Деятельность карьеров продлевают в АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», входящем в ERG (Евразийская Группа). Этому способствуют внедряемые специалистами предприятия проекты. Они направлены на увеличение объемов производства без нанесения ущерба экологии, снижение трудовых затрат и уменьшение себестоимости продукции.
Пять лет назад в Сарбайском карьере началась реконструкция восточного борта и внутреннего отвала. Толчком для этих работ послужило рационализаторское предложение «Реконструкция восточного борта Сарбайского карьера с целью вовлечения в разработку запасов руд Восточного рудного тела. Увеличение приемной способности внутреннего отвала». Инициаторы – советник вице-президента по производству Александр Сумин, начальник отдела технического развития и технологии Евгений Калюжный и технический руководитель по горным работам Ержан Азимкалиев – преследовали важную цель: продлить срок существования карьера.
Отметим, что работы на глубинных горизонтах должны были остановиться еще в 2019 году. Но реконструкция позволяет их продлить до 2027 года. В разработку включены дополнительные запасы руды с высоким содержанием железа в объеме 44,3 млн тонн. Ее добыча малозатратна за счет низкого коэффициента вскрыши.
– Самым сложным моментом в реализации этой идеи был поиск технологических решений по реорганизации железнодорожной транспортной схемы, – рассказывает начальник отдела технического развития и технологии АО «ССГПО» Евгений Калюжный. – В предполагаемой зоне ведения горных работ восточного борта карьера на отметках минус 106 – минус 160 метров находилась железнодорожная дорога, связывающая внутрикарьерные склады со станциями на поверхности. Мы успешно решили эту задачу, и уже в апреле 2016 года после проведения предварительных мероприятий по переносу железнодорожной инфраструктуры на восточном борту были начаты работы по отгрузке горной массы.
Проведенная реорганизация на горизонте –160 метров позволила увеличить емкость внутреннего отвала на 12 млн м³ за счет переноса перегрузочного склада. Экономический эффект – более 2 млрд. тенге.
В Соколовском карьере десять лет назад в апреле также внедрен проект, направленный на поддержание производственной мощности. В 2011 году на восточном борту с самой поверхности начаты вскрышные работы. На сегодня объем вынутой рыхлой вскрыши составил свыше 13,3 млн м³. Горно-капитальные работы проводятся пятью единицами мощного выемочного оборудования. В 2023 году начнется добыча руды. В разработку запланировано вовлечь южный и западный борт карьера. Это даст возможность добыть более 38 млн тонн железной руды. Проводимая реконструкция позволит продлить срок службы карьера до 2034 года с ежегодной производительностью до 4 млн тонн по руде.
С начала разработки карьеров прошло более 60 лет. Горные инженеры ССГПО не собираются останавливаться на достигнутом. В запасе имеются резервы идей по совершенствованию производства и улучшению технико-экономических показателей на всех активах объединения.