Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Безопасность — стиль жизни

cropped-polyus-ivanova-01-1-678x496

Беседовала Анна Кислицына

Директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии «Полюс Красноярска» Марина Иванова объяснила, почему жизнь и здоровье сотрудников — главный приоритет компании.

Марина Иванова, директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии «Полюс Красноярска»
— Марина Анатольевна, поговорим о направлениях, в рамках которых работает дирекция по охране труда. Какие из них самые важные?

— Направлений работы у нашей дирекции множество. Это охрана труда, промышленная безопасность, пожарная безопасность, БДД, экология, ГО и ЧС, медицина и другие. И каждое предполагает большой пласт работы, каждое направление важное.

Сейчас в стране сложилась законодательная «гильотина» в сфере охраны труда. Многие документы утратили или утрачивают силу. «Настольная книга» специалиста по охране труда — постановление об организации обучения № 1/29 отменено с 1 сентября 2022 года. Вступают в силу новые правила по организации обучения, то есть уже с 1 сентября обучение должно быть организовано работодателем по-иному. А для того, чтобы его организовать, нужно пересмотреть огромный объем документов. Это программы инструктажей — вводного, первичного на рабочем месте. Это программы обучения, для каждой профессии она своя. Сейчас в связи с изменением законодательства мы должны проводить обучение по применению средств индивидуальной защиты, которые требуют особых навыков. Например, это средства защиты органов дыхания, привязи страховочные для выполнения работ на высоте. Обучение по оказанию первой помощи, которое будет выделено в отдельное направление. Очень много таких изменений, на которые стоит обратить внимание и отработать.

— Специалисты по охране труда — это сотрудники, которые должны оценивать риски, управлять ими, вести документацию. Какие им нужны навыки и компетенции?

— Специалисты по охране труда — многопрофильные сотрудники. Считаю, чтобы стать более-менее компетентным специалистом, нужно проработать в этой области минимум пять лет. Я много лет работаю в сфере охраны труда, но всего не знаю и постоянно учусь чему-то новому. Каждый раз мне приходится открывать нормативные документы, читать, искать, консультироваться. И так же наши специалисты.

Какие компетенции у них должны быть развиты? Это люди, которые должны любить учиться, у которых нет проблем с выстраиванием коммуникаций с другими людьми. Ведь не каждый человек может, например, мимоходом увидев нарушение, остановиться и завести разговор с работником, который его допустил, — провести поведенческий аудит. Могут ведь допустить нарушения не только рабочие, но и руководители. Не каждый специалист сможет остановиться и объяснить, какое нарушение допущено. То есть быть специалистом по охране труда значит: первое — учиться, второе — общаться, третье — быть самому приверженным вопросам охраны труда в круглосуточном режиме. Если я стану только на работе соблюдать требования безопасности, а в быту вести себя как хочу, то это будет неправильно. Если я сажусь в автомобиль на промплощадке и пристегиваюсь, то и в такси в городе обязательно сделаю так же. Охрана труда и безопасность — это должно быть стилем жизни каждый день, всегда.

— Сегодня охрана труда больше про психологию?

— В том числе и про психологию. Когда наш специалист по охране труда идет в цех, он должен туда пойти и как психолог, и как инженер, имеющий техническое образование. Чтобы понять: что не так, где есть риски. Не просто по наитию, а именно быть подкованным в технических дисциплинах.

— Тренд цифровизации коснулся и охраны труда. Каким образом?

— Сейчас у нас нарядно-допускная система работает в SAP. Во время проверок, аудитов выявляются опасные действия, опасные условия — вся эта информация тоже вносится в SAP. Недавно стартовал проект «МФЦ 2.0». Некоторые функции, такие как отчетность, передаем туда, чтобы немного разгрузить наших специалистов, снять с них часть рутинных операций. В идеале — это когда нужные статистические данные, отчеты будут формироваться в программах, и любой специалист сможет с помощью определенной комбинации получить их для анализа и дальнейшей работы.

— Как получается выстроить взаимодействие между службами охраны труда в разных точках и разных направлениях?

— Охрана труда — это ведь не только про дирекцию по охране труда. Охрана труда в первую очередь на рабочих местах. Дирекция — это, наверное, «голова», которая генерирует какие-то идеи, разрабатывает планы мероприятий или предлагает их разработать. А наши «руки», наши «глаза» — это линейные руководители на местах.

Еженедельно на ОГОКе проводится день охраны труда. Специалисты нашей дирекции составляют график, планируют проверки, но исполняют их руководители. Это они проводят инструктажи, проверки, разрабатывают мероприятия в каждом конкретном подразделении. Внедряют мероприятия, направленные на улучшение состояния рабочих мест.

— Как до человека донести, что он должен себя оберегать?

— Как до человека донести информацию? Научить! Как это сделать? Люди разные, и они по-разному воспринимают информацию. Существует несколько каналов восприятия информации, но мы остановимся на зрительном, слуховом и тактильном. Кто-то воспринимает и запоминает информацию, когда видит стенды по охране труда, плакаты. Другой человек — когда ему доносят эту информацию в рамках инструктажей, на встречах с коллективами, в беседах. Кто-то сам сидит и читает документы — инструкции, приказы, а иной лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, что называется, через руки.

Все эти процессы комплексные. Например, приходит в подразделение вновь принятый работник. В первую очередь заходит в кабинет, где проводится инструктаж, и сразу же видит плакаты, стенд по охране труда. На этом стенде есть различная информация: сообщения об инцидентах, целевые показатели по охране труда и другая информация. Далее проводится инструктаж по охране труда. После инструктажа работник проходит обучение. Чтобы на таком работнике был особый акцент, используется цветовая дифференциация малоопытных сотрудников: такие работники на объектах находятся в касках зеленого цвета. Работник в зеленой каске — это сотрудник, которому должны больше уделять внимания руководители, специалисты по охране труда, коллеги, находящиеся вокруг. За ним закрепляется наставник, который его учит, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Вот пришел к нам человек — «чистый лист». И этот «чистый лист» начинает потихоньку заполняться. Тем или иным способом ему доводят информацию, которую он должен знать и применять. Начинают воспитывать в работнике культуру производства. Большую часть времени мы все находимся на работе. И только от нас зависит, будет ли тут безопасно и комфортно не только нам, но и нашим коллегам. Травматизм можно предотвратить только общими усилиями.

Любой несчастный случай — это трагедия. И чтобы этого избежать, не допустить, мы должны научить людей. Научить видеть риски, опасности, научить применять инструменты и процедуры по безопасности. Научить выполнять работу безопасно!

— То, что вы много лет занимаетесь охраной труда, повлияло на ваш характер?

— Конечно. Наверное, я по жизни стала более жестким человеком, жестче, чем могла бы быть, работая в другой отрасли.

В обычной жизни я тоже замечаю нарушения охраны труда. Например, даже на своем дачном участке я, бывает, делаю замечания близким. Отмечаю нарушения безопасности, когда смотрю фильмы или фотографии в газетах, журналах. Наверное, это уже профессиональная деформация, когда видишь не красивую картинку, а нарушения, на которые, возможно, другие не обратят внимания.

— Раньше отдел охраны труда был больше надзорным органом, а сейчас?

— Я долго работаю в области охраны труда и считаю, что надзорный орган — это не совсем правильно. Дирекция по охране труда в первую очередь должна быть не надзорником, а помощником: научить, показать, рассказать, поправить. Но где-то и пожурить. Здесь не просто пришли, увидели и выписали предписание. Это неправильный путь, так не должно быть, хотя от предписаний никуда не уйдешь. Но в любом случае сначала нужно показать или рассказать, как надо правильно делать, дать инструмент (например, инструкцию, регламент или стандарт), потом проверить, что работник понимает, как действовать с использованием данного инструментария, и уже после этого делать выводы.

Я не так давно работаю в «Полюс Красноярске», всего пять месяцев, до этого я четыре года отработала в «Полюс Строе». Исходя из опыта, считаю важным плотное взаимодействие организаций, которые входят в «Полюс», а именно выстраивать работу в одном направлении, чтобы наши блоки по ОТ и ПБ общались между собой, чтобы не было деления на своих и чужих, а было всегда чувство локтя. Недавно на ОГОКе мы организовали командообразующее мероприятие. Была неформальная встреча, пригласили специалистов по охране труда из «Полюс Логистики», «Полюс Строя». Были и наши специалисты, занимающиеся промышленной безопасностью, охраной труда, безопасностью дорожного движения, и представители управляющей компании, и аудитор, который завершил у нас аудит по культуре безопасности. Встреча была неформальная, на природе. Перезнакомились, пообщались, посмеялись, поговорили о работе (без этого никуда), были тематические игры, вопросы. Все остались довольны! Вот в этом направлении нужно идти, чтобы все общались, делились лучшими практиками, учились друг у друга.

Работа нашей команды должна быть эффективной, направленной на достижение общих целей — снижение травматизма на рабочих местах.

Exit mobile version