Наталья Дёмшина
«То, что участницы получают на сцене, — не просто признание, а очень большой хлопок эмоций, который заряжает на дальнейший рост и стремление что-то ещё делать. Кто-то, уходя со сцены, говорил: «Я приду ещё за наградой, приведу ещё своих девчонок». Они хотят дальше творить!» — говорит Камилла Жалилова, директор АНО «Женщины в современной индустрии» (WIM — Women in Modern Industries).
10 октября 2024 года в Центральном Деловом Пространстве в Москве состоялся финал премии «Талантливая женщина в современной индустрии — 2024». В нём приняли участие 150 сотрудниц компаний из горнодобывающей, металлургической, химической, нефтегазовой, обрабатывающей и других смежных отраслей.
— Камилла, в этом году название премии изменилось с «Талантливая женщина в добывающей отрасли» на «Талантливая женщина в современной индустрии». Почему это произошло?
— До этого года фокус ассоциации и конкурса в целом был на горно-металлургический комплекс. Но девушки и молодые люди с предприятий нефтегазовой, химической и других близких по тематике отраслей тоже к нам присматривались: участвовали в мероприятиях, подключались к вебинарам. Девушки заявлялись на конкурс, и мы их допускали. Ведь проекты очень часто похожи в целом по подходу и проблематике.
В 2024 году в состав учредителей ассоциации официально вошёл «СИБУР Холдинг» — нефтегазохимическая компания. И мы решили, что наступил момент, когда можно расширить охват по отраслям: кроме ГМК привлечь и другие отрасли тяжёлой промышленности. Поэтому провели ребрендинг названия ассоциации и премии. Это позволило другим компаниям стать членами ассоциации, сотрудникам — участвовать в конкурсе. Мы абсолютно открыты и готовы принять всех с добротой и радушием. С удовольствием делимся своей экспертизой и знаниями.
В этом году среди участниц премии были девушки из нефтегазовых, химических, обрабатывающих предприятий, атомной энергетики. Думаю, что на следующий конкурс заявок из смежных отраслей будет ещё больше.
— Сколько заявок на конкурс было в этом году?
— Мы получили 630 заявок на конкурс из разных уголков России и СНГ, из всех добывающих и перерабатывающих регионов, из более 100 городов, из 64 производственно-промышленных крупных холдингов.
Каждый год мы бьём свой же собственный рекорд. Четыре года назад, когда мы только организовали ассоциацию и запустили премию, было 237 заявок. Мы выросли в три раза!
И заявки становятся более качественными, уверенными. Многие компании помогают девушкам готовить материалы: делают видеовизитки, нанимают специалистов, которые помогают составить заявки.
— И это говорит о том, что авторитет конкурса и ассоциации растёт…
— Да. В компаниях в процесс активно вовлекаются HR-службы. На некоторых предприятиях есть наши амбассадоры. Они часто отмечают, что девушки стесняются говорить о своих успехах. Амбассадоры и внутренние службы их мотивируют, помогают решиться.
— Что нужно, чтобы подать заявку на участие в премии?
— Кроме своего желания или желания коллеги, который может подать заявку, нужно собрать рекомендательные письма от коллег и руководства. Когда девушки обращаются за ними, то получают очень хорошие отзывы и оценки. Это их ещё больше мотивирует, они говорят: «Мы никогда в жизни не думали, что о нас сложилось такое мнение у руководства». Для них это дополнительная награда, стимул дальше расти и развиваться. Уже на этапе подачи заявки участницы конкурса получают очень много.
Наша ассоциация в процессе подготовки к конкурсу проводит с участницами онлайн-встречи. Каждый год, как только запускаем сбор заявок и объявляем об этом официально, мы рассказываем, как правильно написать, даём примеры хороших заявок: они есть на сайте.
Проводим вебинары: приглашаем победительниц прошлых лет, чтобы они рассказали, как они это делали, на что обращали внимание. Объясняем, что в заявке обязательно должно быть хорошее описание проекта или инициативы, рекомендательные письма. Всё должно быть чётко структурировано, без лишней информации. Иногда компании обращаются за индивидуальными вебинарами. Конечно, мы всегда откликаемся.
Начало сбора заявок начинается 8 марта и заканчивается в конце июня, потом они передаются жюри. В этом году в жюри было 40 человек. Каждую заявку смотрели минимум 2–3 специалиста. Мы очень внимательно распределяли заявки, следили, чтобы специализация членов жюри соответствовала выбранной номинации.
— Кто входит в жюри премии «Талантливая женщина в современной индустрии»?
— Представители самих отраслевых компаний: руководители департаментов, вице-президенты, производственники. А также крупные эксперты, не являющиеся сотрудниками компаний. И представители крупных социальных направлений, организаций, например, Валерия Завгородняя — генеральный директор и основатель Impact Hub Moscow.
Все заявки проходят через экспертные руки. Люди, которые их читают, прекрасно понимают, о чём пишут участницы. Все проекты очень профессионально оцениваются.
— Как сейчас к премии относятся руководители предприятий? Я помню, что, когда вы только начинали проводить конкурс, некоторые воспринимали идею настороженно.
— Я понимаю, что успех не приходит сразу. Никогда не опускаю руки и считаю, что очень важно в любом случае продолжать двигаться.
И мнение компаний меняется. Это как сарафанное радио. Девушки приехали на первый конкурс, получили заряд бодрости, энергии, сил — вернулись воодушевлённые. Компании, которые их поддерживают, конечно, видят ценность таких конкурсов. Эксперты и члены жюри не раз говорили, как это влияет дальше на развитие карьеры участниц. И сегодня мы видим, что их успех и широкое освещение в СМИ меняют отношение руководства компаний к премии в лучшую сторону.
Сами участницы, возвращаясь на свои предприятия, вдохновляют других девушек. Коллеги их встречают, поздравляют, и это тоже мотивирует на новые достижения. Кто-то приезжает на финал с семьёй. А дома онлайн-трансляцию мероприятия смотрят родные и коллеги, болеют за своих участниц. Это грандиозное событие не только для финалисток: все регионы, все компании смотрят.
То, что участницы получают на сцене, — не просто признание, а очень большой хлопок эмоций, который заряжает на дальнейший рост и стремление что-то ещё делать. Кто-то, уходя со сцены, говорил: «Я приду ещё за наградой, приведу ещё своих девчонок». Они хотят дальше творить!
Некоторые финалистки и победительницы снова подают заявку уже на следующий конкурс и рассказывают, что их повысили, предложили в компании дополнительные возможности по обучению и повышению квалификации. На них начинают обращать внимание, и это даёт колоссальный прорыв в карьере: руководство их ценит, генеральные директора поздравляют.
Постепенно компании, глядя на крупных игроков отрасли, чьи сотрудницы участвуют и побеждают в конкурсе, приходят к нам. Они видят результаты, понимают, как это влияет на бренд работодателя, и отношение меняется.
Важно, что участие в конкурсе бесплатное. Компании оплачивают только командировки финалисток в Москву.
— В этом году добавились новые номинации?
— Новых не появилось, но расширились критерии номинации «Лидер будущего» для молодых специалистов — до 35 лет. Мы добавили возможность участия для студенток старших курсов, ведь студенты уже начинают работать и присматриваться к разным компаниям. Их проекты, дипломные работы заслуживают внимания. В этом году среди участниц уже было несколько студенток.
— Какие планы у ассоциации WIM на ближайшее время?
— На Евразийском женском форуме и встрече BRICS Women’s Business Allianc мы заявили, что планируем расширить конкурс на страны БРИКС. Сейчас будем выстраивать стратегию, как это сделать: в те же сроки и даты, как сейчас, или другие. Затем начнём активно продвигать премию за пределы России и СНГ. Это будет грандиозный шаг и большие перемены для нас, большой прорыв для ассоциации и гендерной повестки в целом.
Конечно, будем продолжать привлекать к участию в конкурсе девушек из смежных горнодобывающих отраслей. Думаем, в каких ещё мероприятиях стоит поучаствовать с точки зрения подсвечивания очень актуальных сегодня гендерной и кадровой повесток. Это взаимосвязано: кадровый голод в индустрии ещё продолжается. Компании хорошо понимают, что за счёт фокуса и развития социальной гендерной повестки и направленности они начинают получать и видеть положительные результаты. Потому что девушки активнее идут, они больше понимают, что компании могут предложить. А мы им в этом помогаем.
Очень хотим запустить свою менторскую платформу, предназначенную для профессионалов из отрасли и студентов, женщин и мужчин. На ней молодые специалисты смогут получать помощь опытных наставников, рекомендации, как развиваться, двигаться в карьере. Платформа поможет связать людей в своих же отраслях. Надеюсь, в следующем году удастся это сделать уже на двух языках: русском и английском.
Справка
Women in Modern Industries (WIM) — некоммерческая организация, способствующая продвижению и профессиональному развитию женщин в горнодобывающей, металлургической, нефтехимической, обрабатывающей и других смежных отраслях.
Официальные партнёры АНО «Женщины в современной индустрии» — компании «Полиметалл», «Норникель», «Атлас Майнинг», «Металлоинвест», «Т Плюс», Аналитический центр НАФИ, «ТРЭМ Инжиниринг», «Школа эмоционального интеллекта», ДРТ, НЛМК, «Уралкалий», Fersol, Minex Russia. Ассоциация сотрудничает с инновационным центром «Сколково», Санкт-Петербургским горным университетом, Национальным исследовательским технологическим университетом (НИТУ) МИСиС, Сибирским федеральным университетом (СФУ), а также информационным агентством Интерфакс.