Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Особенности HR-рынка ГМК и постпандемийные вызовы — точка роста для «Алтыналмас»

cropped-altynalmas-01-678x381

Беседовала Эльмира Кузен, Алматы

На рынке труда горно-металлургической отрасли в одной компании могут работать представители четырех поколений: беби-бумеры (1946–1964), поколение X (1965–1980), поколение Y (миллениалы) (1981–1996) и поколение Z (зумеры) (1997–2012). Лидерам мультивозрастных команд нужны знания и навыки, помогающие создавать атмосферу доверия и мотивирую-щие людей работать вместе и эффективно. О том, с какими HR-вызовами в сфере ГМК столкнулись специалисты на сегодняшний день, а также подходах работы с представителями разных поколений расскажет главный исполнительный директор по управлению персоналом, член правления казахстанской золотодобывающей компании «АК Алтыналмас» Макпал Нусипова.

Макпал Нусипова, главный исполнительный директор по управлению персоналом, член правления казахстанской золотодобывающей компании «АК Алтыналмас»
— Макпал Ергалиевна, каковы особенности сферы ГМК с позиции HR?

— В первую очередь стоит отметить один из главных факторов — это тяжелый физический труд. Горные работы, работа в шахтах совсем нелегкие, и отсюда вытекает один из главных вызовов для HR-службы — привлечение молодых специалистов. В горно-металлургическую сферу в основном идут люди старшего возраста, преимущественно мужчины, либо молодые специалисты, вдохновленные примером дедушки/отца/брата, по-другому мы их называем «династийные».

Проводя анализ среди сотрудников, мы пришли к выводу, что нам нужно закрывать потребность именно по молодым специалистам, так как большой процент составляют люди предпенсионного возраста, те самые беби-бумеры. Именно поэтому в нашей компании разрабатываются программы для привлечения молодых специалистов.

Также одним из вызовов является былая непривлекательность вакансий в сфере ГМК для соискателей в сравнении с нефтегазовой отраслью. Раньше молодежь, которая только выпускалась из университетов, стремилась работать в сфере oil and gas не только в связи с конкурентоспособной заработной платой, но и условиями труда и возможностями для своего развития. На сегодня сектор ГМК уже начинает обретать свою привлекательность для выпускников вузов, но тем не менее кадровый голод еще ощущается.

— Но ведь в последнее время наблюдается тенденция роста молодых специалистов среди рабочих специальностей в целом. Какие на данный момент существуют программы в «Алтыналмас» для большего привлечения молодых специалистов на рабочие специальности?

— Как я сказала ранее, сектор ГМК только начинает обретать свою привлекательность для молодых соискателей. Этому способствуют разные факторы, такие как хороший соцпакет, возможность роста в большой компании, непосредственное участие в проектах с возможностью проявить себя. На данный момент доля молодых специалистов в нашей компании составляет 12,5 %. И мы работаем над увеличением данной цифры. Кроме хорошего соцпакета, который, помимо всего прочего, включает в себя обширную медицинскую страховку, в компании также есть возможность получать при необходимости консультации психолога на абсолютно бесплатной основе. Мы понимаем, что ментальное здоровье для людей особенно важно, особенно учитывая, как изменился HR-ландшафт после ковида. Плюс мы стараемся вкладываться в обучение сотрудников: программы лидерства, обучение цифровым навыкам и т. д. К тому же создаются комфортные условия труда для наших сотрудников. Большая часть вахтовых поселков построена с развитой социальной инфраструктурой (спортивными площадками, тренажерными залами, хорошими условиями для отдыха, собственными службами спасения, каретой скорой помощи и медпунктом), где сотрудники находятся на полном обеспечении компании. Также отмечу, что в июле АО «АК Алтыналмас» подписало коллективный договор с представителями работников. Представители профсоюзов назвали его условия одними из лучших среди казахстанских компаний. Раньше все социальные гарантии для сотрудников были предусмотрены внутренними нормативными документами. В связи с расширением группы компаний «Алтыналмас», увеличением численности сотрудников пришло время для этого важного шага в социальном партнерстве.

Коллективный договор направлен на улучшение социальных гарантий сотрудников компании. Что немаловажно, с 2019 года компания ежегодно повышает заработную плату работникам действующих производств. Повышение заработной платы опережает инфляцию более чем в два раза. Но мы не останавливаемся на этом и всегда находимся в поиске лучших предложений для работника.

— Что вы скажете о поколениях миллениалов и зумеров? Используется ли теория поколений в подборе и найме специалистов и выстраивании рабочих процессов в вашей компании?

— Мне кажется, глупо отрицать тот факт, что люди, родившиеся в определенный период, попадают под влияние социально-культурных факторов времени. У них формируются схожие ценности, модели поведения и мышления, оптимальный стиль коммуникации. Это ведет к определенным предпочтениям в профессиональном развитии, ожиданиям от рабочего места, системы руководства. Знание поколенческих особенностей помогает руководителю результативно управлять разновозрастной командой, а наставнику — выстроить верную стратегию обучения с учетом мотивации стажера.

Если говорить по отдельности о миллениалах и зумерах, то есть в них две черты, которые интересным образом пересекаются между собой. Миллениалы очень внимательны, их отличает сфокусированность и концентрация на работе, но в то же время они бывают довольно негибкими, то есть тяжело приспосабливаются к изменениям. А вот зумеры как раз-таки наоборот, проявляют себя очень гибко и легко подстраиваются под внешние обстоятельства, но при этом у них слабо развита концентрация внимания. И в этом абсолютно нет их вины: это поколение, большая часть которого родилась с телефонами в руках, и они привыкли к быстрой, яркой, визуально оформленной информации.

И здесь мы делаем ставку на следующий подход для сотрудников: миллениалы выступают в роли наставников для зумеров, тем самым наращивая свою креативную жилку и имея возможность реализовывать свой потенциал обучения, а зумеры получают необходимые для работы знания в условиях, которые им нравятся: причастность к большому проекту и большой работе. И в итоге получается win-win.

Главная задача HR — создание благоприятной среды сотрудничества, в которой сотрудники будут стремиться к совместному достижению больших результатов. Преемственность в трудовых коллективах, наставничество, социальная ответственность, инклюзивность — важные принципы повестки ESG, которыми руководствуется «Алтыналмас».

— Какие карьерные лифты предусмотрены в кадровой политике компании?

— В компании существует трехуровневая система. В рамках каждого уровня заложены определенные компетенции, которым сотрудник должен соответствовать. В случае если сотрудник желает вырасти до нового уровня, компания готова вложить в повышение квалификации либо обучение сотрудника необходимые ресурсы. Самое главное, чем мы руководствуемся, — это прозрачность и честный диалог.

— Изменился ли HR-ландшафт после пандемии?

— Конечно. Пандемия перевернула сознание всех людей. Люди осознали, насколько дорога эта жизнь, и изменили свой путь на 180 градусов. Во всем мире отмечается «феномен великого увольнения». Так, в 2021 году 47 млн американцев уволились по собственному желанию. В Казахстане тоже отмечается эта тенденция. И если в США удельный вес увольнений по своей воле составляет порядка 2–3 %, то в Казахстане — 20–25 %. Также именно после пандемии мы наблюдаем, как внимательно стали люди относиться к своему ментальному здоровью, и это не может не радовать. Пандемия для всех людей, особенно для бизнеса, стала крупнейшим испытанием и тестом на гибкость. После пандемии бизнес и HR столкнулись с вызовами, влияющими на современный HR-ландшафт ГМК-отрасли. На смену VUCA — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность) — пришел мир BANI — brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый).

Восприятие парадигмы BANI помогло компаниям быть более устойчивыми к изменению природы взаимоотношений между работодателем и сотрудником, вовремя реагировать на автоматизацию и роботизацию и, конечно же, на цифровую трансформацию бизнеса и диджитализацию.

Команда HR «Алтыналмас» определила шесть основных тенденций, которые будут актуальны для компании в области управления персоналом в течение нескольких лет: это cтратегический подход к управлению персоналом, трансформация лидерства в цифровом мире, развитие HR-аналитики, наращивание профессиональных компетенций для готовности к изменениям, драйвер изменений, интеграция обновленных ценностей в цикл управления персоналом и трансформация корпоративной культуры.

Эволюция HR в «Алтыналмас» показывает, что в 2019 году эта функция с роли бизнес-поддержки компании перешла на роль бизнес-партнерства. Уже с 2022 года «Алтыналмас» выступил в роли стратегического партнера бизнеса. HR интегрирован с бизнесом, и стратегия разработана так, чтобы человеческий капитал максимально эффективно применялся для достижения стратегических целей компании.

Мы живем в мире ежедневных изменений как на глобальном, так и на местном уровнях. Постоянные колебания на валютных рынках, сбои в цепочках поставок, ограничения, связанные с пандемией, — все это более чем влияет на эффективность бизнеса. Чтобы выжить, компания должна стать другой — более гибкой, проактивной к вызовам внешней среды, современной, инновационной.

Однако компании не меняются, меняются люди в ней. Наши цели — это не только про «выжить в кризис»: мы рассматриваем кризис как точку роста — возможность стать сильнее и успешнее, в соответствии с нашим видением стать золотодобывающей компанией № 1 в Центрально-Азиатском регионе.

Exit mobile version