отец, дядя, а брат работает и до сих пор. Мама очень гордится мной — тем, что я, дочь шахтера, стала победителем конкурса с таким красивым названием — «Талантливая женщина в добывающей отрасли». Все это дорого сердцу и очень понятно тем, кто проживает в горнодобывающих регионах или связан с добычей полезных ископаемых.
— Как вы считаете, насколько подобные мероприятия могут способствовать профессиональному развитию женщин, занятых в науке?
— Да, я считаю, что подобные конкурсы могут в значительной степени способствовать профессиональному развитию женщин, занятых в науке, так как мотивируют на новые достижения в своей научной деятельности, помогают расширить горизонты и понимание значимости своей профессии в глобальной системе создания результатов для столь важной в нашей стране деятельности, создающей основу в экономики и энергетике, — горнодобывающей отрасли. Так, подготовка материалов на конкурс позволила мне понять и в какой-то мере взглянуть на результаты своей работы в комплексе: некоторым моментам своей деятельности я не придавала значения, а при заполнении данных о своей работе увидела их под иным углом: что сделано, какие задачи стоят в ближайшей перспективе, какие направления в своей работе можно еще развить.