Как прямые затраты на обогащение угля, так и размеры его потерь в отвальной породе в значительной мере зависят от гранулометрического состава рядового угля. С уменьшением крупности угля снижается эффективность процесса разделения в обогатительных аппаратах. При флотации шламов более эффективно обогащается класса 0,1-0,5 мм. Илистые частицы класса менее 0,1 мм являются труднофлотируемыми. Кроме того, они ухудшают условия флотации, снижают ее скорость и селективность, затрудняют процесс фильтрации. Чем мельче частицы угля, тем сложней и дороже обезвоживание. Если для обезвоживания класса более 13 мм достаточно применять обезвоживающие грохоты, то для мелких классов необходимы еще и фильтрующие центрифуги, для обезвоживания флотационного концентрата (класс 0-1 мм) используется фильтрация и термическая сушка. Увеличение содержания мелочи в угле ведет к усложнению схем углеобогатительных фабрик и увеличению затрат на обогащение. Приведенные затраты (эксплуатационные расходы, капитальные затраты и стоимость потерь концентрата в отходах) на обогащение 1 тонны угля классов 13-100 мм; 0,5-13 мм; 0-0,5 мм относятся соответственно как 1:1,7:7. Ввиду резкой разницы в уровне затрат на обогащение мелочи и шлама для снижения себестоимости обогащения и капитальных затрат при строительстве новых углеобогатительных фабрик необходимо на всех стадиях от добычи угля до его поступления на фабрики изыскивать возможности для уменьшения измельчения угля. Особую важность приобретает вопрос об уменьшении измельчения подвергаемых рассортировке антрацитов и энергетических углей. Эффективность использования антрацита в качестве топлива промышленных котельных и бытовых топок при рассортировке на узкие классы повышается, так как сокращаются потери от недожига провала мелочи под колосники и уноса мелких классов в трубы. Потребность в сортовых антрацитах полностью не удовлетворяется. Рост выпуска сортовых антрацитов для удовлетворения промышленных, коммунально-бытовых и экспортных нужд осуществляется главным образом путем увеличения объемов рассортровки. Однако существует более эффективный путь – увеличение выхода сортового топлива. Углеобогатительным фабрикам, выпускающим сортовое топливо, экономически выгодно увеличение выхода крупно – средних сортов, так как цена 1 тонны их превышает цену 1 тонны штыба. Кроме того, уменьшение содержания мелких классов в направляемых на обогащение углях позволяет снизить себестоимость переработки, улучшить качество товарной продукции и сократить потери концентрата в породе. Существенное снижение содержания крупных и средних классов ( до 20%) происходит вследствие измельчения угля при транспортировании, а также на сортировках и углеобогатительных фабриках. Только в процессе измельчения антрацита при транспортно – перегрузочных операциях ежегодно образуется 10 млн. тонн штыба. Потребность в твердом сортовом топливе полностью не удовлетворяется и в перспективе она будет возрастать. Сокращение потерь крупно – средних сортов антрацитов и энергетических углей вследствие измельчения является резервом, реализация которого важная задача.
Татьяна Хамзина аспирант ИГД имени Чинакала СО РАН, главный технолог ООО «Сибгипрошахт»